Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №2.



2020-03-17 386 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №2. 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинарское занятие №1.

Тема: «Основные функции культуры».

План:

1. Человекотворческая функция культуры.

2. Регулятивная и интегративная функции культуры. Интеграция и дезинтеграция в обще­стве.

3. Семиотическая (знаковая) и коммуникативная функции культуры. Культура как инфор­мацион­ный процесс. Роль средств массовой коммуникации в современной культуре.

4. Социальные институты культуры: государство, семья, экономика, СМИ, образование и др.

Цель: познакомить студентов с социально и личностно значимыми основными функциями культуры и раскрыть их содержание, показать разноплановый и многоуровне­вый характер основ­ных функций культуры.

Основная литература:

1. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина – М.: Центр, 2001. – С. 54-55.

2. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 114-126.

3.Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001. – С.104-112.

4. Левяш И.Я. Культурология. - М.,2004.- С. 39-41.

5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. - М., 2004.- С 189-201.

6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспиран­тов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С.177 – 182.

Дополнительная литература:

1. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Е.Попова – М., 1996. – С. 70-79, 89-119.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Часть I-II. – М., 1994. – С. 82-86, 108-120, 158-165, 204-218, 223-228, 318-355.

3. Культурология. – М.: Изд-во: «Знание», 1993. – С. 67-88.

4. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Минск, 1998. – С. 83-88.

 

Методические указания

1. Понятие функции неразрывно связаны с системным подходом в науке. Функция – это взаимодействие друг с другом отдельных элементов, которые образуют систему. Эле­менты в сис­теме взаимодействуют не случайно, а соединяются друг с другом строго опре­деленным способом. Этот способ называется структурой, внутренним строением системы. С этих позиций и культуру надо рассматривать как определенную связь элементов: поли­тическую культуру и политику; нрав­ственную культуру и нравственность, мораль, этику; научную культуру и науку и т.д.

Центральной проблемой данного семинарского занятия является соотношение лич­ности как объекта и субъекта культурной деятельности: культура и личность. Человек, с одной стороны, вы­ступает как творец культуры, а, с другой стороны, культура оказывает решающее влияние на фор­мирование человека. Культура определяет многоуровневый ха­рактер сущности человека: а) чело­век-животное; б) человек разумный, творческий, чело­вечный; в) человек технизированный, меха­низированный, античеловек в человеке. Особое внимание нужно акцентировать на раскрытии те­зиса: «Преодоление животного и античе­ловеческого в человеке и обществе». В этой связи необхо­димо проследить эволюцию че­ловека в придаток техники и компьютера в развивающейся техно­генной цивилизации.

Необходимо дать определение понятиям «социализация» и «инкультурация». Выяс­нить, как социокультурная система влияет на личность человека. Формы социализации личности в разной социокультурной среде.

2. Огромную роль в обеспечении функционирования общества играет регулятивная (норма­тивная) функция культуры. Смыслы – как регулятивы культуры. В первобытном обществе роль регулятора отношений играла система запретов и предписаний – табу. При переходе человечества на более высокие ступени цивилизационного развития происходит зарождение нравственности и нравственных форм поведения. Культурные ценности и нормы. Выявить отличия норм нравствен­ности от норм табу. Соотношение нравственно­сти и морали, их отличие. Мораль и право, их об­щие черты и черты различия, их роль как регулятивов в обществе и культуре. Мораль и этикет. Роль этикета в качестве регулятора в культуре. «Нормативная недостаточность» (например, страны Европы) и «нормативная избыточность» (например, Китай) в культуре. Культурные тради­ции.

Интегративная функция культуры. Объяснить тесную взаимосвязь между интегра­тивной и коммуникативной функциями. Сохранение культурного наследства, традиций, исторической па­мяти как необходимые условия связи поколения людей. Объяснить зна­чение понятий «интегра­ция» и «дезинтеграция». Роль религии и идеологии в процессе ин­теграции. Противоречивый ха­рактер интегративной функции культуры. Выяснить, какую роль религия и идеология играет в процессах дезинтеграции. Дать определение термина «глобализация». Глобализация и интеграция, их социокультурная специфика. Подумайте, каким содержанием наполнен процесс глобализации на современном этапе развития чело­вечества. Неоднозначность оценок всемирной глобализации культуры. Проанализировать существующие проблемы сохранения культурной уникальности в условиях всемирной глобализации. Данную проблему можно рассмотреть на примере некоторых стран, напри­мер, Японии. Глобализация как вариант культурной модернизации. Культура и гло­баль­ные проблемы современности.

3. Семиотическая (знаковая) функция культуры. Необходимо дать определение поня­тия «знак». Семиотика – учение о знаках. Мир вещей и мир знаков: формирование имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не обозначены челове­ком, они для нас не существуют. Знак и значение знаков (смысловое содержание знака). Явление культуры как знаков и совокупности знаков.

