Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика инфляции и антиинфляционной политики в России в период с 1992 по дефолт 1998



2020-03-17 280 Обсуждений (0)
Специфика инфляции и антиинфляционной политики в России в период с 1992 по дефолт 1998 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С момента распада Советского Союза в 1991 году, в России, в период с 1992 по 1998 годы складывалась ситуация, когда цены неуклонно росли, что вызывало необходимость систематической индексации заработной платы, в частности работникам бюджетной сферы. Это и замыкало порочный круг инфляции в России, развивающейся по спирали.

В условиях планово-централизованной экономики в СССР господствовала ошибочная концепция о неприменимости к ней самого понятия “инфляция” и о неуклонном повышении покупательной способности рубля. Догматическое отрицание инфляции при социализме позволяло по сути то, что на Западе обычно запрещено ( например, покрытие дефицита госбюджета за счет кредитов центрального банка, т.е. денежной эмиссии ) и запрещавшие то, что во всем мире практикуется (эластичная переориентация экономики и ценообразования в зависимости от спроса и предложения, сочетание государственного и рыночного регулирования экономики ).

Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны всегда были связаны с развитием и модернизацией добывающих отраслей - нефти и газа, что было недопустимо, поскольку с позиций сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может быть перспективной ни с какой точки зрения. В общем, экономическая политика административно-командной системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.

В начале 1992 г. жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика совместно с решительными мерами по стабилизации цен позволила избежать краха бюджетной системы и сдержать рост денежной массы в обращении. Кредитная эмиссия была умеренной, а бюджет в первом квартале был сведен с положительным сальдо (1% от валового национального продукта). Начало укрепляться доверие к рублю, была снята угроза гиперинфляции. Бартер постепенно уступал место обычной купле-продаже товаров.

После скачка цен в январе, когда потребительские цены выросли в 3,5 раза, а оптовые - в 5 раз, в последующие месяцы инфляция составляла 10-15% в месяц. В результате быстрого роста цен, которые, как уже говорилось, привели к резкому обесцениванию оборотных средств предприятий, и неадекватного поведения производителей в новых условиях, неправильно расценивавших свои возможности в условиях инфляции и закупавших впрок материальные ресурсы, придерживавших готовую продукцию и завышавших цены, а также в результате отсутствия механизма банкротства резко возросла взаимная задолженность предприятий, что вызвало кризис неплатежей.

Процесс либерализации цен в условиях монополизма не дал полностью выявить неэффективные производства и начать структурную перестройку экономики.

Стремление избежать массовых остановок предприятий и безработицы из-за кризиса неплатежей и необходимость сезонных работ (завоз на Крайний Север, посевная) потребовали увеличения в середине 1992 г. объема кредитования хозяйства Центральным банком. Возрос с 918 млрд руб. на первое апреля и с 1393 млрд на первое июня до 2878 млрд руб. на первое октября и до 3731 млрд на первое ноября объем кредитных вложений в экономику страны. Темпы прироста денежной массы с июня по сентябрь превышали 25% в месяц, тогда как с января по май они были в пределах 9-14% в месяц. Это ослабило кризис неплатежей, но укрепило положение убыточных предприятий и усилило инфляционные процессы. В четвертом квартале инфляция составляла примерно 25% в месяц. В целом цены в 1992 г. выросли примерно в 30 раз, на сельскохозяйственную продукцию - в 10 раз.

С середины 1992 г. по мере смягчения финансово-кредитной политики начался значительный рост бюджетного дефицита, составившего по итогам последних восьми месяцев примерно 10% от ВВП. В целом по итогам года дефицит госбюджета составил 5% от ВВП.

Массовая денежная эмиссия в конце 1992 г. отразилась на темпах инфляции в начале 1993 г. Темпы прироста денежной массы в конце 1992 г. составляли более 25% в месяц. Соответственно, инфляция в январе и феврале составила 25% и 26%. Поскольку денежная эмиссия не сразу влияет на инфляцию, то такие ее темпы можно было отнести к последствиям финансовой политики предыдущего года.

Новый финансовый год хотелось начать с хорошего. Задачей на 1993 г. было максимально затормозить инфляцию, избежав при этом социального взрыва. Поэтому первые месяцы были отмечены довольно жесткой финансовой политикой. Как следствие инфляция с марта по июнь была в пределах 18 - 20% в месяц. Повлиял также сезонный фактор: летом происходит спад деловой активности, а значит, уменьшается скорость обращения денег.

Отпуск цен на уголь, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, завоз продовольствия и топлива на Север увеличили инфляцию в третьем квартале: в июле инфляция составила 22%, а в августе и сентябре 26 и 23% соответственно. Однако жесткая финансовая политика в четвертом квартале, а также повышение учетной ставки ЦБ и начало работы рынка ГКО (что позволило профинансировать дефицит бюджета) снизили темпы инфляции. Так в сентябре инфляция составила 20%, а в декабре уже 13%. Таким образом, ежемесячную инфляцию к концу 1993 г. удалось снизить почти вдвое. Если в январе - феврале 1994 г. темпы роста денежной массы были на уровне 5-6% в месяц, то с марта по август темпы прироста денежной массы составляли 10-15% ежемесячно.

В феврале 1994 г. дефицит госбюджета возрос в 2,5 раза по сравнению со средним уровнем последнего квартала 1993 г. и достиг 14,4% ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды, в мае, июле и августе составлял двузначную цифру. В целом за период с февраля по август дефицит бюджета возрос с 6,7% ВВП до 11%. Несмотря на то что на финансирование дефицита использовались иностранные кредиты (вторую часть кредита по системе преобразования (КСП) в размере 1,5 млрд долл., предоставленная МВФ в апреле 1994 г. и давший 0,9% ВВП), а также возросшие поступления от ГКО (1% ВВП по сравнению с 0,2% в последнем квартале 1993), кредиты ЦБ Министерству финансов также выросли с 6,5% ВВП до 9,1% и остались важнейшим источником покрытия дефицита бюджета.

Ставка рефинансирования ЦБ в течение первого квартала держалась на уровне 210% годовых, этот фактор сыграл в сторону понижения инфляции, ограничивая предложение денег. Однако весной ставка начала резко снижаться, сначала до 185%, а в мае - июне и до 130%, увеличивая предложение денег, которые внесли свой вклад в осенний всплеск инфляции. Только после «черного вторника» ставка ЦБ повысилась до 180% и осталась таковой до конца года. Темпы инфляции в декабре 1994 г. остались на уровне конца 1993 г., хотя за год рост цен был почти в 2 раза ниже, чем в 1993 г.

Начиная с января 1994 г. инфляция начала неуклонно снижаться и в августе составила менее 5%. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, это было действием политики, проводимой Е. Гайдаром и Б. Федоровым в конце 1993 г. и начале 1994 г. Временной лаг действия бюджетной и финансовой политики составляет от трех до шести месяцев. Во-вторых, летом в связи со снижением деловой активности скорость обращения денег упала примерно на 10%, что весьма существенно сказалось на уровне инфляции. Осенью же скорость обращения денег начала расти, подстегивая инфляцию. Осенняя инфляционная волна, причиной которой явилась мягкая финансово-бюджетная политика правительства России, застала власти врасплох. За один месяц темпы инфляции увеличились в 2,5 раза (в сентябре 6%, а в октябре - 15%) и продолжали расти до 17.5% в январе 1995 г.

октября 1994 г. произошел инцидент на ММВБ - так называемый «черный вторник», когда курс американского доллара подскочил за один день на 27%. Естественно, это увеличило недоверие к рублю среди населения. Осенью же руководству правительства пришлось пересмотреть приоритеты экономической политики, и председатель правительства В. Черномырдин объявил скорейшую финансовую стабилизацию главной целью на ближайшие годы.

Вместе с тем правительство поняло, что без жесткой финансовой и бюджетной политики достижение этой цели невозможно. В ноябре на должность вице-премьера по экономической политике был назначен Анатолий Чубайс, известный своими либеральными взглядами. Обещания правительства были подтверждены конкретными делами, с сентября и до конца года темпы прироста денежной массы составляли 5-7% в месяц.

г. стал первым годом реформ, в течение которого планомерно и последовательно осуществлялся курс, направленный на реформирование и оздоровление экономики России.

В течение предыдущих 3-х лет реформы «метались» из стороны в сторону. То проводилась жесткая финансово-бюджетная политика, то под давлением различных лоббистских структур выдавались массовые кредиты, что перечеркивало прежние достижения.

г. стал годом борьбы с инфляцией. Правительство, наученное своим горьким опытом осени 1994 г., поняло, что главной задачей на ближайшее будущее является снижение до минимума темпов инфляции. Вся денежно-кредитная и бюджетная политика была направлена на выполнение этой задачи. Курс на скорейшую финансовую стабилизацию был объявлен еще осенью, когда стало ясно, что 1994 г. по сути потерян в плане борьбы с инфляцией. «Черный вторник» поставил под вопрос способность правительства вывести страну из кризиса, конец которого не приближался. В октябре 1994 г. было сделано несколько перестановок в правительстве с целью скорейшего проведения реформ. Сам председатель правительства Виктор Черномырдин со времени своего назначения существенно изменил свои взгляды на проблему инфляции.

