Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и методы исследования



2020-03-17 286 Обсуждений (0)
Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В исследовании приняло участие 90 человек в возрасте от 25 до 55 лет, среди них 45 мужчин и 45 женщин. В каждой группе были сформированы выборки испытуемых, уравновешенные по возрастам. Более подробное описание представлено в Таблице 1.

 

Таблица 1. Количественные характеристики выборок

  Ранняя взрослость Средняя взрослость Поздняя взрослость
Мужчины 15 15 15
Женщины 15 15 15

 

Из таблицы 1 мы видим, что выборка репрезентативна и сопоставима по выделенным критериям.

При организации данного исследования были использованы следующие методики: тест смысло-жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, опросник временной перспективы Ф. Зимбардо и самоактуализационный тест Э. Шостром в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз.

Дадим краткую характеристику используемых методик.

Тест смысло-жизненных ориентаций включают в себя пять субшкал.

Первая субшкала - цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Максимальный бал по шкале составляет 42. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Вторая субшкала подразумевает под собой процесс жизни, или интерес и эмоциональную насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Максимальный бал - 42. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

Третья субшкала раскрывает в виде результативности жизни или удовлетворенности самореализацией. Максимальный бал - 35. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни) представляет четвертую субшкалу. Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Максимальный бал - 28. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Локус контроля-жизнь или управляемость жизни - пятая субшкала. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Максимальный бал - 42. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее [36].

Для удобства обработки поясним, что средний уровень для шкал цели, процесс и локус контроля жизнь составляет 14-28 балов. Все, что ниже значения 14 принимается за низкий уровень показателей субшкал, все, что выше значений 28 - высокий.

Аналогично выводим показатели для субшкалы результативность жизни. Низкий уровень лежит в границах от 0 до 11, средний - от 12 до 24, высокий - от 25 до 35.

Так же, субшкала локус контроля я: 0-9 балов - низкий уровень, 10-18 - средний, 19-28 - высокий.

Таким образом, данный тест используется для выявления полюса временной направленности личности: позитивно или негатива человек оценивает свое прошлое, настоящее и будущее. Направленности в прошлое соответствует субшкала «результативность жизни», в настоящее - «процесс жизни», а в будущее - «цели жизни».

Для уточнения результатов и повышения валидности проведенных нами исследований, а так же для дальнейшей диагностики использовался опросник временной перспективы Ф. Зимбардо. Его интерпретация включает в себя шесть шкал: позитивное отношение к прошлому, негативное отношение к прошлому, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее, будущее и трансцендентное будущее. Остановимся на них подробнее.

Временная перспектива позитивного прошлого. При данной временной перспективе прошлое не является объективной записью приятных и неприятных событий. Позитивное отношение к прошлому может отражать приятные события, которые человек действительно пережил, или свидетельствовать о позитивном отношении, позволяющем людям извлекать лучшее из самых трудных ситуаций. То, что люди думают о своем прошлом, влияет на их текущие мысли, чувства и поведение в большей степени, чем то, что действительно произошло в прошлом. Известная фраза Ф. Ницше «То, что не убивает нас, делает нас сильнее» хорошо отражает данную позицию. Люди, пережившие негативные события, но вспоминающие о них позитивно, могут стать жизнерадостными и оптимистичными, так как события уже не травмируют их.

Временная перспектива негативного прошлого может быть связана с реальным неприятным опытом. Но она также может быть связано с более поздней негативной реконструкцией изначально благоприятных событий [14]. В противовес позитивной временной перспективе прошлого человек с высокими балами по данной шкале может характеризоваться, как пессимистичный, имеющий внешний локус контроля, оправдывающий все события, происходящие в жизни прошлым негативным опытом. Данная жизненная позиция быстро перерастает в сценарий, из которого сложно выбраться.

Временная перспектива гедонистического настоящего. Такое отношение к жизни Генри Форд называл «принципом удовольствия». Такие индивиды берут от настоящего все, что могут, предаются развлечениям. Общительность, активность и склонность к риску являются неотъемлемыми чертами характера. Так же, туда входят отсутствие далеко идущих целей в жизни, внешний локус контроля, низкая ответственность, иногда - леность.

