Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Опыт социально-педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности



2020-03-17 473 Обсуждений (0)
Глава 2. Опыт социально-педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

База исследования: ДОУ.

В исследовании принимали участие 15 дошкольников, в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось с согласия родителей.

 

Диагностический этап

 

Цель: определение индивидуальных особенностей детей, проявляющихся в общении, выявление причин конфликтов среди дошкольников.

Методы:

анализ документов;

наблюдение;

методика оценки уровня коммуникативных способностей дошкольников Е. О. Смирновой;

опрос - беседа "Знание норм поведения" (Г.А. Урунтаева);

развивающие игровые занятия.

Мы изучили документы детей, из которых почерпнули сведения о семьях, в которых они воспитываются, провели наблюдение за поведением детей в игре и на занятиях. Наблюдение за дошкольниками в ДОУ показало, что среди ребят есть такие, которые любят главенствующие роли. Эти дети воспитываются в семьях с высоким социальным статусом (высокий воспитательный потенциал семей, высокий уровень образования родителей, материальный достаток). Это Егор Г, Аня И. и Варя М. Они стараются во всех играх, где нужно соревноваться, быть первыми. Если не получается, могут пойти на хитрость. Стремятся во всем опережать своих сверстников. На занятиях ведут себя активно, умеют читать и писать. Хорошо считают. Егор Г. редко оказывается зачинщиком конфликтов, но решает их насильственным способом, особенно если это касается игрушек.

Наблюдение за Аней И. показало, что её воспитание больше подходит мальчику, нежели девочке. На это надо обратить внимание родителям и педагогу.

Варя М. старается не конфликтовать со сверстниками, игрушками делится охотно, однако свою точку зрения будет доказывать упорно и в споре никогда не уступает. Легко поддается убеждению, что она не права и принимает позицию взрослого.

Эти дети много фантазируют и организовывают сами различные игры, умеют привлечь на свою сторону других ребят. Со сверстниками дружны и, как правило, в их играх принимают участие все дети группы.

В группе есть "драчуны". Это Андрей М, и Саша Д. Они плохо разговаривают, замкнуты, не дружны, играют обособлено, за исключением общих занятий, не активны. Совсем не умеют читать, плохо знают счёт. На занятиях не слушают, крутятся, невнимательны, им быстро надоедает однообразие, они капризны. Не поддаются убеждениям. Спорят со взрослыми, конфликтуют со всеми детьми. Зачастую сами являются зачинщиками конфликтов. Семьи этих детей неблагополучные.

Остальные дети ничем не выделяются. Их развитие соответствует среднему уровню. В играх и на занятиях они могут быть активны, но могут быть и безразличны к происходящему, в зависимости от ситуации. Эти дети воспитываются в семьях со "средним" социальным статусом. У 2 детей неполные семьи. 3 семьи являются малообеспеченными.

 

Таблица 1 - Особенности дошкольников, проявляющиеся в общении

Ф.И.О. Характеристика дошкольника Статус семьи
1 Никита малообщительный, никогда не конфликтует, спокойный, уравновешенный. средний
2 Дима шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый средний
3 Варя спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает высокий
4 Андрей всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут низкий
5 Влад общается со всеми, ябеда, не конфликтует, начать игру сам не может, включается в игру к другим детям средний
6 Ариана очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, не конфликтует средний
7 Кристина спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает средний
8 Аня спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликты возникают редко высокий
9 Саша мало посещает детский сад, общается с кем придется, малообщителен. низкий
10 Стас всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный средний
11 Лиана играет с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы средний
12 Марина очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, никогда не конфликтует средний
13 Алёша любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками, конфликтен средний
14 Захар шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый средний
15 Егор любознательный, общительный, все хочет знать, высокий

 

Как видим из таблицы 1, чем ниже социальный статус семьи, тем конфликтнее дошкольник.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальный статус семей отражается на конфликтном поведении детей.

В период наблюдения за игровой деятельность было зафиксировано 22 конфликта, вспыхнувших по разным причинам:

. "Разрушение игры" - сюда входили такие действия дошкольников, которые прерывали или затрудняли процесс игры,- например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации - 4 (20%).

. "По поводу выбора общей темы игры" - в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дошкольники; - 1 (5%).

. "По поводу состава участников игры" - здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в игру, а кого исключить - 2 (9,1%)

. "Из-за ролей" - данные конфликты возникают в силу разногласий между дошкольниками о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль - 5 (25%).

. "Из-за игрушек" - сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами; 7 конфликтов из 20 зарегистрированных (35%).

. "По поводу сюжета игры" - в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей - 1 (5%).

. "По поводу правильности игровых действий" - это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребёнок в игре - 2 (10%).

Результаты выявления причин внесены в таблицу (Таблица 2).

 

Таблица 2 - Выявленные причины возникновения конфликтов

Причина конфликта количество %
Разрушение игры 4 20,0
По поводу выбора общей темы игры 1 5,0
По поводу состава участников игры 2 9,1
Из-за ролей 7 35,0
Из-за игрушек 5 25,0
По поводу сюжета игры 1 5,0
По поводу правильности игровых действий 2 10,0

 

Как видим, чаще всего конфликты возникают из-за ролей, в 7 случаях, В ходе наблюдения было отмечено, что в качестве способов разрешения конфликтов дети чаще всего используют "словесное воздействие", "аргументы" и "физическое воздействие".

Следующим измерением было диагностирование коммуникативных способностей дошкольников.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного дошкольника - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или игра в компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении - уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что дошкольнику трудно почувствовать, что испытывает другой.

Дошкольник, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём "Я", которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем. Таким образом, коммуникативные способности, являются одним из основных факторов конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.

Уровень коммуникативных способностей дошкольников определялся методике Е. О. Смирновой.

Методика помогает выявить уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения. Диагностика уровня коммуникативных способностей дошкольников проводилась следующим образом: дошкольникам раздали по две пары картинок, с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в детском саду. На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой - кто-нибудь нарушает его. Дошкольники должны были оценить ситуацию.

Поведение дошкольников оценивалось в результате наблюдения за ними:

замкнутость - 1 балл;

малообщительность - 2 балла;

общительность - 3 балл.

По итогам наблюдения мы определяется уровень коммуникаций со сверстниками. Оценка уровня коммуникаций:

высокий уровень - 3 балла;

средний уровень - 2-3 балла,

низкий уровень 1-2 балла.

Результаты обследования коммуникативных способностей дошкольников занесены в таблицу 3.

 

Таблица 3 - Коммуникативные способности дошкольников

Ф.И.О. Понимание специфики ситуации (баллы) Хар-ка дошк. (баллы) Среднее количество баллов Уровень коммуникат. способностей
1 Никита Б. 3 2 2,5 средний
2 Дима Б. 2 3 2,5 средний
3 Варя М. 3 3 3 высокий
4 Андрей М. 1 1 1 низкий
5 Влад Н. 1 2 1,5 низкий
6 Ариана В. 1 2 1,5 низкий
7 Кристина О. 2 3 2,5 средний
8 Аня И. 3 3 3 высокий
9 Саша Д 1 2 1,5 низкий
10 Стас С. 2 2 2 средний
11 Лиана Л. 2 3 2,5 средний
12 Марина М. 3 3 3 высокий
13 Алёша Р. 1 2 1,5 низкий
14 Захар С. 2 2 2 средний
15 Егор Г. 3 3 3 высокий

 

Из таблицы видно, что с высоким уровнем коммуникаций 3(20,0%) детей, с низким 5(33,3%) дошкольников и 7(46,6%) дошкольников имеют средний уровень коммуникативных способностей.

Полученные показатели коммуникативных способностей в ходе констатирующего этапа для дошкольников возраста 6-7 лет очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети более общительны.

Как видим, в основном дошкольники малообщительны (средний уровень), что не может не повлиять на возникновение конфликтов между дошкольниками. Следовательно, либо педагог мало уделяет внимания развитию коммуникативных способностей, либо неправильно подобраны методики занятий с дошкольниками.

Мы провели опрос - беседу "Знание норм поведения" (Г. А. Урунтаева).

Цель: выяснить знание норм поведения во взаимоотношениях.

В беседе детям было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с нами выделял ситуации в рассказе и самостоятельно определял ошибки в поведении Миши.

Дети должны дать ответы на вопросы:

) Что, по-твоему, рассказал ей Миша?

) Какие поступки мальчика тебе не понравились?

) Как поступил бы на его месте ты?

Знания оценивались по пятибальной шкале:

за все правильные ситуации - 5;

за 3 и более ситуации - 4;

за 2 ситуации - 3;

за 1 ситуацию - 2.

Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 7 (42,8%) ребят. Определили как неправильные четыре поступка - 4 (28,6%) ребят. Выделили две ситуации 2 с неправильными поступками ("пролил молоко и не извинился", "не помог убирать игрушки") 20 % детей и 1 (7,2%) - выделил одну ситуацию с пролитым молоком и оценил как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом. Таким образом, дети не очень хорошо знакомы с нравственными нормами.

На вопрос - "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:

) "здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада" - 6 (40%);

) "нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее" - 6 (40%);

) "нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу" 4 (28,6%);

) "за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко - необходимо извиниться за свой поступок" - 6 (40%), "за столом нельзя вертеться" (про извиниться - не сказал) - 1 ( 6,6 %);

) "сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу" - 6 (40 %) чел.

) "сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно" - 4 (28,6%);

) "нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать" - 6 (40 %) чел. и 1 ( 6,6 %) ребенок сказал, что наводить порядок должны взрослые.

Таким образом, меньше половины детей знают нравственные нормы поведения.

Диагностический этап позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики дошкольников, факторы и причины возникновения конфликтов, которые позволят составить, с учетом всех показателей, занятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.

 

Коррекционный этап

 

Цель: разработать и реализовать мероприятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.

Задачи:

. Развитие интереса у детей к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении.

. Развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.

. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.

. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих игровых занятий, проводимых раз в неделю для старших дошкольников с различным уровнем развития (группами не более 6-7 детей). Их продолжительность составляет 30 минут. Занятия проводились в течение трёх месяцев.

В процессе занятий мы проводили работу, направленную на профилактику конфликтов у дошкольников в игровой деятельности путем развития эмоциональной и коммуникативной сферы, нравственного воспитания.

Проводя работу по профилактике и коррекции детских конфликтов, мы использовали следующие социально - педагогические методы:

методы социального воспитания: метод мотивирования и поощрения к действию, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества;

методы воздействия: методы, воздействующие на сознание, методы, воздействующие на чувства, методы, воздействующие на поведение;

методы организации социально-педагогического взаимодействия: метод целеполагания, метод ценностного ориентирования, метод организации деятельности, методы общения, методы оценки.

Мы использовали разнообразные игровые приемы, которые развлекают детей, проверяют их умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места в группе сверстников.

Мы выделили следующие 4 направления и 4 соответствующих им блока игр, которые использовали на занятиях:

. Блок игр, направленных на снятие конфликтности (автор игр Овчарова Р.В., см. Приложение 1).

Основные задачи:

• Переориентация поведения с помощью ролевых игр.

• Формирование адекватных норм поведения.

• Снятие напряжения у детей.

• Нравственное воспитание.

• Регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка.

• Обучение приемлемым способам выражения гнева.

• Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.

• Обучение приемам релаксации.

Этюды: «Карлсон», «Очень худой ребенок». Игры: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что изменилось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец», «Ссора», «Примирение».

В данных играх воспитатель может моделировать конфликтную ситуацию, а затем провести разбор конфликта вместе с детьми.

Если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости любимых известных детям литературных героев, например Незнайку и Пончика. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить героев и ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Незнайки, другая - от имени Пончика. Можно дать возможность детям самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы способствует сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыграть и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули, и ты упал, и др. Целеустремленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относится к чувствам других и научиться самому адекватно относится к происходящему.

Кроме того, детям предлагалось организовать театр, их просили разыграть определенные ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» - и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

. Блок игр, отражающих притязание на социальное признание (автор игр Овчарова Р.В., см. Приложение 2).

Основные задачи:

• привить ребенку новые формы поведения;

• научить самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;

• дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;

• коррекция аффективного поведения;

• приобретение навыков саморасслабления.

Этюды: «Клоун смеется и дразнит слона», «Молчок» (тренинги желательного поведения), «Вот он какой» (пантомимика), «Тень», «Робкий ребенок», «Капитан» и «Правильное решение» (смелость, уверенность в себе), «Два маленьких ревнивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка», «В уши попала вода», «Игра с песком» (расслабление мышц). Игры: «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемый остров», «Страшные сказки», «Фанты», «Король».

. Блок игр на обучение эффективным способам общения (автор игр О.С. Смирнова, см. Приложение 3).

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Игры: «Ты мне нравишься» «Хороший друг» Игра «Попроси игрушку».

. Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество автор игр Н.Л. Кряжева, см. Приложение 4).

Цели и основные задачи:

• Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

• Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

• Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

• Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.

• Вызывать заинтересованность в общей цели.

• Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

• Развивать готовность идти друг другу навстречу.

• Учить проявлять терпение к недостаткам других.

• Учить умению считаться с интересами других.

Игры: «Доброе животное», «Аплодисменты по кругу» «Объятия» «Жучок» «Дракон кусает свой хвост» «Паровозик».

Таким образом, работа с детьми была направлена на снятие конфликтности, обучение эффективным способам общения, новым формам поведения и коррекцию аффективного поведения; развитие сплоченности и сотрудничества в группе.

Большинство предлагаемых игровых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

Важную роль в предупреждении детских конфликтов играет семья.

Поэтому работе с родителями воспитатель также должен уделять внимание.

Мы провели с родителями лекцию «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» (Конспект в Приложении 5).

Цель: дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка; показать возможности самостоятельной коррекционной работы с детьми посредством положительного воздействия слова.

Кроме того, в ДОУ проводится работа с семьями по профилактике социального сиротства. Этапы работы ДОУ с семьёй по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства и Карту оценки риска семейного неблагополучия дошкольника см. в Приложении 7).

Проведенная коррекция нарушений отношений со сверстниками у дошкольников позволяет сделать следующие выводы:

. Одного лишь совершенствования операциональной стороны игровой деятельности у ребенка и изменений в мотивационной стороне детской деятельности, а также организации взаимодействия ребенка с детьми в процессе совместного ее выполнения (внешнего плана) недостаточно для налаживания полноценных (по характеру) взаимоотношений с детьми.

Внутри игровой деятельности в дошкольном возрасте складываются межличностные отношения достаточно жесткой структуры. Поэтому необходимым условием коррекции детских отношений становится переориентация негативизма (или равнодушия) сверстников, возможная лишь при включении ребенка в специальную систему игровых отношений, какой в данном случае являлась разработанная программа развивающих занятий

. Имеющийся конфликт не во всех случаях удается устранить полностью. Налаживание положительных отношений со сверстниками особенно осложняется длительным неблагополучием ребенка в детском коллективе. Протяженность конфликта во времени, как правило, чревата тем, что его первичные причины маскируются вторичными. В результате очень трудно выявить изначальную причину, а, следовательно, и выбрать правильные приемы педагогического воздействия. Сказанное позволяет говорить о необходимости ранней диагностики конфликтных отношений среди дошкольников.

. При конфликте блокируется существенная для дошкольников потребность в совместной игре. Однако вынужденная "изоляция" от нее (в связи с неуспехом в игре) не притупляет указанной потребности, о чем свидетельствует активное участие «изолированных» детей в экспериментальных игровых упражнениях.

. Переориентация эгоистических мотивов и противопоставление им общественно-полезных, поддержка индивидуальных специфических потребностей стабилизирует деловые взаимоотношения дошкольников со сверстниками, расширяет сферу игрового общения.

 

Контрольный этап

 

Цель: оценка эффективности предложенных занятий.

Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей.

Мы провели повторную диагностику уровня коммуникативных способностей дошкольников по методике Е. О. Смирновой,

Результаты обследования коммуникативных способностей дошкольников занесены в таблицу 3.


Таблица 4 - Коммуникативные способности дошкольников

Ф.И.О. Понимание специфики ситуации (баллы) Хар-ка дошк. (баллы) Среднее количество баллов Уровень коммуникат. способностей
1 Никита Б. 3 3  3  высокий
2 Дима Б. 2 3 2,5 средний
3 Варя М. 3 3 3 высокий
4 Андрей М.  2  2  2  средний
5 Влад Н.  3 2  2  средний
6 Ариана В. 1 2 1,5 низкий
7 Кристина О.  2 3  3  высокий
8 Аня И. 3 3 3 высокий
9 Саша Д  2  2  2  средний
10 Стас С. 2 2 2 средний
11 Лиана Л. 2 3 2,5 средний
12 Марина М. 3 3 3 высокий
13 Алёша Р. 1 2 1,5 низкий
14 Захар С. 2 2 2 средний
15 Егор Г. 3 3 3 высокий

 

Из таблицы видно, что с высоким уровнем коммуникаций 6 (40,0%) детей, с низким 2 (13,3%) дошкольников и 7(46,6%) дошкольников имеют средний уровень коммуникативных способностей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что коммуникативные способности в ходе коррекционного этапа развились.

У некоторых детей (Андрей, Влад, Саша) уровень коммуникативных способностей повысился с низкого до среднего, у некоторых (Никита, Кристина) - со среднего до высокого.


Диаграмма 1 - Коммуникативные способности дошкольников на констатирующем и контрольном этапе

дошкольник игра общение конфликт

Мы повторно провели опрос - беседу "Знание норм поведения" (Г.А. Урунтаева).

Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12(80%) ребят. Определили как неправильные четыре поступка - 8 (53,3 %) ребят. Выделили две ситуации с неправильными поступками 6 (40%) детей и 9 (60 %) - выделили одну ситуацию с пролитым молоком и оценили как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом. Таким образом, дети познакомились с нравственными нормами и лучше усвоили их.

На вопрос - "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:

) "здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада" - 12 (80 %);

) "нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее" - 12 (80 %);

) "нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу" 8 (53,3 %);

) "за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко - необходимо извиниться за свой поступок" - 12 (80 %), "за столом нельзя вертеться" (86,7%)

) "сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу" - 12 ( 80%) чел.

) "сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье - неправильно" - 8 (53,3%);

) "нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать" - 12 (80%) чел. и 3 ( 20 %) детей сказали, что наводить порядок должны взрослые.

Таким образом, большая часть детей знают нравственные нормы поведения.

Наша работа оказалась эффективной, потому что мы:

) учитывали педагогические и психологические особенности дошкольников;

) учитывали социальные факторы, влияющие на возникновение конфликтов;

) причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;

) применяли при разработке занятий эффективные методы и способы социально - педагогической профилактики конфликтов у дошкольников, направленные на сплочение коллектива. Гипотеза исследования подтвердилась.

Диагностический этап позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики дошкольников, факторы и причины возникновения конфликтов, которые позволили составить занятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.

Проводя работу по профилактике и коррекции детских конфликтов, мы использовали следующие социально - педагогические методы:

методы социального воспитания: метод мотивирования и поощрения к действию, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества;

методы воздействия: методы, воздействующие на сознание, методы, воздействующие на чувства, методы, воздействующие на поведение;

методы организации социально-педагогического взаимодействия: метод целеполагания, метод ценностного ориентирования, метод организации деятельности, методы общения, методы оценки.

Мы использовали разнообразные игровые приемы, которые развлекают детей, проверяют их умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места в группе сверстников.

Мы выделили следующие 4 направления и 4 соответствующих им блока игр, которые использовали на занятиях:

) Блок игр, направленных на снятие конфликтности;

) Блок игр, отражающих притязание на социальное признание;

) Блок игр на обучение эффективным способам общения;

) Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество.

Важную роль в предупреждении детских конфликтов играет семья.

Поэтому работе с родителями воспитатель также должен уделять внимание. Мы провели с родителями лекцию «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь».

Кроме того, в ДОУ проводится работа с семьями по профилактике социального сиротства.

Повторная диагностика показала, что уровень развития коммуникативных способностей детей, повысился, повысился уровень знаний детей о нравственных нормах поведения. Наша работа оказалась эффективной, потому что мы:

) учитывали педагогические и психологические особенности дошкольников;

) учитывали социальные факторы, влияющие на возникновение конфликтов;

) причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;

) применяли при разработке занятий эффективные методы и способы социально - педагогической профилактики конфликтов у дошкольников, направленные на сплочение коллектива.


Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликты у дошкольников связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, возникают в процессе общения со сверстниками и проявляются в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Конфликты у дошкольников возникают в игровой деятельности. Причинами возникновения конфликтов могут быть: недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различия в уровне развития и возможностях детей.

Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно, умение общаться. Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для чего используются различные игры. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности как средству нравственного воспитания, которое способствует предотвращению конфликтов.

Проводя работу по предотвращению и коррекции детских конфликтов, воспитатель ДОУ выступает в роли социального педагога.

Выступая в роли социального педагога, воспитатель ДОУ использует:

. Социологические методы, которые выполняют функцию сбора первичной социальной информации, без чего невозможна дальнейшая работа с детьми.

. Педагогические методы: методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции.

. Психологические методы: методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора.

При выборе методов профилактики конфликтов у дошкольников педагогу в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности дошкольников, а также проанализировать возможные причины конфликтов. Главная цель педагога - целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика конфликтного поведения участников конфликта, обучение детей нравственным нормам поведения.

Важную роль в предупреждении детских конфликтов играет семья.

Поэтому работе с родителями воспитатель также должен уделять внимание.

Опытно-экспериментальная работа показала, что систематическое проведение развивающих игровых занятий по профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста способствуют развитию межличностных отношений дошкольников.

По полученным результатам и выводам в ходе опытно-экспериментальной работы, можно сказать, что профилактика конфликтов у дошкольников в игровой деятельности будет успешной, если при разработке занятий учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников; факторы, влияющие на возникновение конфликтов; применять эффективные методы и способы. Что собственно и доказывает выдвинутую гипотезу в исходном положении.


Список литературы

 

1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Сфера, 2001. - 284 с.

. Вачков И.В. Психолог



2020-03-17 473 Обсуждений (0)
Глава 2. Опыт социально-педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Опыт социально-педагогической работы воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)