Главными новшествами в проведении стабилизационной экономической политики в 1995 г. стали отказ государства от кредитов ЦБ на покрытие дефицита госбюджета и введение валютного коридора.

С сентября 1994 г. темпы прироста денежной массы держались на уровне 5% в месяц, что предопределило снижение темпов инфляции в 1995 г., и, хотя темпы прироста денежной массы превышали 10% в месяц, существенно на темпах инфляции это не отразилось.

В 1995 году была пересмотрена бюджетная политика. Было прекращено финансирование ЦБ бюджетного дефицита. Если в первом квартале за счет кредитов ЦБ финансировалось до одной трети бюджетного дефицита, то во втором квартале было принято решение о прекращении финансирования бюджетного дефицита, и, более того, возвращение ранее взятых кредитов ЦБ увеличило расходную часть федерального бюджета на 0,2% от ВВП. В целом дефицит бюджета находился в пределах 3-4% ВВП и по итогам первых девяти месяцев составил 3.3% ВВП, что более чем в 3 раза меньше, чем за аналогичный период 1994 г. Дефицит госбюджета в 1995 г. финансировался за счет внешних займов (1,95% ВВП) и за счет продажи ценных бумаг ГКО и ОФЗ (1,66% ВВП). В последние месяцы начали поступать доходы от денежной приватизации.

Темпы инфляции в 1995 г. неуклонно снижались, упав за год более, чем в пять раз, с 17,8% в январе и до 3,2% в декабре. И хотя правительством прогнозировалось более резкое снижение темпов инфляции, все же и это можно считать успехом.

В январе инфляция составила 17,8%, что являлось не только последствием «накачки» экономики в 1994 г., но и обычными выплатами задолженности государства перед бюджетными организациями по итогам года, а также все еще сильными инфляционными ожиданиями, усилившимися после «черного вторника» и в связи с войной в Чечне. Скорость обращения денег в начале года выросла примерно на 10%, по сравнению с осенью 1994 г., что помешало более быстрому снижению темпов инфляции в первой половине 1995 г., хотя для этого были созданы все условия. Начиная с марта темпы инфляции падали в среднем на 1% в месяц, достигнув 4,6% в августе. В сентябре и октябре инфляция была на уровне 4,5% в месяц. В конце года, в ноябре и декабре инфляция составила 3,3 и 3,2% соответственно - это самые низкие показатели с 1992 г. В целом за 1995 г. цены в России выросли на 129%, что значительно меньше, чем в 1994 г.

Ставка рефинансирования ЦБ почти весь год держалась на высоком уровне. В течение первых девяти месяцев она составляла свыше 180% годовых. В дальнейшем ставка ЦБ снизилась сначала до 170%, а затем и до 160%. Темпы инфляции падали, а ставка оставалась на достаточно высоком уровне, что сокращало объем предложения денег в экономике. Это ускорило приближение банковского кризиса, начавшегося 11 августа 1995 г., которое многие прозвали «черным четвергом». Он потряс банковскую систему России. Рухнул рынок межбанковских кредитов. В июне был введен валютный коридор. ЦБ должен был контролировать валютный курс рубля в пределах 4300-4900 рублей за доллар и в случае необходимости скупать или продавать валюту, не давая курсу рубля выйти за указанные рамки. Эта идея долго обсуждалась в правительстве. Первоначально введение валютного коридора предполагалось еще осенью 1994 г., когда летние темпы инфляции были низки, а курс рубля по отношению к доллару был более или менее стабилен. Однако осенняя волна инфляции, а затем и «черный вторник» похоронили планы правительства. Но в июне жесткая финансово-бюджетная политика правительства и ЦБ дали свои результаты. Резкое падение курса доллара дало возможность «загнать» доллар в валютный коридор. Активность на валютном рынке упала более, чем в 2 раза. Так, объем продаж на основной валютной площадке страны - ММВБ - составил 1474 млн долл. в июле, против 3833 млн долл. в июле. Валютный коридор был введен сначала до октября, а затем до конца 1995 г. Каковы же последствия такого шага? Во-первых, валютный коридор нанес ощутимый удар по инфляции, прежде всего тем, что снизил инфляционные ожидания. Кроме того, первоначально коридор вводился как мера по предотвращению еще большего снижения курса доллара, который по некоторым оценкам мог упасть до 3000 рублей за доллар, что могло нанести сильный удар по экспортерам при продолжающейся инфляции. Однако затем валютный коридор сыграл обратную роль. Снизившаяся в результате этой меры активность на валютном рынке предопределила более медленный рост курса доллара по отношению к рублю. В итоге курс доллара за год вырос на 22%, а годовая инфляция составила 129%.

