Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рынок совершенной конкуренции



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Рынок совершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок




Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует воз­можность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продук­ции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурент­ным, иногда его называют рынком с атомистической структурой. Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками:

а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены.

б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свой­ствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не пред­полагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок.

в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информа­ции (о ценах, товарах, спросе, предложении);

г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограниче­ний, барьеров;

д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, уча­стники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.

А так как на рынке совершенной конкуренции условия продаж заданы, все его участники находятся в равноправном положении и никто из его участников не в состоянии по­влиять на равновесную цену, то соревнование между ними возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой, «своей» цене при прочих равных ус­ловиях.

Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции.

Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара также не снизят цену. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновре­менный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобре­тающего товары по более низким ценам.

Однако у высококонкурентного рынка есть и слабые стороны. Принцип неогра­ниченного количества продавцов одного товара в известной мере адекватен незна­чительности капитала каждого из участников рынка. Следовательно, рынок совер­шенной конкуренции ставит препятствие концентрации капитала, без которой не удается создавать крупные производства, осуществлять научно-техническое разви­тие, реализовать масштабные проекты. Кроме того, как уже указывалось, практичес­ки не представляется возможным одновременно выполнить все условия, соблюсти критерии свободного рынка.

Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной мо­дели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому все

рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации,

На рынке монополистической конкуренции в значительной степени соблюдает­ся принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами.В общем виде монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая из фирм, представленных на рынке монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно независимо, не придавая значения реакции дру­гих фирм. Примером такой отрасли может служить производство верхней одежды, обуви, парфюмерно-косметических товаров, книгоиздание, туризм.

В условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта ры­чагом конкуренции становятся не только цены, но в той же степени и качество това­ра, предполагающее различие между одними и теми же товарами. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности, примером тому мини-маркеты у станций метро и супермаркеты вдали от него. Соответственно на рынках мо­нополистической конкуренции с дифференциацией товара разными считаются не только товары, отличающиеся по виду и назначению, но и качеством, рекламирова­нием организацией торговли, способами привлечения к ним покупателей.

Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той иной продукции. Й еще один штрих, характеризующий монополистическую конкуренцию, — лег­кость вступления в отрасль новых фирм.

Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический рынок (от греческого oligos — немногие и poleo — продаю). Такой рынок обычно пред­ставлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный определяющий признак олигополии — не­многочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (про­изводителей).

Хотя нет четкого количественного критерия олигополии, обычно число фирм на олигополистическом рынке не превышает десяти и колеблется в пределах от трех до десяти. Четыре крупнейшие корпорации в США выпускают 80% моющих средств, 90% сигарет, 70% швейных машин. Олигополистические признаки чаще всего отме­чаются в автомобильной, фармацевтической, электронной, химической промышлен-

ности.

На олигополистическом рынке могут быть представлены как однородные, на­пример сталь, уголь, алюминий, так и дифференцированные продукты (автомобили, моющие средства, электробытовые приборы).

На рынке, где господствуют несколько монопольных продавцов, фирм, каждый из его участников занимает весомое положение, так как на его долю приходится зна­чительная часть продаж. Это, с одной стороны, дает возможность одной из фирм вли­ять на рынок в целом и на других его участников. Но с другой стороны, так как ос­новная часть продаж приходится на остальные фирмы, то любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных и вынужден учи­тывать эту зависимость. Поэтому ценовой диктат цен при олигополии ограничен.

Олигополистический рынок отличается от совершенного конкурентного рынка особенностями изменения цен. При совершенной конкуренции цены постоянно из­меняются в зависимости от колебаний спроса и предложения. При олигополии же цены изменяются не так часто, а как правило, через большие промежутки времени и значи­тельно. Основным моментом становится и наличие барьеров при вхождении в эту от­расль. Прежде всего им является величина фирмы, то есть для проникновения на такой рынок фирма должна быть достаточно крупной, выпускать значительное ко­личество товара, иметь возможность снижения издержек. Существование олигополии обусловлено тенденцией слияния нескольких неболь­ших фирм, выпускающих однородную продукцию, приводящей к уменьшению ко­личества фирм.  

Существуют различные точки зрения на экономическую эффективность олиго­полии. Согласно одной, рыночная власть «фирм-гигантов» необходима для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса: олигополии выпускают луч-

шую продукцию по более низким ценам, в сравнении с отраслью, представленной множеством мелких конкурирующих фирм. Согласно другой, более традиционной точке зрения, ценообразование и производство в условиях олигополии схожи с ана­логичными результатами в условиях чистой монополии.

Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при котором количество фирм-продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данном случае каж­дой фирме принадлежит весьма значительная доля рынка, поэтому она приобретает уже не частичный, а полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой, полной монополии.

Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополии (слово «монополия» происходит от греческого «monos polein» — «единст­венный продавец»), являющейся полярной противоположностью совершенной кон­куренции. Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:

а) товар на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасль пред­ставлена одной фирмой;

б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для покупа­теля это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либо купить товар у монополиста, либо вынужден обойтись без этого товара;

в) продавец торгует только своим товаром;

г) продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним;

д) вступление в отрасль заблокировано.

Итак, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, и это отсутствие кон­куренции в значительной степени объяснимо, если проанализировать существую­щие барьеры для вступления в отрасль. Подобными барьерами может быть все, что блокирует дополнительное вступление в отрасль фирм, а значит, и потенциальную конкуренцию.

На практике наиболее близки к модели рынка чистой монополии так называе­мые естественные монополии. Они складываются в тех сферах, где конкуренция затруднительна или вообще неприменима, так как продукт может быть произведен толь­ко одной фирмой. К таким естественным монополиям относятся большинство предприятий общественного, коммунального обслуживания, предоставляющих на­селению газ, электричество, тепловую энергию, предприятия водоснабжения, кабель­ное телевидение, средства транспорта. Почти все рынки подобных товаров и услуг подлежат государственному регулированию.

Помимо естественной монополии не исключено возникновение маломасштабной и временной монополии на продажу отдельных видов товаров и услуг, например продажа билетов на спортивные зрелища или концерты. Иногда монополия может быть обусловлена изоляцией рынка.

Помимо этой основной классификации рынок может подразделяться по степени регулируемости — регу­лируемый и нерегулируемый.

В зависимости от характера воздействия государства в лице государственных ор­ганов на основных участников рыночного процесса и их взаимодействия на рынке различают три типа рынков: нерегулируемый, регулируемый (частично регулируе­мый) и централизованно управляемый.

Нерегулируемый рынок в «чистом» виде существовал лишь на ранней стадии воз­никновения обмена. Это стихийный рынок, на котором объемы продаж и цены фор­мируются в результате прямых контактов, торга между участниками процесса купли-продажи. Практически отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс.

В современных условиях нерегулируемый рынок можно наблюдать лишь в изве­стном приближении в виде «толкучек», «блошиных рынков», прочих локальных тор­говых сделок. В значительной степени нерегулируемы «теневые» или «черные», не­легальные рынки.

 

Противоположностью нерегулируемого является централизованно управляемый рынок, в котором все отношения находятся под наблюдением и контролем недрем­лющего государственного ока, предписывающего образ действий каждого субъекта рыночного процесса. Схематически этот вид рынка может быть представлен в следу­ющем виде (рис. 11.5.1):

 

На централизованно управляемом рынке вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?» — решаются государственными органами, выдающими однонаправленные плановые или административно-распорядительские указания. На самом деле при такой системе рынок превращается в инструмент госу­дарственного распределения, в котором за покупателем частично сохранено лишь право принятия решения, когда и сколько покупать. Кроме того, торговые посред­ники и потребители могут выражать свои пожелания в форме предварительных за­явок на производство и поставки продукции.

Централизованно управляемый рынок имеет место в условиях господства госу­дарственной собственности на основные средства рыночных структур и на товар. Рынок подменяется фактически государственной торговлей, практически целиком управляемой государственными органами.

 

В государствах с экономикой рыночного типа действуют регулируемые рынки. Схема такого рынка изображена на рис. 11.5.2.

 

Рыночное регулирование подразумевает, что государство в лице законодатель­ных и исполнительных органов устанавливает самые общие правила поведения уча­стников рынка, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся видов товаров, условий продажи, цен. Отношения между государством и агентами рыночного процесса приобретают двунаправленный характер, то есть возможно ре­гулирование на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрак­тов. Для исключения диктата какого-либо субъекта рыночных отношений, в особен­ности производителя, государство использует антимонопольные меры.

Существование регулируемых рынков подобного типа связано с преобладанием в рыночном хозяйстве негосударственных форм собственности: частной, групповой, коллективной, акционерной. Поэтому возможности государственного вмешательст­ва в экономику ограничиваются.

