Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы социологического воображения, их динамика.



2020-03-19 364 Обсуждений (0)
Типы социологического воображения, их динамика. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основоположником концепции социологического воображения явился Ч. Р. Миллс, опубликовавший в 1959 году одноименный труд. Данная концепция возникла во время расцвета третьего поколения социологических теорий, которому, как показано выше, соответствовал динамический тип социологического мышления. Это во многом объяснимо: ведь социологическое воображение, по существу, предполагает внутреннюю, достаточно сложную динамику мысли.

Существовало ли социологическое воображение, не как термин и концепция, а как явление, ранее? Полагаем, на этот вопрос следует дать утвердительный ответ: социологическое мышление и социологическое воображение возникли вместе, имеют свою общую, имманентную логику развития. При этом мы далеки от механистической трактовки их взаимодействия. Разумеется, в социологическом воображении гораздо больше и рельефнее, чем в социологическом мышлении, проявляются личностные качества социолога, его способности к самовыражению. И все же эти индивидуальные способности, по нашему мнению, задаются структурой (в гидденсовском понимании) социологического воображения, которая, будучи "внутренним" фактором, не только ограничивает свободную сферу творческой деятельности, но и дает возможности. При этом сама структура социологического воображения подвержена динамике, которая способствует переходу от одного типа социологического воображения к другому. Рассмотрим типы социологического воображения в контексте их динамичного развития.

Как считает Р. Мертон, одной из интеллектуальных предпосылок возникновения социологии как науки явилось мышление в виде организованного скептицизма в отношении законов общества, взглядов на природу поведения больших групп людей. Такое мышление просто не могло возникнуть, пока общество развивалось относительно спокойно, а поведение людей было в высшей степени предсказуемо, регламентировалось культурными традициями, устоявшимися коллективными представлениями, многочисленными ритуалами и табу. Оно появилось, лишь когда, по крайней мере, определенное научное сообщество стало критически мыслить по основным жизненно важным вопросам. "Организованный скептицизм, - пишет Мертон, - содержит в себе скрытое сомнение в некоторых основаниях установленной рутины, власти, принятых процедур и сферы "сакрального" вообще... независимо от того, идет ли речь о сакральной сфере политических убеждений, религиозной веры или экономических прав, научный исследователь не ведет себя предписанным некритическим и ритуалистическим образом".

Полагаем, организованный скептицизм можно рассматривать как первый тип социологического воображения. Он характерен для социологов, представляющих первое поколение социологических теорий. Так К. Маркс увидел в, казалось бы, "свободных" экономических отношениях проявление некой "чуждой воли" - появились своеобразные концепции отчуждения, товарного фетишизма, давшие импульс исследованиям в этом направлении на годы вперед. Вместе с тем, структура данного типа социологического воображения накладывала ограничения на "вспышки озарения" в виде дискурса об "объективных" исторических законах.

Второй тип социологического воображения, сформированный на основе антипозитивистского мышления, был главным образом нацелен на выявление внутренних, латентных, как правило, неосознаваемых механизмов деятельности людей, формирующихся в контексте определенных ценностей. Анализ "духа капитализма", проделанный М. Вебером, позволил раскрыть внутренний смысл современного капитализма, формирование принципиально новых типов рациональностей, солидарностей, экономических и политических организаций.

Концепция социологического воображения Ч. Р. Миллса знаменует собой его третий, достаточно зрелый тип, адекватный динамическому типу мышления. Как и Маркса Миллса занимала проблематика свободы. Но движение к свободе трактуется им в контексте более сложной динамики, через призму утверждения культуры гуманистической рациональности, активной роли человека. "Свобода, - писал он, - это не только возможность делать все, что нам вздумается, или делать выбор из заданных вариантов. Свобода - это, прежде всего, возможность определить варианты выбора, обсудить их и только потом принять решение. Вот почему не может быть свободы без повышения роли разума в человеческих делах". Социолог не мыслил свободу без интеллектуальной общественности, которую он противопоставлял стихии массы, прямо отмечая, что в свободном обществе "доминирует истинная общественность, а не массы". По Ч. Миллсу, социологическое воображение - плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться. Его ключевым элементом является взгляд как бы стороннего наблюдателя - попытка абстрагирования исследователя от привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смысловых пластов человеческого бытия. "Это особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с более широкой социальной действительностью". Особо примечательно, что в социологическом воображении ученый видел своеобразную возможность личного активного участия исследователя в процессе изменения общества, политической и культурной жизни.

Спустя почти пятьдесят лет П. Штомпкой выработана концепция социологического воображения, представляющая ее исторически четвертый тип. Эта концепция, адекватная рефлексивной метапарадигме радикального модерна, делает акцент на восприятии общественной жизни в контексте "ускользающего мира" (Э. Гидденс), "текучей современности" (З. Бауман), на признании увеличивающегося разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни. Ее основные постулаты следующие: рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов и идентифицировать их; понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь; изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее; воспринимать общественную жизнь в ее динамике; признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни.

Ныне формируется пятый тип социологического воображения, который, предполагается, адекватен нелинейной метапарадигме постмодерна. Востребованность новой концепции социологического воображения осознается мировым социологическим сообществом. Об этом свидетельствует ряд попыток ее создания. Одна из них предпринята британским социологом Стивом Фуллером в книге "Новое социологическое воображение", изданной в 2008 году. По мнению ученого, потребность анализа усложняющегося социума, в частности, "овеществления спонтанности" "подорвала социальное научное воображение предшествующих типов. - чему способствовали противоположные стороны - как гуманитарные, так и естественные науки". Новая концепция социологического воображения предполагает мышление в терминах расширяющегося теоретического синтеза, примером чему могут служить "недавно появившиеся "прогрессивные" науки: социобиология, эволюционная психология, поведенческая генетика". Вместе с тем, она ориентирует социологов на видение возможных ненамеренных последствий научных инноваций, исходя из того, что "остается и всегда останется сомнение относительно нашего контроля над последствиями". При этом предлагаемая концепция социологического воображения основывается на биологическом неоредукционизме, акцентирует возрастающую роль инноваций, особенно ненамеренных последствий нанотехнологий для жизнедеятельности человека. Данная концепция, полагаем, хорошо работает в таких направлениях исследования, как риски здоровья, дискурс "старения" и "антистарения", новые подходы к пониманию человеческого тела. Вот проблематика рабочей группы "Тело в социальных науках" 1-го Форума социологии: границы телесности, тело и природа, танцующие тела в киберпространстве, транссексуальные и трансгендерные тела, телесный фактор в социальных сетях и др. Воистину, для занятий этой проблематикой необходимо новое социологическое воображение, позволяющее видеть латентные стороны и функции человеческой телесности, многогранность которой стала раскрываться и осознаваться лишь сегодня. На наш взгляд, у предлагаемой концепции есть ряд сильных сторон: предложение парадоксальных синтезов новейших подходов исследования поведения человека, акцент на амбивалентности последствий научных инноваций. Но есть и слабые стороны. Для нас, например, неприемлем ее радикализм - умаление предшествующих типов социологического воображения, недооценка духовной составляющей в жизнедеятельности человека.

Еще одна постмодернистская концепция социологического воображения связана со становлением "постчеловека" - современного человека, чье социальное взаимодействие немыслимо без использования новейших технологий и "интеллектуальных машин". Сегодня эти машины, естественно, влияют на характер функционирования социального фактора, придают ему новые властные возможности.

 

 



2020-03-19 364 Обсуждений (0)
Типы социологического воображения, их динамика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы социологического воображения, их динамика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)