Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках
Оглавление Введение Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках 1.1 Креативность: содержание понятия Глава 2. Креативность действия, различие подходов в теориях социального действия М. Вебера, Э. Дюркгейма и Х. Йоаса 2.1 Понятия Действие и социальное действие 2.2 Рационалистическое понимание действия: теория социального действия по М. Веберу 2.4 Нормативное понимание действия: теория социального действия по Э. Дюркгейму 2.4 Теория действия и "креативности действия" Ханса Йоаса Глава 3. Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни (профессиональная деятельность, семейная жизнь) Заключение Список использованной литературы Введение
Способность и предрасположенность людей к креативности имеет большое значение в жизни современного общества. Работодатели выдвигают требование обладания этим свойством своим подчиненным, человеческая креативность становится предметом публичных дискуссий, ее подвергают анализу в искусствоведении и общественных науках. Всеобщий мировой прогресс также зависит от креативности. Именно благодаря ей появляются новейшие технологии, разработки, а также величайшие предметы искусства, такие как музыкальные произведения, картины, книги и многое другое. Современный мир бурного развития технологий и глобальных рынков создает спрос на креативные идеи, и на креативных людей возлагается большая ответственность. Основное намерение данной работы - анализ понятия "креативное действие" и концепции креативности действия Х. Йоаса с социологической точки зрения (выявление содержания понятия и базовых идей концепции, возможностей и ограничений). Реализация анализа достигается путем последовательного решения следующих задач: Первая задача - выявление обобщенной дефиниции понятия "креативное действие", опираясь на понятия "креативность", "социальное действие". Вторая задача - раскрытие ключевых положений теории социолога Ханса Йоаса, выявление новизны и преемственности концепции по отношению к социологам - классикам (М Вебер, Э. Дюркгейм) Третья задача - описание возможности применения теории Х. Йоаса к анализу современной социальной жизни (профессиональная деятельность, семейная жизнь и т.д.). В первой главе данной работы содержится рассмотрение понятия "креативность" в междисциплинарном ракурсе, показано разнообразие значения этого термина в этих науках помимо социологии (философия, психология). Во второй главе рассмотрено понятие "социальное действие" и сконструировано обобщенное понятие "креативное действие", пояснено, какое действие может считаться социальным. Приводится обзор теоретических воззрений на социальное действие, принадлежащих социологам-классикам (М. Вебер, Э. Дюркгейм) и критика этих воззрений в ракурсе представлений о креативности со стороны социолога Ханса Йоаса, также представлены идеи его собственной теории и раскрыто, почему его теорию можно считать максимально приближенной к креативному действию. В третьей главе раскрывается вопрос применения теории Ханса Йоаса в современной и повседневной жизни, какую роль креативное действие играет в современном обществе. социальная жизнь йоас вебер Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках
1.1 Креативность: содержание понятия
В первую очередь следует дать определение самому понятию креативности. Это понятие нельзя отнести к классическим в социологии, оно не приводится в социологических энциклопедиях, поэтому сформулировать определение креативности в социологическом ракурсе - наша задача. Социолог и философ Ханс Йоас, автор книги "Креативность действия", помещает креативность в центр своей теории, описывая ее как "то, в чем мы сильно нуждаемся, тогда как критика, самокритика - это путь к ее высвобождению" [Йоас, 2005; с.26]. Однако конкретного определения понятия креативности социолог Ханс Йоас, основатель теории креативного действия, не дает, поэтому обратимся к общим и междисциплинарным определениям понятия креативности, а также тем, которые используются в психологии и философии. Следует рассмотреть понятие креативности с психологической точки зрения, а именно в психологии: С философской точки зрения, креативность - (лат. creo - творить, создавать) - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. [Степанов, 2005; с.135], иными словами, креативность - способность к нестандартному восприятию различных ситуаций и предрасположенность к творческому созиданию. Теперь рассмотрим креативность с точки зрения психологии: Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [Степанов, 2005; с.131] Также, креативность "по психологии" можно объяснить как - человеческий потенциал, внутренний ресурс человека. [Дюков, 2010; с.140] Абрахам Маслоу дает определение понятию креативности как личностного признака: "Креативность - универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей." [Маслоу, 2011; с.152] Холодная Марина Александровна, российский психолог, говорит о понятии креативности как об особой способности - преобразовывать знания с участием воображения и фантазии [Холодная, 1997; с. 190]. В своей книге "Психология интеллекта" Марина Александровна пишет о креативности следующее: "Дивергентные способности (или креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности". Холодная различает два значения понятия креативности: в широком смысле слова и в узком смысле. Креативность в узком значении слова, по М.А. Холодной, - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность же в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления. [Холодная, 1997; с.167] Если рассматривать свойства креативности с психологической точки зрения по критериям М.А. Холодной, то целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: 1 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); 2 2) оригинальность (способность производить "редкие" идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); 3 3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую); 4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое). [Холодная, 1997; с.147] Подведя итог, можно сформулировать понятие креативности, опираясь на вышеперечисленные определения, можно сделать вывод, что: Креативность - способности человека, которые характеризуется готовностью к генерированию принципиально новых идей, не похожие на обычные, а также способность к решению проблем оригинальными способами.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |