Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Морфология культуры. Этническая, национальная, элитарная и массовая культура.



2020-03-17 411 Обсуждений (0)
Тема: Морфология культуры. Этническая, национальная, элитарная и массовая культура. 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и взаимопро­никнове­ние материальной и духовной культуры.

2. Этническая, национальная, массовая культуры. Элитарная культура, как оппозиция массовой культуры.

3. Специфические культуры: субкультура и контркультура. Роль контркультуры в дина­мике куль­туры.

Цель: познакомить студентов с наиболее распространенными принципами класси­фикации культуры; дать представление о внутренней структуре культуры, ее организаци­онно-функцио­нальном строении.

Основная литература:

1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2006. – С. 150-165 (3в.).

2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001. – С. 71-83 (2в.)

3. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 2001. – С. 49-51 (2в.).

4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005. – С. 278-315.

5. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004. – С. 139-144 (3в.)

6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 229-262 (1-3вв.)

7. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – С. 139-163 (1-3вв.)

Дополнительная литература:

1. Введение в культурологию: Конспект лекций. – М.: МНЭМ, 1992. – С. 14-17 (1,2вв.)

2. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. Попова Е.В. – М., 1996. – С.62-70 (2в.)

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1997. – С. 261-270, 422-427, 406-418,435 (2в.)

4. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Ростов-н/Д., 1997. – С. 326-333 (2в.)

5. Культурология. – М.: Общество «Знание», 1993. – С. 15-17, 36-45 (1в.), 110-120 (2в.), 120-124 (3в.)

6. Малюга Ю.Я. Культурология. – М., 1999. - С. 24-31 (1в.)

7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М., 1998. – С. 30-36 (1в.), 78-79 (2в.), 79 (3в.)

8. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. – С. 56-71 (1в.), 313-339 (3в.)

9. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. – М., 1996. – С.82-180 (1в.)

Методические указания

1. В первую очередь, необходимо отметить значение термина «морфология куль­туры». Мор­фология культуры – составная часть теории культуры, изучающая основные структурные эле­менты, типичные формы культуры, как сложной целостной системы, принципы их взаимодейст­вия. Существует множество концепций, делящих культуры по разным основаниям. Наиболее рас­пространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности – мате­риальная и духовная; по носителю культуры – на­родная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Необходимо под­черкнуть условность границ между материальной и духовной формами: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер.

Нужно раскрыть сложную структуру материальной культуры. Она делится на тех­нико-тех­нологические и предметно-продуктивные компоненты. Технико-технологическая сфера делится в свою очередь на навыки, приемы какой-либо деятельности и машины, ме­ханизмы, приборы, т.е. орудия производства. Предметно-продуктивный слой материаль­ной культуры имеет, в свою оче­редь, ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений. Исследо­ватель М.С. Каган считает, что существует три формы материальной предметности – че­ловеческое тело, техническая вещь и социальная ор­ганизация. Первая форма порождает физическую культуру, остальные – материальную культуру.

Материальная культура органически связана с человеком, обществом и ее духовной обла­стью. Эту связь можно проследить на конкретных видах, типах материальной куль­туры как оде­жда, оружие, жилище и т.п. Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например: произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства).

Духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духов­ного бытия. Она включает в себя знания, ценности, проекты и саму духовную дея­тельность по производству духовных продуктов. Обратите внимание, что духовная куль­тура вырастает как иде­альная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духов­ная культура играет подчиненную по отношению к матери­альной, может ли она играть ведущую роль?

Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах культуры они выра­батываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль ин­теллигенции в этом процессе? Духовные ценности тесно связаны с формированием куль­турной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира?

Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют?

2. Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировались в ходе исто­рического развития. Изучение этнической (народной), национальной, массовой и элитар­ной культур необхо­димо начать с определения понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от пред­ставлений в других общественных науках. Обратите внимание на характерные черты этих подразделений культуры, в каких сферах культуры они проявляются. Каким образом взаимодействуют этническая и национальная, нацио­нальная и массовая, а последняя с элитарной культурами.

Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре. Культурная самоидентифи­кация личности.

Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите при­меры различных вариантов формирования национальных культур. Процесс формиро­вания нации, национального языка, литературы и культуры. Национальная интеллигенция как носитель нацио­нальной культуры. Взаимодействие национальной и этнической куль­тур при определенных усло­виях могут доходить почти до разрыва (как это было в русской культуре).

Рассматривая массовую культуру необходимо разъяснить понятие «массы», выде­лить харак­терные признаки «человека-массы» и массового сознания, позитивные и нега­тивные стороны мас­совой культуры. Подумайте, какие технологические и социальные факторы способствовали фор­мированию массовой культуры. Какое место занимает мас­совая культура в системе рыночного хо­зяйства. Массовая культура и личность: агрессив­ный характер массовой культуры. Реальность уг­розы снижения культурного уровня обще­ства – социальные и этнические функции массовой куль­туры.

В противоположность массовой культуре выделяют элитарную культуру. Дать зна­чения по­нятия «элита». Современные теории элит: биологическая, психологическая, тех­ническая, органи­заторская, распределительная, художественно-творческая. Проявления элитаризма особенно про­сматриваются в художественном творчестве. Каковы характер­ные признаки элитарного искус­ства? Эстетический изоляционизм («Мир искусства») и панэстетизм как два проявления элитар­ного искусства.

3. Специфические культуры: субкультура и контркультура. Специфические культуры как противоположность «серединной» (официальной) культуре. При подготовке по дан­ному вопросу следует включить следующие проблемы: причины возникновения, отличи­тельные черты, специ­фика субкультур. Субкультурные образования возникают на основе социальных, конфессиональ­ных, этнических, демографических особенности развития культуры. Необходимо акцентировать внимание на том, что субкультуры не стараются подменить собой официальную главенствующую культуру. Они в большей мере способ­ствуют постепенным эволюционным и мирным преобразо­ваниям.

Оппозиционные культуры в обществе - контркультуры. В чем различия субкультуры от контркультуры. Центральная проблема - роль контркультуры в динамике культуры. Контркуль­тура как фактор обновления господствующей культуры. Возможность превра­щения контркуль­туры в господствующую культуру, против которой формируется новая контркультура. Контркуль­тура и антикультура, черты сходства и отличия. При каком ус­ловии контркультура превращается в антикультуру. Подумайте, какие можно привести примеры из истории в контексте данной про­блемы. Также необходимо использовать мате­риал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите вни­мание на их функцию и направления. Выделите отличие и сходство западных и россий­ских молодежных субкультур.

Выводы: Культурные формы разнообразны и многочисленны. Поэтому в культуро­логии нет общепринятого определения культурных форм. Среди культурных форм выде­ляют более крупные типы и формы меньшего уровня, занимающие отдельные «подобла­сти» культурного пространства. Наиболее распространенными принципами классифика­ции культуры являются: по родам деятель­ности – материальная и духовная; по носителю культуры – народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Наряду с официальной культурой существуют специфические культуры – субкультуры и контр­культуры. Субкультуры не противопоставляют себя официальной культуре. Контркуль­тура, напротив, притязает на лидирующее положение.

 

 



2020-03-17 411 Обсуждений (0)
Тема: Морфология культуры. Этническая, национальная, элитарная и массовая культура. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Морфология культуры. Этническая, национальная, элитарная и массовая культура.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)