Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально - педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности



2020-03-17 229 Обсуждений (0)
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально - педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально - педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности

Специфика общения дошкольника со сверстниками. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра и психическое развитие детей

Детские конфликты: причины возникновения, предотвращение и коррекция

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтов у дошкольников

Диагностический этап

Коррекционный этап

Контрольный этап

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6


Введение

 

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь при организации воспитательной работы с дошкольниками.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.

Умению устанавливать положительные отношения с окружающими и его роли в становлении личности во все времена придавалось большое значение. В связи с этим, сложности во взаимоотношениях между людьми и пути их преодоления являются предметом специального внимания педагогов и психологов, особенно, если речь идет о детях.

Изучение общения дошкольников с ровесниками показало, что для него характерно большое количество конфликтов между детьми (Е.О.Смирнова). При этом одни дети конфликтуют с ровесниками редко, в конфликтной ситуации способны уступить и договориться с партнером, в конфликт оказываются, как правило, втянутыми. Другие конфликтуют с ровесниками почти постоянно, в столкновении с ними любым путем, часто силовым, добиваются своего, конфликт инициируют сами, конфликтные ситуации создают практически во всех случаях взаимодействия с ровесниками. Эти дети называются "конфликтными", а их склонность к конфликтам со сверстниками "конфликтностью". Такие дети вносят много сложностей в жизнь детской группы в дошкольном учреждении, и сами испытывают немало трудностей.

Конфликты дошкольников с ровесниками постоянно привлекали внимание педагогов и психологов. Но рассматривались они в основном в связи с проблемами трудновоспитуемости и агрессивности (Е.Д. Белова, Л.С. Выготский, А.С. Залужный, И.П. Иванова, В.Р. Лисина, Т.Д. Марцинковская). Причины конфликтов между детьми исследователи связывали с особенностями организации деятельности (Н.С. Пантина, Т.А.Репина, С.Г. Якобсон), операциональной или мотивационной не сформированностью игры у детей (А.А. Рояк, Т.А. Репина, А.С. Спиваковская). Некоторые исследователи одну из причин конфликтов видят в так называемой конфликтной личности ребенка (Н.С. Пантина, Т.А. Репина, А.С. Спиваковская). При этом все сходятся в том, что истоки склонности детей к конфликтам с ровесниками скрыты в социальных условиях и, прежде всего в особенностях их воспитания, а также в том, что в конфликтах с ровесниками у детей проявляются особенности их самосознания и общения с окружающими.

В то же время психолого-педагогические исследования заостряют необходимость знания о том, что обеспечивает формирование у детей положительных в социальном плане взаимоотношений с ровесниками, а что порождает опасные для становления личности ребенка взаимоотношения с окружающими, и в чем их психологическая природа (В.В. Абраменкова, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина, Е.В. Субботский). Это важно, как для понимания природы характера взаимоотношений между детьми вообще, так и для разработки научно - обоснованных методов воспитания положительных и преодоления нежелательных форм взаимоотношений в детской среде.

Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия, таким образом, является хорошо освещенной в детской педагогике и психологии.

Однако, современные условия воспитания дошкольников требуют разработанности методов социально - педагогической работы воспитателя ДОУ по профилактике и коррекции детской конфликтности с учетом социальных факторов, а также особенностей дошкольников.

Актуальность исследования определяется практическим отсутствием методик по профилактике конфликтов у дошкольников и тем, что возникновение конфликта обычно рассматривают как симптом неблагоприятных отношений, а педагогическая работа направлена на подавление конфликтов. Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту дошкольников, как правило, не проводится, поэтому работа педагогов по профилактике конфликтов у дошкольников является малоэффективной.

Объектом исследования является социально - педагогическая работа воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности

Предметом исследования являются методы социально - педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности.

Цель исследования: поиск эффективных социально - педагогических методов профилактики и коррекции конфликтов у дошкольников путем теоретического и практического изучения конфликтов у дошкольников.

Задачи исследования:

) провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;

) дать понятие конфликтов у дошкольников;

) выявить причины конфликтов у дошкольников;

) разработать и реализовать систему занятий по профилактике и коррекции конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.

Гипотеза исследования: работа воспитателя ДОУ по профилактике и коррекции конфликтов у дошкольников будет эффективной, если:

) учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников;

) учитывать социальные факторы, влияющие на возникновение конфликтов;

) причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;

) применять при разработке занятий эффективные методы и способы социально - педагогической профилактики конфликтов у дошкольников, направленные на сплочение коллектива.

Методы исследования

анализ документов;

наблюдение;

методика оценки уровня коммуникативных способностей дошкольников Е. О. Смирновой;

опрос - беседа "Знание норм поведения" (Г.А. Урунтаева);

развивающие игровые занятия.


Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально - педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности



2020-03-17 229 Обсуждений (0)
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально - педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально - педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)