Новым явлением в России стало снижение темпа инфляции с 1996г. и до конца августа 1998г.. Темп роста инфляции составил 21, 8% в 1996г., 11% в 1997г., в начале 1998г. - около 15%.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г., помимо безоглядного ограничения денежной массы включала в себя и так называемый безынфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Если “замораживание” денежной массы и денежный голод в хозяйстве с самого начала вызывали сомнения, то переход от кредитования бюджета к выпуску государственных долговых обязательств внешне представлялся вполне оправданным и никакой особой критики не вызвал. Напротив, его приветствовали сторонники различных взглядов на проведение реформ в России.

Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но затем система, что называется “начала давать сбои”. Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов. В первые три года высокой инфляции ( 1992 - 1995 гг.) такое сочетание еще наблюдалось, но затем сокращение темпов инфляции, являвшееся главной целью реформаторов, затормозило рост доходов, а нагрузка на бюджет осталась прежней. С другой стороны, объем производства и реальных доходов резко сократился, и для обеспечения традиционной величины государственных расходов потребовались дополнительные, т. е. заемные средства. Их рассчитывали получить на рынке государственных ценных бумаг , и первые два года это вполне удавалось. Но затем ситуация резко ухудшилась.

Развитый и бесперебойно действующий рынок ценных бумаг предполагает определенный уровень доходов населения - чем выше, тем лучше. Сбережения населения являются главной опорой финансовых рынков. Между тем реформаторы сами ликвидировали эту опору либерализацией цен и жесткой денежной политикой.

Более или менее существенные денежные средства были только у банков. С ними-то государство и начало игру в ГКО и ОФЗ. Государственные обязательства изначально базировались на очень шаткой основе: они продавались на короткий срок и были высокодоходны. Вот это и предопределило, с учетом падения производства и реальных доходов, судьбу ГКО. Пирамида рухнула. Государство быстро подошло к роковой черте: поступления денег от продажи новых выпусков государственных бумаг стали меньше платежей по погашению прежних выпусков (включая, разумеется, и колоссальные проценты). Это произошло уже в конце 1997 - начале 1998 г.

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика обычно проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы.

Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс. Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных стран.

В экономической жизни России после семи лет активных рыночных реформ, после достижения официально провозглашенной финансовой стабильности разразился финансовый крах, страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха , естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38% , за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998г. рост цен превысил 60%, и это при 1% в 1997г.

Почему это произошло? В чем причина столь негативного поворота событий? Основные причины изложены выше - это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в обществе. Да, реформы необходимы, но осуществлять их и идти к рынку надо было не столь прямолинейно и не столь поспешно, как это делалось в течение 1992 - 1997 гг.

Выводы из сложившейся в августе 1998г. ситуации были не утешительными: в создавшихся условиях, развитие рыночной экономики России представляется протекающим в условиях резкой разбалансированности, ценовая динамика в существенной степени зависит от развития ситуации на валютном и финансовом рынках и в бюджетной сфере ( включая проблемы обслуживания госдолга).

На финансовом рынке в 1998г. напряженность нарастала.

Ожидание девальвации рубля и отсутствие альтернативных рублевых инструментов для вложения средств предопределили приобретение банками валютных активов, несмотря на проблемы с рублевой ликвидностью.

 

Диаграмма 4.1.1. Динамика официального курса рубля по отношению к доллару США.

 

Из диаграммы видно, что курс рубля изменялся в августе - сентябре 1998г. скачками. При этом необходимо учитывать, что инфляционные последствия скачкообразного изменения курса рубля оказываются гораздо более ощутимыми, чем если бы курс рубля “опускался” постепенно: дополнительно стимулировали рост цен массовое “бегство” от рубля, ажиотажный спрос населения на многие виды товаров и появление локальных товарных дефицитов в разгар кризиса.

Объем доходов, аккумулируемых в бюджетной системе, снижается на протяжении последних лет, сделав к 1998г. практически невозможным нормальное финансирование бюджетной сферы. Периодически проводимые денежные зачеты в разных формах значительно искажали реальную ситуацию с доходами бюджета.

Таким образом, инфляционные последствия финансового кризиса весьма ощутимы. Это проявляется особенно рельефно, если учесть, что последовательное снижение темпов инфляции и относительное (с учетом инфляции) укрепление рубля являлись наиболее заметными достижениями в результате семи лет реформ.

В “Первоочередных мерах Правительства и Центрального Банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране” на 1999 год была указана цель - удержать инфляцию на уровне не более 30%.

 



2020-03-17 280 Обсуждений (0)
Специфика инфляции и антиинфляционной политики в России в период с 1992 по дефолт 1998 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика инфляции и антиинфляционной политики в России в период с 1992 по дефолт 1998

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)