Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативное понимание действия: теория социального действия по Э. Дюркгейму



2020-03-17 263 Обсуждений (0)
Нормативное понимание действия: теория социального действия по Э. Дюркгейму 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Теперь нужно рассмотреть теорию нормативно-ориентировочной модели действия, которую предлагает Эмиль Дюркгейм, чтобы также сделать вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Эмиля Дюркгейма.

Что же касается Дюркгейма, он был приверженцем того, что общество - доминирует над индивидом, он объявлял общество доминирующей социальной реальностью.

Социальным фактом, по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него.

"При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно". [Цит. по Громову, 1996; с.123] Дюркгейм придерживался принципа, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика - оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на:

·   факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции)

·   морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: (численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т.д.)

Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.

"Социальные факты следует рассматривать как вещи" выступает основным принципом методологии Дюркгейма, однако он говорит, что их лишь следует изучать, как вещи.

Эмиль Дюркгейм характеризовал он социальные факты двумя признаками, а именно:

·   Они существуют вне индивида

·   Они оказывают на него принудительное воздействие

Эмиль Дюркгейм внес важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Но, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. [Цит. по Гофману, 2000; с.87]

Ознакомившись с теорией Эмиля Дюркгейма, необходимо сделать такой же вывод, который был предложен в подглаве 2.3: имеет ли место быть креативность в теории Эмиля Дюркгейма?

При абсолютном различии с Веберовской теорией социального действия, все же можно сделать аналогичный вывод, что креативность в концепции Эмиля Дюркгейма также не может существовать. По мнению социолога, человек не может противиться обществу и устоям в этом обществе, когда как креативность это принципиально новые идеи, идеи, которые принимает социум, а не "нависает" над "творцом креативного" и не давит на него, делая "одним из многих", кто действует лишь по ситуации.

 


2.4 Теория действия и "креативности действия" Ханса Йоаса

 

Рассмотрев две теории социального действия, которые были предложены великими социологами-классиками, следует рассмотреть теорию, которая не поддерживает основные идеи ни первой ни второй теорий, предложенную современным социологов Хансом Йоасом, ведь именно он "бросил вызов" и весьма критично отнесся к теориям социального действия, объяснив это тем, что в моделях такого действия креативность не может существовать.

Ханс Йоас говорил, что действие всегда есть процесс, динамический процесс и оно не может быть статичным событием. "Рационалистическая модель пыталась представить этот процесс так, словно можно было заранее представить себе стратегию действия, и тогда временной коэффициент становится неважным, потому что происходил просто перенос этой воображаемой стратегии в реальность. Однако, представляя себе действие как динамический процесс, приходится допускать, что вы оказались в этой ситуации, действуя по детально разработанной стратегии. Но в большинстве случаев нельзя просто реализовать эту стратегию, потому что случается много непредвиденного, и в пределах этой ситуации приходится постоянно выполнять ряд действий. Я считаю, что моя модель гораздо больше подходит для понимания того факта, что мы постоянно действуем в ходе выполнения действия, в отличие от аналитической философии с ее последовательностью единичных действий". [Йоас, 2005; с. 201]

В своей книге "Креативность действия" немецкий философ и социолог Ханс Йоас указывает на то, что в современных социогуманитарных науках по сей день господствуют две модели, в категориях которых интерпретируется реальность человеческого действия, - рациональная и нормативно-ориентированная. По мнению автора, эти две модели должны быть дополнены третьей - акцентирующей.

Йоас акцентирует соотнесенность человеческого действия с ситуацией. Имеется в виду конститутивная, а не только сложившаяся соотнесенность. "Как правило, восприятие ситуации содержит суждение об уместности конкретного действия" утверждает Йоас. Каждое правило или привычное действие содержит предположение о типе ситуаций, в которых допустимо следовать привычке, правилу. "Ситуация - это не только нейтральное поле приложения внеситуативных интенций; ситуации, по-видимому, в нашем восприятии провоцируют определенные действия. Ситуации не вызывают действия, но роль ситуации не сводится к предоставлению пространства реализации интенций. Наше восприятие ситуации предзадано нашей способностью действовать; какое действие реализовывать, решается на основе рефлексии ситуации". [Там же; с.178]

Также, Ханс Йоас утверждал, что формула "креативность действия" нуждается в объяснении в двух аспектах: как это понимание действия отличается от других подходах теории действия и что есть особенного в этом понимании креативности.

В своей работе "Креативность действия" Ханс Йоас писал, что основной для него вопрос - понять человеческие действия в их креативности. Как представить себе социальную жизнь и историческое развитие, основывая современное понимание науки и истории на таком понимании человеческого действия, что оно представляет собой, или, более научным языком, какова доминирующая концептуализация человеческой деятельности? Например, так называемые рациональные действия доминируют в экономике и занимают значительное место в политических науках. Нормативное понимание действия доминирует в социологии. Почему эти методы понимания человеческого действия недостаточны?

Ханс Йоас не ограничивает креативность сферой чрезвычайных событий. Особое значение он также придает её роли в повседневной жизни. Креативность описывается в ней как потенциальные возможности каждого. "Она отличается от креативности Ницше, которая совершенно элитарна, где ограничен круг креативных личностей, и тогда историческая роль всех других - это просто быть слугами узкого круга этих личностей". [Цит. по Горностаевой, 2010; с.25]

Ханс Йоас уделяет особое внимание тому, что креативность в его собственной теории ориентирована на повседневную жизнь, в большей степени ситуативна в том смысле, что имеются предварительно созданные проблемы или напряженные ситуации, с которыми людям приходится справляться.




2020-03-17 263 Обсуждений (0)
Нормативное понимание действия: теория социального действия по Э. Дюркгейму 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативное понимание действия: теория социального действия по Э. Дюркгейму

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)