Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»



2020-03-19 205 Обсуждений (0)
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

I. Введение

II. Основная часть

1.Идейное значение батальных сцен

2.Средства изображения войны разными авторами

3.Соотношение традицийи новаторства в разработке темы войны

III. Вывод

IV. Библиография

V. Приложения

 

 

I.  Введение

Несмотря на любовь к миру как естественному состоянию всего живого, человек, к сожалению, часто оказывается свидетелем и участником страшных войн. Война для одних людей – это средство обогащения, утверждение своей власти, но для большей части человечества –это страшное разрушение, бездумно пролитая кровь, искалеченные человеческие судьбы и миллионы смертей.

Именно писатели, и особенно русские авторы, мастерски изображают войну со всей силой своего искусства, показывая ее противоестественность, антигуманный характер и жестокую сущность .

Меня очень заинтересовали эпизоды, связанные с войной, в произведениях,«Тарас Бульба», «Кавказский плени», «Севастопольские рассказ». Именно поэтому в своём исследовании я и остановлюсь на идейно-художественной роли батальных сцен в указанных произведениях Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого.

Цель: определить средства изображения батальных сцен в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», рассказе «Кавказский пленник», «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.

Задачи:

1. Определить круг произведений, раскрывающих тему войны

2. Изучить библиографию по данной теме

3. Вычленить изобразительно-выразительные средства, помогающие создать образы войн

4. Уяснить соотношение традиций и новаторства в разработке темы разными авторами

Методы исследования:

1.Анализ эпизодов

2.Наблюдение

3.Сопоставление художественных текстов и литературоведческих источников

4.Классификация

 

II. Основная часть

Особенности изображения войны в повести

Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Н. В. Гоголь выбирает местом действия своей военной повести «Тарас Бульба» Запорожье 16-го века. Оно стало в то время средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто “не приобыкли невольничьей службе”. Так возникло казачество, ставшее собирательным образом в произведении. Прекрасно сказал Гоголь об этом духовном братстве людей: “Его вышибло из народной груди огниво бед”. Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие, патриотизм — вот черты характера этих людей. Их мастерски изображает писатель как в массовых сценах, так и в эпизодах, связанных с ключевыми событиями в судьбах главных героев. “Здесь были те, — пишет Гоголь, — которые дотоле червонец считали богатством”. Бедняк, вчерашний раб, становился здесь не только хозяином своей судьбы, но и человеком, несущим на себе ответственность за судьбу всего народа».

Казачество изображается и в короткие мирные передышки, и во время жестоких битв с большой симпатией автора.

Для понимания читателем истоков военной удали и отваги запорожцев Гоголь показывает картину степи как места рождения характера защитника Родины. Казаки слыли опасными врагами из-за своего военного мастерства. На широких степных просторах проявлялись отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. Слава об этих подвигах распространялась далеко за пределами Украины. Присмирели татары, вынужден был умерить свои аппетиты турецкий султан. Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. В повести Гоголь рассказывает не только о сюжетных баталиях, но и вспоминает былые победы запорожцев.Насвоих легких “чайках” запорожцы смело пересекали море и “шарпали” берега Оттоманской империи и дважды подходили к ее столице — Константинополю. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли.

Сечьуникальна тем, что не складывала оружия. Она оставалась, по меткому слову Гоголя, «своевольной Республикой», откуда разливалась «воля и казачество на всю Украину».

Например филолог Елена Иваницкая видит в действиях Тараса Бульбы «поэзию крови и смерти». Педагог Григорий Яковлев, утверждая, что повесть Гоголя воспевает «насилие, разжигание войн, непомерную жестокость, средневековый садизм, агрессивный национализм, ксенофобию, религиозный фанатизм, требующий истребления иноверцев, непробудное пьянство, возведённое в культ, неоправданную грубость даже в отношениях с близкими людьми», ставит вопрос о том, нужно ли изучать это произведение в средней школе.

Критик Михаил Эдельштейн дифференцирует личные симпатии автора и законы героического эпоса: «Героический эпос требует чёрно-белой палитры — акцентирования сверхчеловеческих достоинств одной стороны и полного ничтожества другой. Поэтому и поляки, и евреи — да, собственно, все, кроме запорожцев, — в гоголевской повести не люди, а скорее, некие человекоподобные манекены, существующие для демонстрации героизма главного героя и его воинов. Эпическое и этическое начала не то чтобы вступают в противоречие — просто первое начисто исключает саму возможность

    «Войско решилось идти прямо на город Дубно, где, носились слухи, было много казны и богатых обывателей. В полтора дня поход был сделан, и

запорожцы показались перед городом. Жители решились защищаться до последних сил и крайности и лучше хотели умереть на площадях и улицах перед своими порогами, чем пустить неприятеля в домы. Высокий земляной вал окружал город; где вал был ниже, там высовывалась каменная стена или дом, служивший батареей, или, наконец, дубовый частокол. Гарнизон был силен и чувствовал важность своего дела. Запорожцы жарко было полезли на вал, но были встречены сильною картечью. Мещане и городские обыватели, как видно, тоже не хотели быть праздными и стояли кучею на городском валу. В глазах их можно было читать отчаянное сопротивление; женщины тоже решились участвовать, - и на головы запорожцам полетели камни, бочки, горшки, горячий вар и, наконец, мешки песку, слепившего им очи. Запорожцы не любили иметь дело с крепостями, вести осады была не их часть. Кошевой повелел отступить и сказал:

- Ничего, паны-братья, мы отступим. Но будь я поганый татарин, а не

христианин, если мы выпустим их хоть одного из города! Пусть их все

передохнут, собаки, с голоду! Войско, отступив, облегло весь город и от нечего делать занялось опустошеньем окрестностей, выжигая окружные деревни, скирды неубранного хлеба и напуская табуны коней на нивы, еще не тронутые серпом, где, как нарочно, колебались тучные колосья, плод необыкновенного урожая, наградившего в ту пору щедро всех земледельцев. С ужасом видели с города, как истреблялись средства их существования. А между тем запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги, расположились так же, как и на Сечи, куренями, курили свои люльки, менялись добытым оружием, играли в чехарду, в чет и нечет и посматривали с убийственным хладнокровием на город.

Ночью зажигались костры. Кашевары варили в каждом курене кашу в огромных медных казанах. У горевших всю ночь огней стояла бессонная стража. Но скоро запорожцы начали понемногу скучать бездействием и продолжительною трезвостью, не сопряженною ни с каким делом. Кошевой велел удвоить даже

порцию вина, что иногда водилось в войске, если не было трудных подвигов и движений. Молодым, и особенно сынам Тараса Бульбы, не нравилась такая жизнь. Андрий заметно скучал.

В этом эпизоде изображается то, как обороняются городские жители. Обыватели защищаются до последних сил, они не хотят пускать своего врага в родные дома: «…мы лучше умрем на площадях и улицах перед своими порогами…» - так говорят жители. Люди гарнизона были сильны и уверены в своих силах, они чувствовали важность своего дела. Но запорожцы старались не отступаться от крепости. Они стояли кучею на городском валу. В их глазах их можно было прочитать отчаянное сопротивление. Женщины гарнизона также старались в защите своего жилья: они скидывали запорожцам на голову камни, бочки и горшки с горячим варевом. И тогда Кошевой предпринял умный ход. Он приказал своим соратникам отступить, и в тоже время не выпускать ни одного человека из города: «Пусть их все передохнут, собаки, с голоду!» Каждую ночь запорожцы выставляли стражу.

    Несмотря на то, что запорожцы являются очень хорошими и смелыми воинами, они не смогли удержаться и дали себе слабину: «Шум и движение происходили в запорожском таборе. Сначала никто не мог дать верного отчета, как случилось, что войска прошли в город. Потом уже оказалось, что весь Переяславский курень, расположившийся перед боковыми городскими воротами, был пьян мертвецки; стало быть, дивиться нечего, что половина была перебита, а другая перевязана прежде, чем все могли узнать, в чем дело. Покамест ближние курени, разбуженные шумом, успели схватиться за

оружие, войско уже уходило в ворота, и последние ряды отстреливались от

устремившихся на них в беспорядке сонных и полупротрезвившихся запорожцев.

Кошевой дал приказ собраться всем, и когда все стали в круг и затихли,

снявши шапки, он сказал:

- Так вот что, панове-братове, случилось в эту ночь. Вот до чего довел

хмель! Вот какое поруганье оказал нам неприятель! У вас, видно, уже такое

заведение: коли позволишь удвоить порцию, так вы готовы так натянуться, что враг Христова воинства не только снимет с вас шаровары, но в самое лицо вам начихает, так вы того не услышите.»

 

 



2020-03-19 205 Обсуждений (0)
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)