В противовес данной шкале, шкала фаталистического настоящего описывает человека, полностью покоренного судьбе: будущее уже предопределенно, и никакие мои действия не могут на него повлиять. Авторы утверждают, что «люди, употребляющие наркотики, которые набирают высокие баллы по шкале фаталистического настоящего, чаще пользуются одним шприцом, нежели люди, набирающие небольшое количество баллов по этой шкале». В его жизни многое определяет судьба. Такие индивиды часто религиозны, пассивны, подчиняемы. Часто присутствует пессимизм, в лучшем случае - реализм, отсутствует стремление к поиску удовольствий, как у представителей вышеописанной шкалы [14].

Одна из шкал - временная перспектива будущего. Такие люди продумывают последствия своих действий. Это не значит, что они отказывают себе в сиюминутном удовольствии, имеется ввиду, что перед совершением какого-либо действия они тщательно взвешивают его последствия: позитивные и негативные, а лишь затем действуют. Последовательные и аккуратные люди. Никогда не сделают ничего такого, что могло бы иметь отсроченные негативные последствия. Часто составляют список дел на день, неделю, месяц.

Временная перспектива трансцендентного будущего хорошо иллюстрируется фразой: смерть - лишь начало. Редко бывают агрессивны, так как агрессивность может принести плохие результаты в перспективе. Иногда порождаются внутренние конфликты между ситуативными желаниями и эмоциями и стремлением сдержать их из-за негативных последствий.

Третьей методикой является самоактуализацонный тест Э. Шостром в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз. Она включает в себя базовые шкалы и дополнительные.

Базовые шкалы: шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Дополнительные: шкала ценностной ориентации, шкала гибкости поведения, шкала сензитивности, шкала спонтанности, шкала самоуважения, шкала представлений о природе человека, шкала самопринятия, шкала синергии, шкала принятия агрессии, шкала контактности, шкала познавательных потребностей, шкала креативности.

Шкала Компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Шкала поддержки (I) - самая большая шкала теста (91 пункт) - измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности.

В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

Шкала Ценностных ориентации (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

Шкала Гибкости поведения (24 пункта) диагносцирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая - особенности их реализации в поведении.

Шкала Сензитивности к себе (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

Шкала Спонтанности (14 пунктов) измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая, - в какой степени они проявляются в поведении.

Шкала Самоуважения (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

Шкала Самопринятия (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

Шкала Представлений о природе человека состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности - женственности, рациональности - эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.

Шкала Синергии (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.

Шкала Принятия агрессии состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы.

Шкала Контактности (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.

Шкала Познавательных потребностей (11 пунктов определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

Шкала Креативности (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию [47].

 

Анализ результатов

Рассмотрим результаты, полученные по методикам, включенным нами в диагностический комплекс. Были получены следующие данные.

По методике «Смысло-жизненные ориентации» анализировались 3 шкалы: цели, процесс, результат для определения ориентации субъекта в его времени: направленность в будущее - шкала цели и результата, в настоящее - процесс. На первом этапе мы рассмотрим особенности изучаемого феномена у испытуемых периода ранней взрослости. Показатели, полученные по этим шкалам, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Уровневые характеристики показателей смысло-жизненных ориентаций в период ранней взрослости

Название шкалы

Уровни проявления признака, %

 

Низкий

Средний

Высокий

 

количество

количество

количество

  человек % человек % человек %
Цели 0 0% 6 19,8% 24 80,2%
Процесс 0 0% 17 56,7% 13 43,3%
Результативность 1 3,3% 26 80% 4 16,7%

 

Из таблицы 2 мы видим, что высокий уровень по шкале «цели» был выявлен у 24 опрошенных. Для них характерна целеустремленность, направленность в будущее, ощущение перспективы и общий оптимистический настрой.

Среди 19,8% опрошенных выявлен средний уровень по шкале «цели», что говорит о наличии у них таких качеств, как направленность жизни на настоящее, либо переживание прошлого.

Низкий уровень по шкале не выявлен ни у кого из испытуемых, что говорит, возможно, о некотором отсутствии адекватного восприятия настоящего времени, что объясняется особенностями периода ранней взрослости.

По шкале «процесс жизни», или интерес и эмоциональная насыщенность жизни большая часть испытуемых (56,7%) имеют средний уровень. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли человек сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. У 43,3% испытуемых выявлен высокий уровень по данной шкале, что отражает высокую сосредоточенность на процессе переживания настоящего.

