Ограничивают аутсайдерам
Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок; Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.); Участие фирм в контроле над рыночной ценой . Рыночное соперничество классифицируется так:
Совершенная Конкуренция Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также: 1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара; 2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными; 3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей; 4.Продавцы действуют независимо друг от друга; Доступ на рынок никем и ничем не ограничен. Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность. Несовершенная Конкуренция Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ». Термин « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции (таблица 1). Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей, речь о которых пойдёт позже. В экономической литературе даётся следующая классификация монополий: · С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистическихорганизаций: А) Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой); Б) Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов). В) Таблица 2 и стр. 5. В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий: А) Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.). Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.) Таблица 1
Монополия | |||||||||||||
Число продавцов | Много | Один | |||||||||||
Барьеры входа и выхода из рынка | Нет | Есть(нет вхождения) | |||||||||||
Дифференциация продукта | Нет (одинаковые продукты одного вида) | Нет (один продукт) | |||||||||||
Участие фирм в контроле над ценами | Нет | Полный контроль |
Таблица 2 (пояснения на стр. 5)
Покупатели | Продавцы |
| ||||||
Много | Несколько | Один | ||||||
Много | Совершенная | Олигополия | Монополия | |||||
Конкуренция | ||||||||
Несколько | Олигопсония | Билатеральная | Ограниченная | |||||
Олигополия | Монополия | |||||||
Один | Монопсония | Ограниченная | Билатеральная | |||||
Монопсония | Монопсония |
В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
Создают барьеры
для вхождения на рынок новых фирм;
Ограничивают аутсайдерам
(предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
Создают очень высокий
(по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
Применяют более
крупный капитал;
5. «
2020-03-19 | 140 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Ограничивают аутсайдерам |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы