Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические подходы к определению понятия «время» в зарубежной и отечественной психологии



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Теоретические подходы к определению понятия «время» в зарубежной и отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая природа субъективного восприятия времени

 

Теоретические подходы к определению понятия «время» в зарубежной и отечественной психологии

 

Время является одной из центральных категорий философии и важнейшей проблемой психологических исследований.

Основным общепринятым определением восприятия времени считается определение данного типа восприятия как отражения длительности, скорости и последовательности явлений, отношения между которыми фиксируются при помощи таких понятий, как хронометрия - отсчет времени посредством использования подручных инструментов с равномерным движением частей; хронология - отражение времени в сопоставлении с общеизвестными событиями; хроногнозия - субъективное время каждого человека, зависящее от значимости и эмоциональной окрашенности события [10].

Выдающиеся мыслители прошлого выражают разные точки зрения на время, при этом расходятся в вопросе об отношении категорий времени и бытия. В теологии и различных системах объективного идеализма время рассматривалось как преходящая и конечная форма проявления вечности (Платон, Августин. Гегель Г.В.Ф. и др.). Аристотель в свой работе «Физика», писал, что «Мы разграничиваем их [предыдущее и последующее] тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними - нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки отличными от середины, и душа отмечает два «теперь» - предыдущее и последующее, тогда это [именно] мы и называем временем, так как ограниченное [моментами] «теперь» и кажется нам временем. Это мы и положим в основание [последующих рассуждений]» [5].

Августин считал, что ни прошлого, ни будущего самих по себе не существует. Есть настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь вовне. Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание (memoria); для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (expectatio) [3].

И. Ньютон различал абсолютное время как внешнее условие бытия и относительное время, выражающее длительность конкретных состояний и процессов. В XVII-XIX вв. ему противостояло понимание времени как меры всеобщего изменения тел (Декарт Р., Лейбниц Г.В., Дидро Д., Ломоносов М.В.). И. Кант рассматривал время как априорную форму чувственного созерцания: «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. В самом деле, время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к внешнему виду, ни к положению и т.п.; напротив, оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии» [16]. В концепциях Дж. Беркли и Д. Юма время толковалось как форма упорядочения комплекса ощущений или непосредственных эмпирических данных. На более поздних этапах развития философии, в концепциях феноменологов и экзистенциалистов (Гуссерль Э., Хайдеггер М., Ясперс К., Сартр Ж.-П. и др.), время стало анализироваться как внутрипсихический феномен с позиций субъективного его восприятия.

В течение советского периода в отечественной философии традиционным и наиболее разработанным являлся анализ объективного времени, как одного из атрибутов материи. Время определялось как последовательность и смена состояний объекта, и его философский анализ сводился к чисто физической интерпретации. Однако в последние годы основная тенденция в рассмотрении проблемы времени противостоит этой упрощенческой позиции.

Разграничив философское понятие времени как такового и понятие о физическом времени как форме протекания природных процессов, ученые стали глубже рассматривать философскую концепцию времени. В.П. Яковлев берет за основу триаду: индивид, социальное поколение, история общества - и выделяет соответственно время индивида, время поколения и время истории [41]. А.В. Дроздова, опираясь на философские направления, в центре внимания которых оказывается существование человека, анализирует экзистенциальное время [13].

Изучением вопросов, так или иначе касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, К.А. Абульханова-Славская, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие. В настоящий период можно выделить три основных направления изучения времени в отечественной психологии: психофизиологическое, субъективно-психологическое и личностно-стратегическое.

В рамках психофизиологических исследований центральной признается проблема адаптации человека к системе текущего времени, что является необходимой предпосылкой для успешной ориентации в окружающей среде. Представителями данного направления являются Т. Бриттен, Л.Я. Глыбин, Э. Бюннинг[45]. По их мнению, отсчет времени осуществляется с помощью сложной системы, получившей название «биологические часы», в которой сочетаются эндогенные процессы организма в виде сердечных сокращений, дыхательного цикла, цикла обмена веществ и экзогенные влияния в виде циркадических ритмов, температурных изменений, изменения влажности и т.д. [39].

В психофизическое направление так же входит бихевиоризм. И.М. Сеченов определял время, как объективную форму бытия, существующую вне человека, вне его сознания и деятельности. Оно воспринимается посредством слуховой и кинестетической чувствительности. Таким образом, время рассматривалось, как одна из основных форм материи. И.М. Сеченов считал, что именно слух является измерителем времени, а слуховая память - память времени. Также роль в восприятии времени отводилась «чувству усилия», которое вызывается произвольной активностью человека и позволяет дифференцировать моменты движения и неподвижности, из которых и складывается ориентировка во временных отрезках [31].

В субъективно-психологическом направлении рассматриваются индивидуальные особенности восприятия времени. В исследованиях важную роль начинает играть такая психическая функция, как память, а также представления о прошлом, настоящем и будущем. Немало работ в области изучения психологического времени направлено на решение вопроса о том, что считать «настоящим», что «будущим», а что «прошлым». К. Левин установил взаимосвязь между тремя этими характеристиками, он подчеркивал, что когда человек воспринимает, переживает свое теперешнее положение, то оно неминуемо связано и с его прошлым опытом, и с его ожиданиями, желаниями, представлениями о будущем. Такое включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего К. Левин назвал временной перспективой. Идеи К. Левина, впервые поставившего вопрос о существовании единиц психологического времени различной направленности, послужили стимулом для дальнейшего исследования субъективного восприятия времени [27].

Одной из наиболее интересных является причинно-целевая концепция, разработанная Е.И. Головахой и А.А. Кроником. Ее ключевое положение можно определить следующим образом: психологическое время формируется на основании переживания человеком детерминационных связей между основными событиями его жизни. Специфика человеческой жизни заключается в том, что, наряду с детерминацией прошлым (причинной обусловленностью последующих событий предшествующими), имеет место и детерминация будущим, т.е. целями и предполагаемыми результатами деятельности. Авторы предлагают рассматривать причинно-целевые связи в качестве единиц анализа психологического времени личности [30].

В отечественной психологии также активно разрабатывается личностно-временная проблематика, т.е. вопрос об индивидуальных стратегиях структурирования времени жизни (Абульханова-Славская К.А., Ковалев В.И., Кублицкене Л.Ю., Серенкова В.Ф. и др.). В концепциях, развивающих данное направление, центральными являются понятие личностное самоопределение и жизненная стратегия. Также вводится понятие личностное время, под которым понимается психотемпоральная организация человеком своей жизни. К.А. Абульханова-Славская выделяет стратегии рациональной организации времени (стратегия активного учета биологически и социально обусловленных ресурсов времени, имеющихся у человека) и стратегии пассивного приноравливания к внешним требованиям. Для определения истинных критериев личностной организации времени вводится понятие своевременность, что понимается как способ разрешения противоречий между социальными и личностными характеристиками времени [2].

В.И. Ковалев рассматривает типы индивидуальной организации времени и отношения к нему в зависимости от характера и направленности жизнедеятельности времени человека. По критериям ситуативности-пролонгированности и активности-пассивности им было выделено четыре способа жизни (стратегии) личности: обыденный (ситуативно-пассивный, построенный на безинициативном приспособлении); функционально-действенный (ситуативно-активный, центрированный на решении конкретных задач); созерцательно-рефлексивный (пролонгированно-пассивный, построенный на отказе от осознанной самодетерминации и деятельности, направленной в будущее); созидательно-преобразующий (пролонгированно-активный, построенный на осознанной самодетерминации и целенаправленной деятельности способы жизни личности [2]

Как справедливо отмечают В.А. Москвин и В.В. Попович, идеи многих философов находят свое отражение в современных психологических концепциях. Интерес психологической науки к проблеме времени не случаен и объясняется, прежде всего, тем, что человек постоянно находится в динамике, он развивается и изменяется, т.е. находится под влиянием и во взаимосвязи со временем.

 



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Теоретические подходы к определению понятия «время» в зарубежной и отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические подходы к определению понятия «время» в зарубежной и отечественной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)