Тема: Морфология культуры. Этническая, национальная, элитарная и массовая культура.
План: 1. Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры. 2. Этническая, национальная, массовая культуры. Элитарная культура, как оппозиция массовой культуры. 3. Специфические культуры: субкультура и контркультура. Роль контркультуры в динамике культуры. Цель: познакомить студентов с наиболее распространенными принципами классификации культуры; дать представление о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Основная литература: 1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2006. – С. 150-165 (3в.). 2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001. – С. 71-83 (2в.) 3. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 2001. – С. 49-51 (2в.). 4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005. – С. 278-315. 5. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2004. – С. 139-144 (3в.) 6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 229-262 (1-3вв.) 7. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – С. 139-163 (1-3вв.) Дополнительная литература: 1. Введение в культурологию: Конспект лекций. – М.: МНЭМ, 1992. – С. 14-17 (1,2вв.) 2. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Под ред. Попова Е.В. – М., 1996. – С.62-70 (2в.) 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1997. – С. 261-270, 422-427, 406-418,435 (2в.) 4. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Ростов-н/Д., 1997. – С. 326-333 (2в.) 5. Культурология. – М.: Общество «Знание», 1993. – С. 15-17, 36-45 (1в.), 110-120 (2в.), 120-124 (3в.) 6. Малюга Ю.Я. Культурология. – М., 1999. - С. 24-31 (1в.) 7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М., 1998. – С. 30-36 (1в.), 78-79 (2в.), 79 (3в.) 8. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. – С. 56-71 (1в.), 313-339 (3в.) 9. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. – М., 1996. – С.82-180 (1в.) Методические указания 1. В первую очередь, необходимо отметить значение термина «морфология культуры». Морфология культуры – составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы, типичные формы культуры, как сложной целостной системы, принципы их взаимодействия. Существует множество концепций, делящих культуры по разным основаниям. Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности – материальная и духовная; по носителю культуры – народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Необходимо подчеркнуть условность границ между материальной и духовной формами: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер. Нужно раскрыть сложную структуру материальной культуры. Она делится на технико-технологические и предметно-продуктивные компоненты. Технико-технологическая сфера делится в свою очередь на навыки, приемы какой-либо деятельности и машины, механизмы, приборы, т.е. орудия производства. Предметно-продуктивный слой материальной культуры имеет, в свою очередь, ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений. Исследователь М.С. Каган считает, что существует три формы материальной предметности – человеческое тело, техническая вещь и социальная организация. Первая форма порождает физическую культуру, остальные – материальную культуру. Материальная культура органически связана с человеком, обществом и ее духовной областью. Эту связь можно проследить на конкретных видах, типах материальной культуры как одежда, оружие, жилище и т.п. Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например: произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства). Духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духовного бытия. Она включает в себя знания, ценности, проекты и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Обратите внимание, что духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духовная культура играет подчиненную по отношению к материальной, может ли она играть ведущую роль? Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах культуры они вырабатываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль интеллигенции в этом процессе? Духовные ценности тесно связаны с формированием культурной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира? Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют? 2. Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировались в ходе исторического развития. Изучение этнической (народной), национальной, массовой и элитарной культур необходимо начать с определения понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от представлений в других общественных науках. Обратите внимание на характерные черты этих подразделений культуры, в каких сферах культуры они проявляются. Каким образом взаимодействуют этническая и национальная, национальная и массовая, а последняя с элитарной культурами. Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре. Культурная самоидентификация личности. Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите примеры различных вариантов формирования национальных культур. Процесс формирования нации, национального языка, литературы и культуры. Национальная интеллигенция как носитель национальной культуры. Взаимодействие национальной и этнической культур при определенных условиях могут доходить почти до разрыва (как это было в русской культуре). Рассматривая массовую культуру необходимо разъяснить понятие «массы», выделить характерные признаки «человека-массы» и массового сознания, позитивные и негативные стороны массовой культуры. Подумайте, какие технологические и социальные факторы способствовали формированию массовой культуры. Какое место занимает массовая культура в системе рыночного хозяйства. Массовая культура и личность: агрессивный характер массовой культуры. Реальность угрозы снижения культурного уровня общества – социальные и этнические функции массовой культуры. В противоположность массовой культуре выделяют элитарную культуру. Дать значения понятия «элита». Современные теории элит: биологическая, психологическая, техническая, организаторская, распределительная, художественно-творческая. Проявления элитаризма особенно просматриваются в художественном творчестве. Каковы характерные признаки элитарного искусства? Эстетический изоляционизм («Мир искусства») и панэстетизм как два проявления элитарного искусства. 3. Специфические культуры: субкультура и контркультура. Специфические культуры как противоположность «серединной» (официальной) культуре. При подготовке по данному вопросу следует включить следующие проблемы: причины возникновения, отличительные черты, специфика субкультур. Субкультурные образования возникают на основе социальных, конфессиональных, этнических, демографических особенности развития культуры. Необходимо акцентировать внимание на том, что субкультуры не стараются подменить собой официальную главенствующую культуру. Они в большей мере способствуют постепенным эволюционным и мирным преобразованиям. Оппозиционные культуры в обществе - контркультуры. В чем различия субкультуры от контркультуры. Центральная проблема - роль контркультуры в динамике культуры. Контркультура как фактор обновления господствующей культуры. Возможность превращения контркультуры в господствующую культуру, против которой формируется новая контркультура. Контркультура и антикультура, черты сходства и отличия. При каком условии контркультура превращается в антикультуру. Подумайте, какие можно привести примеры из истории в контексте данной проблемы. Также необходимо использовать материал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите внимание на их функцию и направления. Выделите отличие и сходство западных и российских молодежных субкультур. Выводы: Культурные формы разнообразны и многочисленны. Поэтому в культурологии нет общепринятого определения культурных форм. Среди культурных форм выделяют более крупные типы и формы меньшего уровня, занимающие отдельные «подобласти» культурного пространства. Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности – материальная и духовная; по носителю культуры – народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура. Наряду с официальной культурой существуют специфические культуры – субкультуры и контркультуры. Субкультуры не противопоставляют себя официальной культуре. Контркультура, напротив, притязает на лидирующее положение.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |