Нюрнбергские мейстерзингеры.
Среди учёных до сих пор ведутся споры: можно ли считать немецкую и французскую сцену XVI в. театром новой эпохи или для французов и немцев Средние века ещё не закончились?[20] Таких ярких достижений и знаменитых имён, как в Италии, Испании и Англии, ни немецкий, ни французский театр этого периода не имеет. Во Франции драматурги подражали итальянцам; выпускники коллежей и студенты пробовали свои силы в написании "учёных комедий" - но сцена их опыты не приняла. В Германии новый, отличный от средневекового, театр связан с именем Ганса Сакса[21]. Энтузиастами театрального дела в немецких землях были мейстерзингеры. Они принимали участие в представлениях на библейские сюжеты. Постепенно появились спектакли на сюжеты из греческой мифологии, разыгрывались бытовые сценки. Ганс Сакс написал свыше двухсот драматургических текстов. Это были трагедии и особый, германский, жанр - фастнахтшпилъ (нем. Fast nachtspiel), что дословно означает "масленичная игра". Фастнахтшпили отчасти походили на итальянскую комедию масок, в них было много юмора, импровизации, смешных бытовых эпизодов. Персонажи брались из повседневной жизни: недоучившийся школяр вздумал поиграть с самим дьяволом - и, конечно, проиграл; священник, который не хотел лишать себя вполне мирских удовольствий, терял паству. Взяточники и пройдохи осмеивались и осуждались: эти персонажи вы глядели нелепо, были даже уродливыми. Диалоги в пьесах Ганса Сакса всегда остроумны, персонажи полны энергии, весёлые и озорные. Действие развивалось стремительно, и в этой стремительности и жизнелюбии героев ощущался дух нового времени, южные, средиземноморские влияния. Любимым персонажем немецкой публики стал шут - Ганс Вурст, что переводится как "Ганс колбасник" (нем, Wurst - "колбаса", любимое кушанье немцев). Постепенно Ганс колбасник заимствовал черты итальянского Арлекина, он стал менее грубым, тоньше шутил, немного похудел. Сакс сам ставил свои пьесы; со хранились его указания и советы актерам любителям - подробные, иногда забавные. Так, драматург рекомендовал участникам спектаклей не топать громко ногами, а если что-то не удаётся - ругаться про себя. В германских городах во времена Сакса не существовало специальных театральных зданий - представления разыгрывались на деревянных площадках, построенных на скорую руку, иногда в харчевнях, часто и просто на улицах - в отгороженном месте. Никакого оформления не предполагалось, чаще всего даже за навес отсутствовал. Зрители смотре ли спектакли преимущественно стоя, реагировали на происходящее на сцене живо и горячо, как в Испании. Немецкий театр эпохи Возрождения в последующие века был почти забыт. Трагические события - сначала Крестьянская война (1524-1526 гг.), потом Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) - потрясли самые основы жизни: средь бедствий войны, "средь ужасов и горя" было не до сцены[22]. Театральное искусство европейского Возрождения вошло в историю как великая эпоха развития сцены. Пьесы Шекспира и Лопе де Беги стали основой репертуара мирового театра. Их трагедии и комедии заставили современников и потомков признать, что драматургия - полноправный род литературы. Заключение
Театр эпохи Возрождения – одно из самых ярких и значительных явлений в истории всей мировой культуры; это мощный исток европейского театрального искусства – на все времена. Новый театр родился из потребности перелить молодую энергию в действо. И если задать себе вопрос, в какую сферу искусств должно было вылиться это действо, это море веселья, то ответ ясен: конечно, в сферу театра. Карнавальная игра, уже не могла оставаться на своей прежней стадии стихийной самодеятельности и вошла в берега искусства, став творчеством, обогащённым опытом древних и новых литератур. В Италии – впервые в Европе – на сцену поднялись актёры-профессионалы и поразили мир яркой, сильной игрой, рождающейся тут же, на глазах у зрителя, и чарующей своей свободой, азартом, блеском и остроумием. Так в Италии было положено начало театральному искусству нового времени. Произошло это в середине XVI века. Своей вершины театр Возрождения достиг в Англии. Теперь он воистину вобрал в себя все сферы жизни, проник в глубины бытия. Могучая когорта талантов поднималась будто из-под земли. И главным чудом века был человек из Стратфорда, пришедший в Лондон, чтобы писать пьесы для театра «Глобус». Громкое название театра оправдалось – в творениях Шекспира действительно открылся мир: виднелись исторические дали прожитого, выяснялись главные истины нынешнего столетия и чудодейственно, сквозь пелену времени, проглядывали контуры грядущего[23]. О первых опытах ренессансной драматургии можно со всей определённостью сказать, что они были творениями пера, но отнюдь не сцены. Вышедшая из материнского лона литературы, гуманистическая драма если и покидала книжные полки, то лишь изредка и без особой надежды на сценический успех. А незамысловатые простонародные фарсы и импровизации карнавальных масок притягивали к себе толпы зрителей, хотя не обладали и десятой долей литературных достоинств писаных пьес. Именно на карнавале забил источник комедии дель арте – этой истинной прародительницы нового европейского театра. Надо сказать, что на раннем этапе развития нового театра взаимоотчуждённость сцены и драмы пошла обеим на пользу. Драма оказалась свободной от примитивов фарсовой сцены, а сцена, то есть исполнительское искусство, лишённое драмы и предоставленное самому себе, получила возможность интенсивно развивать собственные творческие ресурсы. Для того, чтобы гуманистическая мысль проникла в драму нужен был решительный разрыв драмы со сценой. Задача заключалась в том, чтобы поднять драматургический жанр до художественного уровня литературы и, открыть драме ход в современную жизнь, насытить её реализмом. Деятельность итальянских гуманистов XV века сыграла чрезвычайно плодотворную роль в возрождении античных знаний и искусства и во многом помогла формированию европейской культуры. На своей вершине театр оказался в Англии. Театр английского Возрождения – это Шекспир и его блистательное окружение: Марло, Грин, Бомонт, Флетчер, Чемпен, Неш, Бен Джонсон. Но все эти последние имена принадлежат своему веку и своей нации; Шекспир же, глубже всех выразивший дух своего времени и жизнь своего народа, принадлежит всем векам и всем народам. Театр Шекспира – это своеобразный синтез культуры Ренессанса. Определив собой самый зрелый этап этой культуры, Шекспир говорил со своим веком и с грядущими веками как бы от имени всей эпохи «величайшего прогрессивного переворота»[24]. Творчество Шекспира было итогом развития национального английского театра. В то же время оно в известной мере суммировало достижения всей предшествующей поэтической, драматической и сценической культуры древнего и нового времени. Поэтому в драмах Шекспира можно ощутить и эпический размах гомеровской сюжетики, и титаническую лепку монотрагедий древних греков, и вихревую игру фабул римской комедии. Шекспировский театр богат высоким лиризмом поэтов-петраркистов. В творениях Шекспира отчётливо слышны голоса современных гуманистов, начиная от Эразма Роттердамского и кончая Монтенем. Углубленное развитие унаследованного – вот что было важнейшей предпосылкой рождения нового и наиболее совершенного типа ренессансной драмы, драмы Шекспира.