Пять основных типов знака и знаковых систем:

а) естественные знаки, знаки-признаки и их роль в ориентации в природной среде;

б) функциональные знаки и их роль в деятельности людей; кодирование и декодиро­вание функциональных знаков;

в) конвенциональные (условные) знаки, их типы (знаки-сигналы, знаки-индексы, знаки-об­разцы, знаки-символы), глубинный историко-культурный смысл символа;

г) вербальные знаковые системы – естественные языки. Базисной структурной еди­ницей языка является слово. Слово состоит из звуков – фонемов, которые не являются знаками, потому что у них самих по себе нет значения. Лексика – словарный фонд языка. Каждое слово имеет оп­ределенное значение. Значение – это смысловое содержание слова. Многие слова имеют множе­ство значений. Такое явление называют полисемией. Культура речи. Язык и общение.

д) знаковые системы записи. Изобретение знаковых систем записи – одно из вели­чайших достижений человеческой мысли. Знаковые системы на базе других знаковых систем (музыки, танца). Письмо – важнейшая система записи знаков естественного языка.

Культурные коды: формализованные языки. Использование логико-математического аппа­рата. Языки электронно-вычислительной техники и компьютерных систем. Знаки до­рожного дви­жения. Культурные коды как носители социокультурной информации. Роль культурных кодов в социализации (инкультурации) личности. Хранение, переработка и трансляция информации. Ме­ханизм социальной наследственности, ее отличия от биоло­гической наследственности. Социаль­ная память и ее роль в информационном процессе.

Коммуникативная функция культуры. Необходимо подчеркнуть роль общения в ис­тории че­ловечества. В этой связи нужно рассмотреть развитие форм и способов коммуни­кации в культур­ной истории человечества. Общение на ранних ступенях антропогенеза. Непосредственные кон­такты с помощью жестов и звуков. Возникновение членораздель­ной речи как нового средства коммуникации. Изобретение письменности как основы письменной и книжной культуры. Только создание письменности позволило человеческой культуре выйти из первоначального примитив­ного состояния. Без письменности развитие науки, техники и искусства было бы невозможным. Необходимо рассмотреть стадии раз­вития письменности: так называемое «предметное письмо», пиктография (рисуночное письмо), иероглифическое письмо (рисунки приобретают схематиче­ский характер), алфа­витное письмо. Возникновение средств массовой коммуникации: печать, ра­дио, телевиде­ние, компьютерные сети (глобальная сеть Интернет). Выявить их позитивные и нега­тив­ные стороны. Подчеркнуть значение усиления коммуникативных возможностей в про­цессе глобализации. Перспективы дальнейшего развития компьютерных сетей и техноло­гий. Межкуль­турные коммуникации.

4. Все функции культуры находят свое выражение в социальных институтах, к кото­рым от­носятся государство, семья, экономика, СМИ, образование и др. Социальный ин­ститут представ­ляет ряд компонентов – обозначьте структуру социального института. Со­циальные институты ор­ганизуют и координируют деятельность людей в каждой сфере. Здесь нужно обратить внимание на многофункциональность социальных институтов.

В доиндустриальном обществе культурная деятельность еще не выделилась как са­мостоя­тельная и поэтому не опирается на особые институты. Основным самостоятельным институтом духовной деятельности является религия.

Государство как социокультурный институт. Государственная культурная политика, ее за­дачи и структура. Взаимодействие государства и культуры. Роль государства в под­держке куль­турной деятельности. Борьба деятелей культуры с попытками регламентации художественного и интеллектуального творчества. Подумайте, в каких случаях возможно вмешательство государ­ство?

Образование как социальный институт культуры. Образование можно определить как про­цесс, систему и институт, обеспечивающие усвоение знаний, ориентаций и опыта, накопленного в обществе. Взаимовлияние образования и культуры. Образование делится на общее и профессио­нальное. Перечислите основные задачи, решаемые общим и профес­сиональным образованием. Общее образование преследует цели преимущественно ин­культурации личности. Специализиро­ванное образование преследует совершенно иные социокультурные цели. Акцентируйте свое вни­мание на процессе социализации.

Необходимо также рассмотреть ряд других социальных институтов культуры, на­пример, се­мья, религия.

Выводы: Культура имеет определяющее значение в развитии человеческого обще­ства. Ме­ханизмом социальных действий культуры являются функции культуры. Именно функции опреде­ляют взаимоотношение культуры и общества. Несмотря на разноплано­вый и многоуровневый ха­рактер основные функции находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Только все вместе они обеспечивают процессы культурной динамики. Свое вы­ражение функции находят в социальных институтах культуры. К ним относятся государ­ство, образование, семья, религия и другие.

 

Семинарское занятие №2.



2020-03-17 386 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №2. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №2.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)