Низкий уровень по этой шкале так же не были выявлены ни у кого.

«Результативность жизни», или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие показатели по этой шкале (16,7%) будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие показатели - неудовлетворенность прожитой частью жизни - были выявлены у 3,3% испытуемых.

Проведенный анализ среди группы испытуемых, находящихся в возрасте средней взрослости, позволяет утверждать наличие различий в изучаемых признаках по сравнению с респондентами периода ранней взрослости.


Таблица 3. Уровневые характеристики показателей смысло-жизненных функций в период средней взрослости

Название шкалы

Уровни проявления признака, %

 

Низкий

Средний

Высокий

 

количество

количество

количество

  человек % человек % человек %
Цели 2 6,6% 12 36,7% 16 57,3%
Процесс 0 0% 8 26,7% 22 73,3%
Результативность 1 3,3% 7 23,3% 22 72,4%

 

Большинство респондентов по шкале «цели» (57,3%) имеют высокий уровень проявления признака. Однако у большего количества испытуемых, по сравнению с данными испытуемых в период ранней взрослости, диагностирован средний уровень (36,7%). Данное различие может говорить о смещении приоритета направленности в будущее на вторую позицию у респондентов периода средней взрослости. На первую же выходит показатель «процесс» - 22 испытуемых имеют высокий уровень проявления изучаемого признака, средний уровень показателя диагностирован у 8 человек. Низкий уровень не выявлен ни у кого, что говорит о направленности испытуемых в настоящее время. Это может объясняться тем, что поставленные цели становятся более сложными, лежат в отдаленном диапазоне достижения и имеют пошаговый процесс их удовлетворения, что говорит о более зрелой личности. Соответственно, человек уже не стремится получить все здесь и сейчас, а разбивает достижение цели на этапы и движется по ним.

По шкале «результативность жизни» высокий уровень изучаемого признака был определен у 22 испытуемых (72,4%). Это может говорить об увеличении количества времени, уделяемого анализу прожитой жизни, в связи с переживанием кризиса среднего возраста. Средний уровень проявления признака по данной шкале был выявлен у 7 испытуемых, что составляет 23,3%. Они предпочитают заниматься анализом своего прошлого, однако, не углубляясь в этот процесс. Вероятно, этому способствует поглощенность настоящим. В свою очередь, 3,3% не стремятся анализировать свою жизнь, не заинтересованы в этом, что соответствует низкому уровню проявления признака

Был проведен анализ в рамках показателей, выявленных у испытуемых периода поздней взрослости. Результаты представлены в Таблице 4

 

Таблица 4. Уровневые характеристики показателей смысло-жизненных функций в период поздней взрослости

Название шкалы

Уровни проявления признака, %

 

Низкий

Средний

Высокий

 

количество

количество

количество

  человек % человек % человек %
Цели 6 10% 6 20% 18 70%
Процесс 0 0% 19 60% 11 40%
Результативность 1 3,3% 4 13,3% 25 83,4%

 

Из Таблицы 4 мы видим, что в период поздней взрослости увеличивается количество людей, стремящихся определить целевые установки своей активности, что соответствует высокому уровню проявления изучаемого признака (70%). Это может объясняться ожиданием пенсионного периода, когда человек меняет свою ведущую деятельность с профессиональной на досуговую. Он начинает заниматься теми делами, на которые не хватало времени, что требует постановки новых целей и прогнозирования достижений. Средний уровень проявления выявлен у 6 испытуемых, что составляет 20%. Вероятно, для них выход на пенсию не является столь переломным, как для первой группы, возможно, они предпочитают не размышлять о выходе на пенсию, либо планируют продолжать работать дальше. Поглощены рабочими задачами и воспринимают пенсионный период, как отдых и бездеятельность, 10% испытуемых. Отсутствие или легкая степень предпенсионного стресса у них может объясняться личностными особенности или заранее определенной деятельностью в пенсионный период.

