Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках



2020-03-17 264 Обсуждений (0)
Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках

1.1 Креативность: содержание понятия

Глава 2. Креативность действия, различие подходов в теориях социального действия М. Вебера, Э. Дюркгейма и Х. Йоаса

2.1 Понятия Действие и социальное действие

2.2 Рационалистическое понимание действия: теория социального действия по М. Веберу

2.4 Нормативное понимание действия: теория социального действия по Э. Дюркгейму

2.4 Теория действия и "креативности действия" Ханса Йоаса

Глава 3. Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни (профессиональная деятельность, семейная жизнь)

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Способность и предрасположенность людей к креативности имеет большое значение в жизни современного общества. Работодатели выдвигают требование обладания этим свойством своим подчиненным, человеческая креативность становится предметом публичных дискуссий, ее подвергают анализу в искусствоведении и общественных науках. Всеобщий мировой прогресс также зависит от креативности. Именно благодаря ей появляются новейшие технологии, разработки, а также величайшие предметы искусства, такие как музыкальные произведения, картины, книги и многое другое. Современный мир бурного развития технологий и глобальных рынков создает спрос на креативные идеи, и на креативных людей возлагается большая ответственность.

Основное намерение данной работы - анализ понятия "креативное действие" и концепции креативности действия Х. Йоаса с социологической точки зрения (выявление содержания понятия и базовых идей концепции, возможностей и ограничений). Реализация анализа достигается путем последовательного решения следующих задач:

Первая задача - выявление обобщенной дефиниции понятия "креативное действие", опираясь на понятия "креативность", "социальное действие".

Вторая задача - раскрытие ключевых положений теории социолога Ханса Йоаса, выявление новизны и преемственности концепции по отношению к социологам - классикам (М Вебер, Э. Дюркгейм)

Третья задача - описание возможности применения теории Х. Йоаса к анализу современной социальной жизни (профессиональная деятельность, семейная жизнь и т.д.).

В первой главе данной работы содержится рассмотрение понятия "креативность" в междисциплинарном ракурсе, показано разнообразие значения этого термина в этих науках помимо социологии (философия, психология).

Во второй главе рассмотрено понятие "социальное действие" и сконструировано обобщенное понятие "креативное действие", пояснено, какое действие может считаться социальным. Приводится обзор теоретических воззрений на социальное действие, принадлежащих социологам-классикам (М. Вебер, Э. Дюркгейм) и критика этих воззрений в ракурсе представлений о креативности со стороны социолога Ханса Йоаса, также представлены идеи его собственной теории и раскрыто, почему его теорию можно считать максимально приближенной к креативному действию.

В третьей главе раскрывается вопрос применения теории Ханса Йоаса в современной и повседневной жизни, какую роль креативное действие играет в современном обществе.

социальная жизнь йоас вебер


Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках

 

1.1 Креативность: содержание понятия

 

В первую очередь следует дать определение самому понятию креативности. Это понятие нельзя отнести к классическим в социологии, оно не приводится в социологических энциклопедиях, поэтому сформулировать определение креативности в социологическом ракурсе - наша задача.

Социолог и философ Ханс Йоас, автор книги "Креативность действия", помещает креативность в центр своей теории, описывая ее как "то, в чем мы сильно нуждаемся, тогда как критика, самокритика - это путь к ее высвобождению" [Йоас, 2005; с.26]. Однако конкретного определения понятия креативности социолог Ханс Йоас, основатель теории креативного действия, не дает, поэтому обратимся к общим и междисциплинарным определениям понятия креативности, а также тем, которые используются в психологии и философии.

Следует рассмотреть понятие креативности с психологической точки зрения, а именно в психологии:

С философской точки зрения, креативность - (лат. creo - творить, создавать) - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. [Степанов, 2005; с.135], иными словами, креативность - способность к нестандартному восприятию различных ситуаций и предрасположенность к творческому созиданию.

Теперь рассмотрим креативность с точки зрения психологии:

Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [Степанов, 2005; с.131]

Также, креативность "по психологии" можно объяснить как - человеческий потенциал, внутренний ресурс человека. [Дюков, 2010; с.140]

Абрахам Маслоу дает определение понятию креативности как личностного признака: "Креативность - универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей." [Маслоу, 2011; с.152]

Холодная Марина Александровна, российский психолог, говорит о понятии креативности как об особой способности - преобразовывать знания с участием воображения и фантазии [Холодная, 1997; с. 190]. В своей книге "Психология интеллекта" Марина Александровна пишет о креативности следующее: "Дивергентные способности (или креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности". Холодная различает два значения понятия креативности: в широком смысле слова и в узком смысле.

Креативность в узком значении слова, по М.А. Холодной, - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность же в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления. [Холодная, 1997; с.167]

Если рассматривать свойства креативности с психологической точки зрения по критериям М.А. Холодной, то целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности:

1 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);

2 2) оригинальность (способность производить "редкие" идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов);

3 3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);

4) метафоричность (готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое). [Холодная, 1997; с.147]

Подведя итог, можно сформулировать понятие креативности, опираясь на вышеперечисленные определения, можно сделать вывод, что:

Креативность - способности человека, которые характеризуется готовностью к генерированию принципиально новых идей, не похожие на обычные, а также способность к решению проблем оригинальными способами.




2020-03-17 264 Обсуждений (0)
Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Сущность понятия креативность, креативность с социологической точки зрения и в различных науках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)