Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологический информация опрос эксперимент



2020-03-17 413 Обсуждений (0)
Социологический информация опрос эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Социологическая информация - совокупность знаний, сведений и данных, получаемых социологом из разного рода источников различного характера. Главные требования к первичной социологической информации сводятся, в основном, к ее полноте, достоверности, надежности и обоснованности. Социолог в своих исследованиях имеет дело с субъективными оценками, потому что мнения людей и их личное восприятие часто разнятся друг с другом. К тому же, личное восприятие людей основано, в основном, на предрассудках и стереотипах. Для избегания искаженной и неправдивой информации социологи используют в своей работе особые методы получения информации. Профессионалы изучают сразу несколько методов получения первичной информации, чтобы выяснить основные недостатки и преимущества метода по сравнению с другими и четко определить область их применения.

Социологическое исследование - это система логически связанных последовательных методических, организационно-технических и методологических исследований, которые преследуют одну цель: результативное получение достоверных данных о заданном изучаемом социальном явлении. Для того чтобы начать социологическое исследование требуется определенная подготовка, а именно: постановка реальной цели, разработка плана или программы, выявление сроков и способов обработки информации и многое другое. Для социологии важным аспектом является добыча эмпирической информации абсолютно различного характера - будь то уровень рождаемости, рейтинг партии, уровень смертности, мнение жителей мегаполиса, мнение о распределении бюджета страны и тому подобное. От качества сбора первичной информации зависит качество выполненного исследования. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Объектом курсовой работы являются методы сбора социологической информации. Предметом будет социологическая информация.

Цель курсовой работы - исследование методов сбора социологической информации.

Задачи:

·   определить основные методы сбора социологической информации;

·   особенности обработки социологической информации;

·   выявить плюсы и минусы различных методов исследования;

·   проанализировать практическое применение опроса-анкетирования среди студентов-первокурсников.


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Опрос

 

Социологическое исследование - основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое поведение проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия. Социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно - технических процедур. Целью этой системы являются всестороннее изучение, анализ и систематизация социальных фактов, выявление связей и зависимостей между социальными явлениями и процессами и на основании собранной информации, принятие решений, разработка мероприятий по управлению исследуемым объектом, его прогрессивному развитию.

Основным этапом социологического исследования является сбор информации. Основные методы сбора информации:

·   Опрос;

·   Анализ документов;

·   Наблюдение;

·   Эксперимент.

Главным методом социологии является метод опроса. У большинства людей представление о социологии основывается именно на использовании данного метода. Однако он не является изобретением, придуманным социологами. Задолго до применения в социологии его применяли медики, учителя и адвокаты. По сей день в современных школах идет деление урока на опрос и пояснение неизученного материала. Но социология позволила методу опроса возродиться. И сейчас трудно представить опрос методом другой области.

Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой

Опрос - это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, в ходе которого социолог имеет возможность в кротчайшие сроки узнать весомую информацию от обследуемых по огромному количеству интересующих вопросов. Этот аспект является главным достоинством данного метода. Ко всему прочему опросом допустимо пользоваться в отношении почти любых слоев населения. Для того чтобы опрос был максимально эффективен, очень важно знать какие вопросы и как задавать, а самое главное, что полученные ответы истины. При соблюдении этих несложных правил можно легко отличить профессионалов от шарлатанов.

Результаты опроса напрямую зависят от:

· психологического состояния респондента в момент опроса;

·   ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

·   содержания анкеты или устного опроса

Опросы делятся на два вида: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Анкетирование - это письменная форма опроса, которая зачастую проводится заочно (без прямого контакта социолога и интервьюируемого). Заполнение анкеты может происходить как в присутствии анкетера, так и без его присутствия. По форме проведения анкетирование делится на групповые и индивидуальные опросы. Групповой анкетный опрос преимущественно применяют там, где за ограниченное время нужно успеть опросить большое количество людей. Работа анкетера в группе размером 15 человек дает полную возвращаемость анкет, в отличие от индивидуального анкетирования. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с ванкетаом. Главным недостатком индивидуального анкетирования является факт того, что далеко не каждый опрашиваемый возвращает анкету назад. Анкетирование существует в очном и заочном формате. К заочному относится опрос через газету или журнал и тому подобное.

Письменный опрос проводится при помощи анкет. Анкета - это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. композицию, структуру. Она состоит из вводной части, основной части и заключения, т.е. из преамбульно-инструктивного раздела, опросного листа, «паспортички», соответственно. В условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Интервью - это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.

Интервью обычно проводят по месту работы (учебы). По месту учебы или работы чаще всего обсуждают вопросы учебного или рабочего характера. Но минус в том, что эта обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Для того чтобы достигнуть их, лучше проводить интервью в комфортной домашней атмосфере.

По технике проведения интервью подразделяются на свободные, стандартизованные и полустандартизованные.

Нельзя не отметить такой вид интервью как фокусированное. Это сбор мнений и оценок по поводу какой-то конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Эта система интервью предполагает погружение в ситуацию респондентов. Например, группе детей прочитали сказку, а потом проинтервьюировали их по поводу поднятых в ней вопросов.

Еще одна классификация интервью делит его на индивидуальное и групповое.

Бланк интервью - это бланк, в котором прописаны вопросы по теме и место для ответов на них. В данном бланке нужно указать имя интервьюера, тему, место проведения интервью, длительность беседы, отношение респондента к беседе. Длительность интервью обычно составляет от 10-15 минут и больше.

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки:

· определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);

·   определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности;

·   определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.

Подведем итоги по методу «опрос»:

Плюсы: за короткий период времени исследователь получает значительную информацию, применять метод можно ко всем слоям населения.

Минусы: не всегда полученная информация достоверна, если группа исследуемых большая, то будет иметь место трудность обработки данных.

социологический информация опрос эксперимент

Анализ документов

 

Очень важным методом сбора первичной информации является изучение документов. Сбор информации начинается именно с анализа документов. Прежде чем приступить к анализу проблем, социолог должен изучить документальную информацию для дальнейшей работы.

Документальная информация делится на официальную и неофициальную. К официальной принято относить правительственные документы и служебные характеристики. К неофициальной относят дневники и личные записи.

По форме фиксации информации документы разделяют на четыре типа: письменные, иконографические, фонетические, статистические.

По источнику информации документы могут быть первичными (на базе прямого наблюдения) и вторичными (результат обработки других документов).

Выделяют неформализованные (умственные операции, направленные на выявление логики документов) и формализованные ( анализ содержания текста).

Несомненно, что изучение документов играет важную роль при сборе социологической информации и просто необходимо после проведения различных видов опросов.

Плюсы: наглядность первичных материалов, большая достоверность результатов.

Наблюдение

 

Самый известный метод сбора первичной информации, который позволяет узнать много новой информации в поведении респондентов, это метод наблюдения. Этот метод известен нам еще с древних времен. Наблюдение - это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций. Особенностью данного метода является его планомерность и целеполагание. Главное тому доказательство - четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В программе данного метода содержатся также объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа регистрации, обработка полученной информации.

В зависимости от положения наблюдателя наблюдения делятся на включенные (называют исследованием в «маске») и невключенные. Интервьюер действует под псевдонимом, скрывает настоящую профессию и, конечно же, цель эксперимента. Никто из окружающих не должен знать о том, кем является социолог. Ученый инкогнито может устроиться на практику в рекламное агентство и работать там.

Невключенное наблюдение - это метод изучения ситуации отстраненно, когда ученый не участвует в жизни респондента объекта и не имеет прямых контактов с членами группы. Хорошим примером служит изучение университетских собраний. С помощью специальных картотек наблюдения социолог фиксирует поведение докладчиков и реакцию аудитории, скажем одобрительные (или неодобрительные) реплики, возгласы, разговоры, вопросы к выступающему и т.д.

Оба метода наблюдения могут производиться как явно, так и неявно, инкогнито. Из-за неявного метода часто возникают проблемы морального характера. В частности, такое наблюдение может квалифицироваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. В данном методе основной предосторожностью является ограждение информации от огласки.

В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Систематический метод наблюдения планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода. Случайный чаще всего проводится без плана.

В зависимости от места проведения различают такие виды наблюдения, как полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных условиях, а лабораторное в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоотношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности

Подведем итоги достоинств и недостатков данного метода:

Плюсы: наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях; при широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.

Минусы: некоторые процессы недоступны для наблюдения; повторное проведение наблюдения невозможно; есть временное ограничение.

Итак, как видно из подведенных итогов, метод социологического наблюдения лучше использовать вместе с другими способами для получения наиболее точного результата.


Эксперимент

 

Существуют два типа эксперимента: исследовательский и подтверждающий. Первый проводят в том случае, если неясна причинная связь между зависимой и независимой переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о наличии причинной связи между двумя явлениями. Подтверждающий проводится, если связь выяснена заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. В таком случае в процессе эксперимента связь раскрывается и уточняется.

В экспериментальном исследовании в социологии экспериментатор создает две неравноценные группы: основную и контрольную. Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует. В результате полученное различие можно отнести к независимой переменной.

Истинный эксперимент проходит пять стадий.

Создание двух групп: а) экспериментальной (группа, в которую ученый вмешивается), б) контрольной группы, в которую никто не вмешивается.

·   В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборки. Чем больше размер группы, тем больше их эквивалентность. Группы в 25 человек менее эквивалентны, если качества распределяются в населении более равномерно, чем в группе из 50 человек.

·   Предварительно обе группы проходят так называемый претест. Претест - это измерение нескольких переменных, которые вы намереваетесь изменять в ходе эксперимента.

·   Вводятся независимые переменные.

·   Измеряются зависимые переменные. Это называется посттестом.

Квазиэксперимент - это разновидность эксперимента, когда испытатель не оказывает непосредственного воздействия на участников и условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих процессов.

Натурный или натуральный эксперимент очень отличается от истинного и квазиэксперимента. В истинном и квазиэксперименте любое вмешательство устраивается ученым, а в натурном происходит естественно.

В роли объектов в социологических экспериментах чаще всего выступают различные социальные группы, такие как потребители и производители, управляющие и управляемые, верующие и атеисты, студенты и преподаватели, производственные и научные коллективы и любые другие диаметрально направленные пары. Поэтому эксперименты такого рода зачастую являются не только сугубо социологическими, но и психологическими. Основная разница психологического и социологического экспериментов состоит в том, что при социологическом эксперименте изучаются конкретные проявления поведения людей.

Применение метода эксперимента в социологии на данный момент очень ограниченно. Потому что этот метод использует тогда, когда есть две экспериментальные группы и необходимо произвести их сравнение. В остальных ситуациях эксперимент не имеет смысла. То есть, если для эксперимента готовы две группы, то он состоится.




2020-03-17 413 Обсуждений (0)
Социологический информация опрос эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологический информация опрос эксперимент

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)