Одним из признаков классификации рынков могут быть его расположение, зона охвата рыночного пространства.Различают местный, национальный и мировой рынок.

 Местный рынок - стартовая форма рыночной территории, обычно развивающаяся в пределах села, города. Он был характерен доиндустриальной стадии производства.

 Национальный (внутренний для страны) рынок образовался на индустриальной стадии производства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства.

Самым крупным и всеобъемлющим является мировой рынок, включающий сфе­ру международного обмена. Под термином «мировой рынок» понимают любые това­рообменные процессы между странами, связанные с куплей-продажей всего множе­ства продукции, товаров, услуг, независимо от того, кто является агентом торговых операций.Обычно рынок принято называть мировым, если он обладает следующи­ми признаками: а) участие в рынке многих стран; б) крупномасштабность сделок; в) регулярность товарообменных операций; г) ведение расчетов по торговым опера­циям в свободно конвертируемой валюте.

Совокупность рынков, действующих в пределах, внутри страны, обменных про­цессов и товарно-денежных отношений между участниками процессов на этих рынках именуют внутренним (национальным) рынком. Внутренний рынок образует сферу обращения национальной экономики, а точнее, ту ее часть, которая функцио­нирует, видоизменяется, развивается согласно законам, правилам, нормам, распро­страняющим свое действие на национальную экономику.

В составе внутреннего и мирового рынков могут выделяться региональные рынки. О региональных рынках как самостоятельных структурных образованиях принято говорить, если наблюдается формирование достаточно масштабных, регулярно дей­ствующих территориальных рыночных образований с ярко выраженными региональ­ными признаками. В то же время правомерно говорить о региональном рынке в том смысле, что зона его расположения есть определенная территория.

Разные рынки различаются способом, посредством которого товар посту­пает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процес­сов.

Рынок непосредственной продажи — это рынок, в котором продавец получает, приобретает товары и продает их за наличные деньги или иные платежные средства покупателю. Обычно такой вид продажи товаров мы наблюдаем в магазинах, ларь­ках, на продовольственных и вещевых рынках.

Продажа за безналичные (по безналичному расчету) имеет место, когда покупка оплачивается покупателем не непосредственно, а по перечислению. В этом случае;

банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет продавца.

Продажа товаров в кредит широко распространена в странах с рыночной эконо­микой. Покупатель в данном случае приобретает товар в обмен на обязательство вы­платить деньги целиком или отдельными частями позже в оговоренные обязательст­вом сроки.

В редких случаях наблюдается продажа товаров в залог под личное имущество покупателя. Покупатель закладывает продавцу свои вещи и затем выкупает их, воз­вращая плату за товар, аналогично тому, как получают деньги за заклад вещей в лом­бардах.

Предоставление товаров в прокат за определенную плату можно охарактеризо­вать как продажу товаров на определенное время пользования.

Наконец, возможна товарообменная продажа, при которой продавцы продают товар в обмен на другие товары.

По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынки.

Рынок оптовой торговли — это купля и продажа товара в больших количествах, крупными партиями продавцами непосредственно у производителей или На торго­вых базах, через биржи, на ярмарках.

Рынок розничной торговли представляет собой куплю-продажу единичных това­ров, то есть в небольшом количестве по розничной цене. Обычно в розницу прода­ются товары в магазинах, в торговых палатках, с рук, на продовольственных и веще­вых рынках индивидуальным покупателям.

По степени легализации рыночных процессов различают легальный (открытый, узаконенный) и так называемый «черный» рынок. Последний возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запре­щена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любы­ми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположен­ном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин). Во втором случае правильнее говорить не о «черном», а о «теневом» рынке. Характерно, что те­невой рынок вполне способен быть легитимным, то есть законопризнанным. Его су­ществование зачастую имеет причиной простое нежелание участников рынка выно­сить на свет наличие рыночных отношений между ними.

 

Функции рынка

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций (рис. 1).

Функция информационная. Через постоянно меняющи-еся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатываю-щий колоссальные объемы точечной информации и выдаю-щий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособлен-ные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение обществен-ной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? Для кого производить? Как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспектив-ных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им».

Функция санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощад-ность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйст-венных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего общественного хозяйства в целом.

 

 

 


Рис. 2. Функции Рынка

                                                      

 



2020-03-17 198 Обсуждений (0)
Рынок совершенной конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рынок совершенной конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)