Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкуренция как необходимый элемент рынка.



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Конкуренция как необходимый элемент рынка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

 

Конкуренция в экономике — это соперничество экономи­ческих субъектов за лучшую реализацию своих экономических интересов. Соперничающими экономическими субъектами являются продавцы и покупатели товаров (рис. 3). Лучшая реализация экономических интересов для первых будет означать получение в результате продажи товаров большего денежного дохода, для вто­рых — получение меньшими денежными затратами большего коли­чества необходимых товаров и услуг. Конкуренция среди продавцов ведется за деньги покупателей, а среди покупателей — за товары продавцов.

Рис. 3 . Конкуренция в экономике

Значение конкуренции :

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара.

Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функ­ции распределения ресурсов и конечных товаров.

В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффек­тивности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур.

В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершен­ствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства.

 

В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами — чистая конкуренция и чистая монополия — находятся такие типы конкуренции, как монополистическая конкуренция и олигополия (рис. 4).

 

Рис. 4. Типы конкуренции

 

Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять назва­нием несовершенная конкуренция.

Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуа­цию, когда многочисленные, независимо действующие произ­водители продают идентичную (стандартизированную) продук­цию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыноч­ную цену.

Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Каждый из продав­цов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающу­юся на рынке. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".

Выделим основные характеристики чистой конкуренции:

а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;

б) тождественная, стандартизированная продукция;

в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с них;

 г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.

Эти условия в большинстве случаев сегодня являются трудноосу­ществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой.

Монополистическая конкуренция — это такая рыночная си­туация, когда многочисленные продавцы продают схожие това­ры, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос”.

К основным характеристикам монополистической конкурен­ции можно отнести:

а) относительно большое число некрупных производителей;

б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные произ­водители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворя­ющих в принципе одну и ту же потребность. Но назвать уже их про­дукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация про­дукта;

в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью элас­тичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с диф­ференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преи­мущества в результате совершенствования качества продукта, усло­вий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;

г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции,

д) сохраняются возможности относительно легкого вступле­ния в отрасль новых производителей.

Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Конкуренция как необходимый элемент рынка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкуренция как необходимый элемент рынка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)