Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип работы мониторов



2020-03-19 191 Обсуждений (0)
Принцип работы мониторов 0.00 из 5.00 0 оценок




За исключением портативных и LCD, подавляющее большинство современных настольных компьютеров используют мониторы на базе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ). Кстати, ЭЛТ была изобретена почти сто лет назад (в 1897 году) немецким ученым Карлом Фердинандом Брауном. Принцип действия мониторов на базе ЭЛТ мало чем изменился с тех пор и заключается в том, что испускаемый электродом (электронной пушкой) пучок электронов, попадая на экран, покрытый люминофором, вызывает его свечение. На пути пучка электронов находятся дополнительные электроды: отклоняющая система, позволяющая изменять направление пучка, и модулятор, регулирующий яркость получаемого изображения. Заметим, что любое текстовое или графическое изображение на экране монитора компьютера (как, впрочем, и телевизора) состоит, вообще говоря, из множества дискретных точек люминофора, называемых также пикселами (pixel — picture element). Поэтому такие дисплеи называют еще растровыми. Электронный луч периодически сканирует весь экран, образуя на нем близкорасположенные строки развертки. Именно этот шаблон и называется растром. По мере движения луча по строкам видеосигнал, подаваемый на модулятор, изменяет яркость определенных пикселов, образуя некоторое видимое изображение. Разрешающая способность монитора определяется числом элементов изображения, которые воспроизводятся по горизонтали и вертикали, например 640x480 или 1024x768 пикселов. Сразу же заметим, что существуют несколько обычных типоразмеров экранов мониторов, используемых для IBM PC-совместимых персональных компьютеров: 9, 14, 15, 17, 19, 20 и 21 дюйм (по диагонали).

Для формирования растра в мониторе используются специальные управляющие сигналы. В цикле сканирования луч движется по зигзагообразной траектории от левого верхнего угла экрана к нижнему правому. Прямой ход луча по горизонтали осуществляется сигналом строчной (горизонтальной), а по вертикали — кадровой (вертикальной) развертки. Перевод луча из крайней правой точки строки в крайнюю левую точку следующей строки (обратный горизонтальный ход луча) и из крайней правой позиции последней строки экрана в крайнюю левую позицию первой строки (вертикальный обратный ход луча) осуществляется специальными сигналами обратного хода.

Важные параметры

Итак, наиболее важными для монитора являются следующие параметры: частота вертикальной синхронизации (кадровая развертка), частота горизонтальной синхронизации (строчная развертка) и полоса пропускания видеосигнала. Кадровая частота измеряется обычно в герцах и во многом определяет устойчивость изображения (отсутствие мерцаний). Как известно, человеческий глаз воспринимает смену изображений с частотой выше 20—25 Гц практически как непрерывное движение. Чем выше частота кадров, тем устойчивее изображение. Так, организация VESA (Video Electronics Standards Association) рекомендовала использовать для разрешения 640x480 и 800x600 частоту кадровой развертки не ниже 72 Гц, а для разрешения 1024x768 — 70 Гц. В настоящее время речь уже идет о частоте 100 Гц. Однако повышение частоты требует увеличения частоты строчной развертки, так как уменьшается время, отводимое на формирование каждой точки изображения. Частота строк в килогерцах, вообще говоря, определяется произведением частоты вертикальной развертки на количество выводимых строк в одном кадре (разрешающая способность по вертикали). Полоса видеосигнала, измеряемая в мегагерцах, определяет самые высокие частоты в видеосигнале. Приблизительно эта величина может быть рассчитана как произведение количества точек в строке (разрешающая способность по горизонтали) на частоту строчной развертки. Иными словами, этот параметр отражает число точек в строке, которое монитор может воспроизвести за одну секунду.

Не менее значимым фактором, чем частота кадровой развертки, является способ формирования изображения на экране монитора в режимах высокого разрешения — построчный (прогрессивный) или чересстрочный. При построчном способе формирования изображения все строки кадра выводятся в течение одного периода кадровой развертки, при чересстрочном — за один период кадровой развертки выводятся четные строки изображения, а за следующий — нечетные. Таким образом, говорят, что один кадр делится на два поля. Последний способ, кстати, используется и в телевидении. Совершенно нетрудно заметить, что в случае чересстрочной развертки эквивалентная частота кадров снижается вдвое. Это позволяет достаточно легко увеличивать разрешающую способность монитора, хотя и в ущерб качеству изображения.

Цветной монитор работает примерно так же, как и монохромный (черно-белый). Вообще говоря, монохромные мониторы могут использовать люминофор не только белого, но и, например, янтарного цвета. Итак, в случае цветного монитора имеются уже три электронные пушки с отдельными схемами управления, а на поверхность экрана нанесен люминофор трех основных цветов: R (Red, красный), G (Green, зеленый) и В (Blue, синий). Таким образом, каждая пушка должна "стрелять" только по своей "цели". Для этого в каждом цветном кинескопе имеется либо теневая маска, либо (в кинескопах Trinitron) так называемая апертурная решетка. Они служат для того, чтобы лучи электронных пушек попадали только в точки люминофора соответствующего цвета. Если теневая маска содержит систему отверстий, то апертурная решетка образует систему щелей, выполняющих ту же функцию. В современных мониторах используется так называемая усовершенствованная теневая маска (advanced shadow mask). Обычно маска для монитора делается из специального сплава — инвара, который имеет очень маленький коэффициент температурного линейного расширения. Таким образом, даже при нагревании маски четкость изображения сохраняется. Тем не менее, в мониторах используются специальные схемы динамической фокусировки и сведения лучей. Отверстия маски соответствуют точкам люминофора, нанесенным на обратной стороне плоскости экрана. Величина точки люминофора, необходимая для обеспечения требуемого разрешения, зависит от размеров экрана. Чем больше нужно разместить точек и чем меньше экран, тем плотнее приходится располагать точки.

При прочих равных условиях четкость изображения на мониторе тем выше, чем меньше размеры точек люминофора на внутренней поверхности экрана. Обычно говорят не о размерах самих точек, а о расстоянии между ними (dot pitch). Этот параметр для различных моделей мониторов может лежать в диапазоне от 0,41 до 0,18 мм, однако для хороших моделей диапазон существенно сужается — от 0,25 до 0,18 мм. Интересно отметить, как примерно определяется расстояние между точками. Для обычного 14-дюймового монитора размер экрана в ширину составляет около 265 мм. Режим 640x480 требует отображения 640 точек на одну линию. Следовательно, расстояние между точками должно быть не более 0,41 мм: 265/640 (табл. 4).

 

Таблица 4. Зависимость между разрешением и расстоянием между точками люминофора

Размер экрана, дюйм 64ОХ480 8ООХ6ОО 1О24Х768 128ОХ1О24
14 0,32 О.28 О,22 0, 18
15 0,38 0,30 О.24 0, 19
17 6,43 0,34 0,27 0,22
21 0,50 О,4О 0,31 0,25

Мультичастотные (мультисканирующие) мониторы, именуемые иногда Multisync — по названию мониторов, выпускаемых фирмой NEC, обладают способностью настраиваться на произвольные значения частот синхросигналов из некоторого заданного диапазона, например 30—64 кГц для строчной и 50—100 Гц — для кадровой развертки.

Основным управляющим сигналом для мониторов является видеосигнал, поступающий с платы видеоадаптера.

1.13.3  "Зеленые" мониторы

Напомним, что оборудование, удовлетворяющее программе Energy Star (обычно называемое "зеленым"), должно потреблять в среднем (в режиме холостого хода) не более 30 Вт, не использовать токсичных материалов и допускать 100-процентную утилизацию после истечения срока службы. Требования агентства ЕРА учитываются при разработке различных промышленных стандартов. Так, например, ассоциация VESA приняла стандарт на систему управления энергопотреблением дисплея DPMS (Display Power Managament Signaling).

Данная спецификация, во-первых, описывает метод выведения монитора из режима активной работы, причем эта операция осуществляется в несколько последовательных этапов, на каждом из которых происходит определенное сокращение потребляемой мощности. Во-вторых, этот же стандарт предлагает метод опознавания частотных сигналов строчной и кадровой разверток, используемый для переключения из режима в режим при снижении расходуемой мощности.

Итак, спецификация DPMS устанавливает 4 режима потребления мощности для монитора: On (максимальной нагрузки), Standby (ожидания, или резервный), Suspend (приостановки работы) и Off (отключения). Режимы перечислены в порядке убывания потребляемой мощности. Кстати, напомним, что, по оценкам экспертов, например, на 14-дюймовый монитор приходится до 60% расходуемой компьютером энергии.

В режиме On компьютер включен и активно работает, а энергопотребление определяется характеристиками используемого оборудования. В режиме Standby отключаются видеосигнал и горизонтальная синхронизация, а контрастность и яркость удерживаются на минимальном уровне. Нажатие любой клавиши или движение мышью возвращает монитор в режим On. Потребление энергии в режиме Standby снижается примерно на 20%. В режиме Suspend включается горизонтальная, но отключается вертикальная синхронизация. Высокое напряжение в мониторе отключается. В режим On монитор может вернуться только спустя несколько секунд после соответствующей команды. Потребление энергии в Suspend-режиме снижается примерно на 70%. Режим Off обеспечивает максимум сохранения энергии. В мониторе отключены все блоки, за исключением DPMS-контроллера. Уровень потребления падает примерно до 5% от состояния On. Время возвращения к нормальной работе более продолжительное, чем из режима Suspend.

Кстати, реализация спецификации DPMS не является единственным способом уменьшения энергопотребления монитора. Более простой и не требующий специальных аппаратных средств способ — так называемое гашение экрана. В этом случае монитор реагирует на пропадание одного из сигналов основных цветов (обычно синего) переходом в один из режимов энергосбережения.

Плоские экраны

Наиболее важными для монитора являются такие параметры, как хорошая "читаемость" изображения, высокая разрешающая способность, быстрая реакция на изменение изображения, низкое энергопотребление, малый вес, простое электронное управление, воспроизведение широкой цветовой гаммы или оттенков серого и, при всем при этом, невысокая стоимость.

За последние годы появился достаточно широкий спектр так называемых плоских экранов. Плоские дисплеи могут использовать различную технологию, например газоплазменную, электролюминесцентную и жидких кристаллов.

К основным недостаткам газоплазменных дисплеев можно отнести необходимость использования высокого напряжения (около 200 В) и небольшой срок службы. Этот тип дисплеев обеспечивает, как правило, только янтарный цвет экрана. Электролюминесцентные дисплеи хотя и обладают хорошими характеристиками, но достаточно дороги и в основном используются в военной технике. Наиболее распространенный цвет экрана элекролюминесцентных дисплеев — желтый. Последний тип плоских экранов — жидкокристаллические (ЖК). Они составляют сейчас более половины рынка мониторов компьютеров. Хотя технология жидких кристаллов применяется относительно недавно, в ее развитии произошел уже заметный прогресс.



2020-03-19 191 Обсуждений (0)
Принцип работы мониторов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип работы мониторов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)