Список использованной литературы
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. 2. Гамсун // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 1970. 3. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX-XX столетий. Л., 1939. 4. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. – М: «Искусство», 1941. 5. Западноевропейский театр эпохи Возрождения до рубежа XIX – XX веков Очерки – М.: РГГУ, 2001. – 406 с. 6. История западноевропейского театра: В 8 т. /Под ред. С.С. Мокульского и др. М., 1956-1989. 7. История зарубежного театра: В 4 т. /Под ред. Г.Н. Бояджиева и др. 2-е изд. М., 1981-1987. 8. Маркова Г. В. Актерское искусство Германии. Роли - сюжеты - стиль. Век XVIII - век XX. – М.: РГГУ, 2000. – 264 с. 9. Мокульский С.С. История западноевропейского театра: В 2 т. М., 1936-1939. 10. Очерки по истории европейского театра /Под ред. А.А. Гвоздева, А.А. Смирнова. Пб., 1923. 11. Пикуль А.Г. История театра. – Спб.: 2000. – 324 с. 12. Сценическое искусство Италии и Англии // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 2002. 13. Тимченко В.Л. История искусств. – М.: 2001. – 322 с. 14. Театр западной Европы от античности до просвещения // Под ред. Г.Н.Бояджиева, Ф.Г.Образцова, История зарубежного театра. В 4 томах, Т.1. – М.: Просвещение; Издание 2-е, перераб. и доп., 1991. – 336 с. 15. Хрестоматии по истории западноевропейского театра: В 2 т. /Сост. и ред. С.С. Мокульского. М., 1953-1955. [1] Гамсун // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 1970.
[2] Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. – М: «Искусство», 1941.
[3] Хрестоматии по истории западноевропейского театра: В 2 т. /Сост. и ред. С.С. Мокульского. М., 1953-1955.
[4] Пикуль А.Г. История театра. – Спб.: 2000. – 324 с.
[5] Пикуль А.Г. История театра. – Спб.: 2000. – 324 с.
[6] Очерки по истории европейского театра /Под ред. А.А. Гвоздева, А.А. Смирнова. Пб., 1923.
[7] Театр западной Европы от античности до просвещения // Под ред. Г.Н.Бояджиева, Ф.Г.Образцова, История зарубежного театра. В 4 томах, Т.1. – М.: Просвещение; Издание 2-е, перераб. и доп., 1991. – 336 с.
[8] Гамсун // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 1970.
[9] История западноевропейского театра: В 8 т. /Под ред. С.С. Мокульского и др. М., 1956-1989.
[10] Мокульский С.С. История западноевропейского театра: В 2 т. М., 1936-1939.
[11] Сценическое искусство Италии и Англии // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 2002.
[12] Сценическое искусство Италии и Англии // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 2002.
[13] Тимченко В.Л. История искусств. – М.: 2001. – 322 с.
[14] История западноевропейского театра: В 8 т. /Под ред. С.С. Мокульского и др. М., 1956-1989.
[15] Тимченко В.Л. История искусств. – М.: 2001. – 322 с.
[16] Театр западной Европы от античности до просвещения // Под ред. Г.Н.Бояджиева, Ф.Г.Образцова, История зарубежного театра. В 4 томах, Т.1. – М.: Просвещение; Издание 2-е, перераб. и доп., 1991. – 336 с.
[17] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
[18] Сценическое искусство Италии и Англии // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 2002.
[19] Театр западной Европы от античности до просвещения // Под ред. Г.Н.Бояджиева, Ф.Г.Образцова, История зарубежного театра. В 4 томах, Т.1. – М.: Просвещение; Издание 2-е, перераб. и доп., 1991. – 336 с.
[21] Маркова Г. В. Актерское искусство Германии. Роли - сюжеты - стиль. Век XVIII - век XX. – М.: РГГУ, 2000. – 264 с.
[22] Хрестоматии по истории западноевропейского театра: В 2 т. /Сост. и ред. С.С. Мокульского. М., 1953-1955.
[23] Гамсун // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 1970.
[24] История зарубежного театра: В 4 т. /Под ред. Г.Н. Бояджиева и др. 2-е изд. М., 1981-1987.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |