Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Война на страницах рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»



2020-03-19 368 Обсуждений (0)
Война на страницах рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» 0.00 из 5.00 0 оценок




В рассказе «Кавказский пленник» мы совсем не видим батальных сцен. Автор только в завязке показывает неудачную попытку Жилина сразиться с горцами и его пленение. Но это отнюдь не означает, что мы не видим в произведении изображения войны.

Толстой мастерски рисует нам войну и её последствия в экспозиции, передаче отношений горцев к русским пленным. Уже в начале повествования автор предупреждает, что война на Кавказе несёт либо смерть, либо неволю: « Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости — татары  или убьют, или уведут в горы». Автор не использует ни красочных эпитетов, ни метафор, но будничный тон повествования рельефно показывавет страшное лицо войны.

Толстой изображает войну в рассказе через важные эпизоды в судьбе главного героя. Так, в эпизоде пленения, читатель видит неравное противоборство двух сторон: с одной стороны, безоружный офицер Жилин, с другой, шестеро его противников. Здесь война осмысливается как стечение обстоятельств, сноровка и превосходство сил. Через отчаянные попытки одного бойца уйти от преследования Толстой создаёт представление об удальстве и смелости русских солдат. А одержимость горцев характеризует их как опасных и ловких врагов. Такие выводы можно сделать из небольшого фрагмента: «Жилин видит — дело плохо. Ружье уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад, к солдатам — думал уйти. Видит, ему наперерез катят шестеро. Под ним лошадь добрая, а под теми еще добрее, да и наперерез скачут. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит. Видит — близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове».

Толстой изображает войну и в будничных сценах жизни татарского аула. Глазами главного героя читатель следит за обычаями горцев: «Наутро видит Жилин — ведёт красный кобылу за деревню, и за ним трое татар идут. Вышли за деревню, снял рыжий бешмет, засучил рукава, — ручищи здоровые, — вынул кинжал, поточил на бруске. Задрали татары кобыле голову кверху, подошёл рыжий, перерезал глотку, повалил кобылу и начал свежевать — кулачищами шкуру подпарывает. Пришли бабы, девки, стали мыть кишки и нутро. Разрубили потом кобылу, стащили в избу. И вся деревня собрались к рыжему поминать покойника».

Финальные сцены рассказа ещё раз позволяют убедиться в опасности горцев как непримиримых врагов. Это передаёт внутренний монолог Жилина: Избави бог, тут, в чистом поле, увидит конный татарин: хоть близко, а не уйдешь». Только подумал — глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, — пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим:— Братцы! выручай! братцы!» Здесь война изображается как проверка человека на выносливость, моральную стойкость и чувство взаимовыручки. Толстой показывает сплочённость русских войск в сцене спасения Жилина: «Услыхали наши, — выскочили казаки верховые. Пустились к нему — наперерез татарам».

Я отметил, что автор рисует нам не расплывчатый образ врагов, а вполне конкретные качества татар как смелых, опытных, но коварных бойцов, чаще нападающих врасплох и воюющих силой. Писатель замечает в финале: «Казаков человек пятнадцать было. Испугались татары, — не доезжаючи, стали останавливаться. И подбежал Жилин к казакам».

 

4. Алгоритм анализа произведений:

· Идейное значение батальных сцен

·  Средства изображения войны разными авторами

· Соотношение традиций и новаторства в разработке темы войны


 

III. Вывод

В ходе работы над рефератом я выяснил, что Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» войну изображает следующим образом:

Автор прославляет казаков, им присущи такие качества как воинская доблесть, бесконечная любовь к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.

Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило страх ужас.

Н.В.Гоголь представляет нам военные действия как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве.

    Казаки не жалели ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли.

Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и широчайшей любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчиками.

    А в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстой показывает события реалистичнее. Свист бомб, разорвавшиеся тела от снарядов. Автор показывает картину полного хаоса, будничное лицо войны, несущей смерть. Толстой изображает все так детально, потому что сам был участником событий.

И Гоголь, и Толстой изображают войну как проявление героизма, бесстрашия, мужества лучших бойцов, готовность погибнуть ради Родины. Но если рассказ о Запорожской Сечи  показывает романтику битвы, то произведение Толстого в большей степени обнажают ее трагический характер и противоестественность.

    В повести «Кавказский пленник» можно сказать, что Л.Н.Толстой очень реалистично показывает читателю страшное и скверное лицо войны. Толстой изображает войну в данном рассказе через важные эпизоды жизни в судьбе главного героя.

 


 

Библиография

1. Л.Д. Опульская

СТУПЕНИ ВЕЛИКОГО ВОСХОЖДЕНИЯ

("Детство", "Отрочество", "Юность",

Севастопольские рассказы, "Казаки" Л. Н. Толстого)

Публикуется по книге: Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/

Сост. В.И. Кулешов - М.: Дет.лит., 1983.

Электронная версия подготовлена А.В. Волковой - www.slovesnik.ru

2. http://www.bestreferat.ru/referat-92310.html

3. http://www.xenoid.ru/soch/gogol/taras_bulba_11.php

4. http://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-voiny-i-mira-v-sevastopolskikh-rasskazakh-l-n-tolstogo

5. Альтман М. Читая Толстого. Тула: Приокское книжное изд-во, 1966. -168 с.

6. Андреева Е. П. Лев Толстой — обличитель капитализма и войны // Филологический сборник. Труды Воронежского гос. ун-та. Т. LXIII. Воронеж, 1961, с. 237-257.



2020-03-19 368 Обсуждений (0)
Война на страницах рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Война на страницах рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)