Анализируя шкалу «процесс», мы можем сделать вывод, что большинство испытуемых (60%) живут настоящим временем, однако, не используя его полностью, что соответствует среднему уровню проявления изучаемого признака. Для объяснения причин данного феномена следует выдвинуть предположение о смещении приоритета состояния «здесь и сейчас», как было в период средней взрослости, на приоритет переоценки прошедшей жизни, что подтверждают высокие показатели по шкале «результативность жизни». Высокий уровень проявления признака выявлен у 11 человек, что соответствует 40%. Эти люди поглощены настоящим и максимально используют все возможности, которые появляются. Вероятно, объяснение лежит в отсутствии страха перед пенсионным периодом, либо поглощенностью делами в настоящем. Низкий уровень не выявлен ни у кого из испытуемых.

По шкале «результативность жизни» высокий уровень имеют большинство испытуемых, 25 человек (83,4%), средние показатели были выявлены меньшим количеством человек (13,3%), низкий уровень не выявлен ни у кого из испытуемых. В предпенсионный период набирают силу экзистенциальные вопросы, которые задает себе личность. Оценка прожитой жизни, что было сделано, зачем человек жил, что он после себя оставит. Главенствующее место в структуре временного восприятия личностью времени занимает анализ результативности жизни.

По результатам проведения методики «Смысло-жизненные ориентации» можно сделать следующие выводы.

В период ранней взрослости высокий уровень проявления признака был диагностирован по шкале «цели». Среди испытуемых периода средней взрослости был выявлен в целом более низкий уровень проявления признака, чем среди испытуемых периода ранней взрослости. Однако, для испытуемых поздней взрослости характерен практически такой же уровень, как и для респондентов периода ранней взрослости. Причины, однако, не идентичны и объясняются особенностями возраста и социальной ситуации развития. Уровни проявления показателей шкалы «процесс» так же претерпевают изменения: в период ранней взрослости он занимает второе место после показателя «цели», в период средней взрослости диагностирован в целом более высокий уровень, а в период поздней - уровень проявления признака выявлен более низкий, чем в период ранней взрослости, что так же объясняется особенностями возраста. Что же касается шкалы «результативность жизни», то на каждом последующем возрастном периоде диагностируется все более высокий уровень проявления данного признака.

Полученные выводы подтверждают гипотезу о наличии возрастно-психологических особенностей восприятия времени на разных этапах периода взрослости. Доминирующая направленность личности в период ранней взрослости - направленность в будущее, что констатируется высокими показателями по шкале «цели», высокий уровень проявления по шкале «процесс» в средней взрослости, в отличие от двух других временных периодов, являет собой не что иное, как направленность личности на процесс жизни. Высокие показатели по шкале «результативность жизни» указывают на высокую удовлетворенность личности от прожитой жизни, что достигается с жизненным опытом, в процессе осмысления и анализа прожитого периода.

Перейдем к рассмотрению данных, полученных по методике Ф. Зимбардо по методике «Опросник временной перспективы» анализ был проведен по 5 шкалам: негативное отношение к прошлому, гедонистическое отношение к настоящему, будущее, позитивное отношение к прошлому и фаталистическое настоящее. Результаты анализа показателей испытуемых периода ранней взрослости представлены в таблице 5.

 


Таблица 5. Уровневые характеристики показателей временной перспективы испытуемых периода ранней взрослости

Название шкалы

Уровни проявления признака, %

 

Низкий

Средний

Высокий

 

количество

количество

количество

  человек % человек % человек %
Негативное отношение к прошлому 12 40% 12 40% 6 20%
Гедонистическое отношение к настоящему 1 3,3% 10 30% 19 66,7%
Будущее 0 0% 10 30% 20 70%
Позитивное отношение к прошлому 10 30% 11 36,7% 9 33,3%
Фаталистическое настоящее 2 6,7% 26 86,6% 2 6,7%

 

Основываясь на анализе шкалы «негативное отношение к прошлому», можно говорить о том, что большинство испытуемых оценивают прошлое конструктивно или стремятся к этому. 12 испытуемых считают, что негатив, содержащийся в прошлом, мал, так же 12 испытуемых полагают, что негативный опыт был полезен. Для 6 испытуемых, у которых был выявлен высокий уровень, характерно переживание событий, случившихся в прошлом, как резко негативные и тяжелые.

испытуемых имеют высокий уровень изучаемого признака по шкале «гедонистическое отношение к настоящему», что составляет 66,7%. Их характеризует получение от настоящего удовольствия, максимальное использование своих возможностей. 30% респондентов получают удовольствие от настоящего времени, не забывая, однако, про прошлое или будущее. Не используют возникающие шансы и не столь активно живут настоящим 3,3%.

Предпочитают ставить долгосрочные цели, продумывают последствия своих действий 20 испытуемых (70%). Все их помыслы направлены в будущее, из-за чего данные личности могут пренебрегать настоящим. 10 испытуемых имеют средний уровень проявления признака, что может говорить о более низкой выраженности направленности в будущее. Низкий уровень изучаемого признака не был выявлен ни у кого.

По шкале «позитивное отношение к прошлому» испытуемые разделились на три примерно равные группы: для 30% характерны низкие показатели, для 36,7% - средние и 33,3% - высокие. Это может говорить о возрастных особенностях данной группы: так как переоценка прошедшего этапа жизни играет не столь важную роль, как на последующих этапах, личность направлена в будущее, то каждый человек относится к своей жизни, исходя из индивидуальных особенностей.

По шкале «фаталистическое настоящее» подавляющее большинство испытуемых демонстрируют средние показатели. Это говорит о сбалансированности отношения к жизни, отсутствие полагания на судьбу, как нечто определяющее жизненный путь. Низкие показатели были выявлены у 6,7% испытуемых, для них характерна активная жизненная позиция и внутренний локус контроля. В то же время, 6,7% испытуемых имеют высокие показатели, что характеризует их, как людей, полностью покоренных судьбе.

 

Таблица 6. Уровневые характеристики показателей временной перспективы периода средней взрослости

Название шкалы

Уровни проявления признака, %

 

Низкий

Средний

Высокий

 

количество

количество

количество

  человек % человек % человек %
Негативное отношение к прошлому 11 36,7% 18 60% 1 3,3%
Гедонистическое отношение к настоящему 1 3,3% 11 36,7% 18 60%
Будущее 5 16,7% 15 50% 10 33,3%
Позитивное отношение к прошлому 1 3,3% 9 30% 20 66,7%
Фаталистическое настоящее 9 30% 20 66,7% 1 3,3%

 

На основании данных, приведенных в таблице 6 можно сделать следующие выводы. По шкале «негативное отношение к прошлому» увеличилось количество испытуемых, имеющих средний уровень изучаемого признака баллов (60%), по сравнению с данными, полученными в период ранней взрослости. Одновременно, уменьшилось количество испытуемых с высоким уровнем проявления изучаемого признака. Эта динамика может говорить о постепенной переоценке прошедшего периода жизни и, соответственно, изменение отношения к нему в период средней взрослости. 11 испытуемых не считают, что прошедшая жизнь нанесла какой-либо серьезный ущерб их личности и не вкладывают в прожитый отрезок пути сильных отрицательных эмоций.

Заметны различия показателей, выявленных в период средней взрослости, по шкале «будущее». Увеличивается количество испытуемых, имеющих низкий уровень проявления признака - что говорит о постепенном смещении временной ориентации личности с будущего на настоящее и частично прошлое. Снижается количество респондентов, имеющих высокий уровень - в период средней взрослости он составляет 33,3%, что может говорить о временной переориентации личности человека средней взрослости.

По шкале «гедонистическое отношение к настоящему» высокие показатели был диагностированы у 18 испытуемых, средние - 11, низкие - у 3,3%. Ценность настоящего момента так же, как и в ранней взрослости, остается довольно значимой, однако, постепенно начинается сдвиг в пользу переоценки прошлого, что подтверждает динамика в шкале «позитивное отношение к прошлому». Причинами данных сдвигов могут служить, как индивидуальные факторы, так и возрастные. В силу успешно пережитого кризиса середины жизни, прошлый опыт оценивается более позитивно, чем негативно, чем объясняется повышение количества респондентов, имеющих высокий уровень проявления признака.

Соответственно, в шкале «фаталистическое настоящее» так же заметны изменения. В пользу гипотезы говорит следующая динамика. Все меньше испытуемых негативно оценивают настоящий момент жизни, высокий уровень проявления изучаемого признака был выявлен лишь у 1 респондента. Возможно, это говорит о постепенной гармонизации личности в связи с накоплением жизненного опыта и более глубокой его оценкой. Личность начинает действовать менее импульсивно и более вдумчиво, анализируя свои ошибки и их последствия. 20 испытуемых имеют негативное прохождение кризиса середины жизни, индивидуальные особенности или жизненные обстоятельства, что объясняет выявленные показатели.

Так же, был проведен процентный анализ в период поздней взрослости. Результаты представлены в таблице 7.

 

Таблица 7. Уровневые характеристики показателей временной перспективы периода поздней взрослости

Название шкалы

Уровни проявления признака, %

 

Низкий

Средний

Высокий

 

количество

количество

количество

  человек % человек % человек %
Негативное отношение к прошлому 18 60% 8 26,7% 4 13,3%
Гедонистическое отношение к настоящему 7 23,3% 15 50% 8 26,7%
Будущее 9 30% 15 50% 6 20%
Позитивное отношение к прошлому 4 13,3% 8 26,7% 18 60%
Фаталистическое настоящее 18 60% 12 40% 0 0%

По данным, представленным в таблице 7, можно сказать следующее. По шкале «негативное отношение к прошлому» у большинства испытуемых (60%) был выявлен низкий уровень проявления изучаемого признака. Одновременно количество респондентов, имеющих средний уровень проявления признака, стало более высоким, нежели в период ранней взрослости. Можно сделать вывод о продолжающейся переоценке прожитой жизни и постепенное формирование такого феномена, как мудрость, которая позволяет воспринимать неудачи и ошибки в позитивном ключе. Однако в период поздней взрослости увеличивается количество испытуемых, имеющих высокие показатели (13,3%). Это может говорить об индивидуальных особенностях, перенесенных жизненных травмах в период средней взрослости и о высокой тревожности в предпенсионный период.

По шкале «гедонистическое отношение к настоящему» так же заметны изменения по сравнению с периодом средней взрослости. Доминирующий количество испытуемых (50%) имеют результаты, соответствующие средним, в то время, как в период средней взрослости этот процент составлял 36,7%. Увеличилось количество испытуемых, имеющих низкий уровень проявления признака (23,3%) и одновременно высокий уровень проявления признака был диагностирован у 26,7%. Данные результаты могут косвенно свидетельствовать о повышении тревожности, связанной, возможно, с предпенсионным периодом.

В период поздней взрослости по шкале «фаталистическое настоящее» высокий уровень проявления признака не был выявлен ни у кого из испытуемых. Это может объясняться постепенным накоплением жизненного опыта, уменьшением такого качества личности, как импульсивность и постепенным формированием феномена мудрости. Количество испытуемых, имеющих низкий уровень проявления изучаемого признака, составляет 18 человек. Это больше, чем количество испытуемых в период средней взрослости, имеющих сходные результаты, и дает нам право предположить, что в период поздней взрослости для личности характерным становится в какой-то степени философское отношение к окружающей действительности. Факты анализируются с учетом прошлого опыта, и отношение к ним становится менее критичным, нежели в период средней взрослости. Средний уровень проявления изучаемого признака имеют 40% испытуемых, что характеризует их, как реалистичных людей, относящихся к настоящему, как к периоду «здесь и сейчас».

испытуемых предпочитают анализировать последствия своих действий, укладываются в сроки, ставят цели и продумывают этапы их достижения. Для них характерен высокий уровень проявления изучаемого признака по шкале «будущее». Большая часть испытуемых (50%) предпочитают анализировать часть своих действий, так как ориентированы они более на настоящее время, чем на будущее. 9 испытуемых не испытывают потребности в прогнозе своих действий, предпочитают действовать решительно «здесь и сейчас». Данная тенденция говорит о переориентации личности с будущего времени на переоценку прошлого, что подтверждается анализом данных, представленных по шкале «позитивное отношение к прошлому».

По результатам анализа опросника временной перспективы Ф. Зимбардо были сделаны следующие выводы.

В период взрослости претерпевает изменение отношение к временной перспективе своей жизни. Направленность в будущее постепенно уступает место анализу прошедшей части жизни, что объясняется психологическими особенностями возраста. Негативное отношение к прошлому снижается в период взрослости, одновременно возрастает позитивное. Количество испытуемых с гедонистическим отношением к настоящему к 55 годам становится меньше, чем в период ранней взрослости, что может объясняться стрессом, переживаемым в течение предпенсионного периода. Восприятие настоящего, как чего-то предопределенного, фиксируется у меньшего количества респондентов пе



2020-03-17 286 Обсуждений (0)
Организация и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)