Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновационный потенциал организации



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Инновационный потенциал организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Через развитие потенциала идет развитие организации, ее структурных подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его грамотная оценка очень важна.

Инновационный потенциал организации - это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций [9].

Так же, под инновационным потенциалом организации понимают совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:

s Материально-технические ресурсы;

s Финансовые ресурсы;

s Организационно-управленческие ресурсы;

s Кадровые ресурсы;

s Социально-психологические факторы [15, с. 73].

Кратко охарактеризуем некоторые из элементов.

Материально-технические ресурсы включают в себя основные фонды, расходные материалы и другие компоненты, необходимые для выполнения исследований и разработок, их информационного обеспечения, организационного управления всеми работами, и отражает объем и качественный состав этих компонентов. Мерой интенсивности поступления этих ресурсов является объем финансирования НИОКР (или финансовая составляющая НТПл). При этом часть финансирования расходуется на восполнение элементов научно-технической системы, часть финансирования идет на функционирование системы, а часть - на ее развитие.

Организационно-управленческие ресурсы включают в себя совокупность методов и способов организации использования всех составляющих инновационного потенциала организации путем специализации труда, оптимального сочетания различных видов труда, управления, планирования и обеспечения трудового процесса, и отражает те связи, которые объединяют все ресурсы и элементы в целостную систему. Результативность такого важного компонента как научно-техническая деятельность во многом определяется уровнем ее организации. В организационном процессе взаимодействуют множество факторов, переплетение которых и придает своеобразие каждому научному и научно-техническому коллективу, вследствие чего понятия НТПл не могут быть сведены к простой совокупности ресурсов.

Кадровые ресурсы являются важнейшим специфичным компонентом НТПл. Это определяется особой ролью живого творческого участия в научной и научно-технической деятельности. Именно кадры являются связующим звеном для остальных элементы потенциала.

Кадровая составляющая НТПл представляет собой все виды научно-технических кадров, способных вырабатывать и реализовывать новые научно-технические идеи и находить новые области применения научно-технических результатов, выполняющих научную, педагогическую, организационную, информационную работу, и отражает как количество, так и квалификацию указанных кадров. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятия.

Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие показатели: научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих ученую степень; количество рациональных предложений на одного сотрудника; количество патентов и пр.); показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции; количество лицензионных договоров и пр.); продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага); характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии; участие в реализации инновационных проектов высшего руководства; уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности) [15, с. 74].

Выводы: Инновационный потенциал организации - это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся: материально-технические ресурсы, финансовые ресурсы, организационно-управленческие ресурсы, кадровые ресурсы, социально-психологические факторы.

Выводы по второй главе: И малые, и крупные фирмы внедряют инновации с целью стать более конкурентоспособными, закрепить свои позиции на рынке, создать положительный образ в глазах потребителей, увеличить рентабельность и доходность фирмы. Малые фирмы, как правило, ориентированы на радикальные рискованные инновационные введения, крупные - на совершенствующие инновации.

Выделяют внешние и внутренние факторы генерирования инновационных идей. Внешние: конкуренция, спрос и производственно-технические факторы. Внутренние: восприимчивость начальства к нововведениям, степень самостоятельности внутренних подразделений, наличие экономической заинтересованности подразделений, степень развития научно-технической инфраструктуры, наличие системы постинновационной реабилитации.

Инновационный потенциал организации - это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.

К элементам инновационного потенциала фирмы относятся: материально-технические ресурсы, финансовые ресурсы, организационно-управленческие ресурсы, кадровые ресурсы, социально-психологические факторы.

 


 

3. Внедрение инновации на примере ОАО "Гродно Азот"

    Краткая социально-экономическая характеристика предприятия

 

ОАО "Гродно Азот" является монопольным производителем в Республике Беларусь основных видов выпускаемой продукции:

- Аммиак жидкий технический;

-  Карбамид (Приложение А);

-  Удобрения жидкие азотные (КАС);

-  Метанол технический;

-  Капролактам;

-  Сульфат аммония;

-  Гидроксиламинсульфат кристаллический.

С сентября 1999 года на предприятии действует сертифицированная система качества, соответствующая требованиям международных стандартов серии ИСО 9000. Были получены сертификаты соответствия: национальный - на соответствие СТБ ИСО 9002-96 - БелГИСС и международный - на соответствие ИСО 9002-94 - Бюро Веритас.

Качество продукции - высокое, соответствует требованиям международных стандартов.

ОАО "Гродно Азот" специализируется на выпуске азотных удобрений (карбамид, КАС, сульфат аммония), метанола и капролактама. Исходным сырьем для производства аммиака, метанола, водорода для производства капролактама и технологического пара является природный газ [2].

На предприятии имеются два цеха по производству аммиака − аммиак-3 и аммиак-4. Аммиак и отход производства аммиака - углекислый газ используются для производства карбамида в цехах карбамид объединенный, включающий в себя цеха - карбамид-1 и карбамид-2; карбамид-3; карбамид-4.

Производство карбамида по его технико-экономическому уровню, в соответствии с методикой по аттестации технологических процессов и производств химической промышленности, разработанных НИИТЭХИМом и утвержденных управлением по науке и технике Минхимпрома от 30 марта 1979 года, относится к первой категории.

На предприятии имеется развитая социальная инфраструктура. На его балансе находится 8 детских садов, 7 общежитий, санаторий-профилакторий, поликлиника, стоматологическое отделение, три здравпункта, один из которых работает круглосуточно и укомплектован машиной скорой помощи, турбаза "Химик" и база отдыха "Купалинка".

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Гродно Азот" за 2005 - 2008 гг. представлены в таблице.

 

Таблица. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Гродно Азот" за 2005-2008 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008
Выручка от реализации продукции, млн. руб. 341 026 489 142 622 983 740 982
 - темпы роста, в % к предыд. году   143,4 127,4 118,9
 - в т.ч. выручка в валюте, тыс. долл. США 69 228,8 114 376,7 124 764,0 169 540,5
Удельный вес по рынкам сбыта, в ден. выражении: 100,0 100,0 100,0 100,0
- внутренний рынок 29,1 29,4 36,0 36,1
- ближнее зарубежье 5,1 4,5 1,9 2,9
- дальнее зарубежье 65,8 66,1 62,1 61,0

Продолжение

Использование производственных мощностей 93,2 95,0 95,6 98,7
Среднесписочная численность работающих, всего чел. 7108 6976 6907 6969
Рентабельность реализованной продукции, % 9,9 26,0 22,8 22,5
Коэффициент текущей ликвидности 1,901 3,350 4,846 4,293
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,388 0,706 0,794 0,767
Доля чистого оборотного капитала в активах, % 6,3 13,5 20,5 28,3

Примечание. Источник: [3]


 

Данные таблицы свидетельствуют о наметившейся тенденции роста реализованной ОАО "Гродно Азот" продукции. Отметим, что с течением времени также наблюдается рост выручки в валютном эквиваленте, в частности, в течение анализируемого периода, данный показатель увеличился на 145% (169540,5 / 69228,8).

Необходимо обратить внимание на тот факт, что с течением времени наблюдается увеличение внутреннего рынка сбыта и снижение рынка сбыта ближнего зарубежья. Отметим, что показатель удельного веса рынка сбыта дальнего зарубежья отличается относительной стабильностью.

Показатели эффективности работы ОАО "Гродно Азот" также имеют тенденцию к росту, что свидетельствует о благоприятном финансовом положении ОАО "Гродно Азот" и о высокой эффективности работы исследуемого предприятия [3].

 



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Инновационный потенциал организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновационный потенциал организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)