Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика проявления агрессивного состояния человека в вербальных компонентах коммуникаций



2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Специфика проявления агрессивного состояния человека в вербальных компонентах коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследования агрессии в настоящее время проводится в рамках различных гуманитарных наук: психологии, социологии, культурологии и лингвистике. В лингвистике изучение агрессии как явление речевой коммуникации началось сравнительно недавно. Среди лингвистов, занимающихся этой проблемой, нет единства в понимании сущности агрессии в речи, а также в выборе термина для ее обозначения. Широко используются такие словосочетания, как вербальная агрессия, словесная агрессия, языковая агрессия и др. как отмечает Ю.В. Щербинина, «…сложность определения понятия «вербальная агрессия» заключается в том, что данный феномен нельзя считать единой формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение. Этот термин употребляется применительно к самым разнообразным речевым действиям, весьма неоднородным по мотивации, ситуациям проявления, формам словесного воплощения, интернациональной направленности и потому не может быть исчерпывающе определен посредством таких обобщенных понятий, как «негативное речевое воздействие», «грубость речи» и т.п.» [30, с. 14]. Наиболее общее и часто употребляемое определение агрессии для всех наук, нанимающихся этой проблемой, определено следующим образом: агрессия − это любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту.

Нередко под вербальной агрессией понимают схожие вербальные реакции, которые агрессией не являются.

Чаще всего слова «агрессия» и «конфликт» считаются синонимами. Понятия агрессия и конфликт не обозначают одно и то же, к тому же понятие конфликта значительно шире, чем понятие агрессии. Как указывает Ю.В. Щербинина, «…конфликт не есть речевая агрессия, так же и речевая агрессия не есть конфликт, точнее − это один из неконструктивных способов его разрешения» [30, с. 18]. «А-а, зараза!» - восклицаем мы, почувствовав, например, резкую боль. Внешне это высказывание выглядит как агрессивное, однако, оно таковым не является. Такая вербальная реакция является спонтанной, немотивированной.

Т.А. Воронцова считает, что «с позиции коммуникативной лингвистики важно не только как сказано, но и для чего сказано» [3, с. 7]. В связи с этим для более подробного изучения сущности вербальной агрессии целесообразно рассмотреть ее с позиций двух наук: психолингвистики и прагмалингвистики.

Психолингвистика - область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики [41]. Адресат совершает выбор языковых единиц, опираясь на такие экстралингвистические факторы, как социальный статус, характер, культура, темперамент и ситуация. В сферу внимания психолингвистики включено «взаимоотношение опосредованного языком образа мира человека и речевой деятельности как деятельности речевого общения». Реакции на негативные раздражители превращаются в речемыслительную деятельность. [13, с. 69].

Прагмалингвистика - «одно из направлений прагматики, объектом изучения которой являются отношения между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативном пространстве, для характеристики которого важны указания на место и время речевого взаимодействия говорящего и слушающего, их цели и ожидания» [11, с. 12].

Некоторые исследователи, занимающиеся проблемой агрессии, в частности вербальной, предприняли попытки систематизировать и классифицировать проявления этого понятия в речи. Первые такие попытки были предприняты психологами. А. Басс в 1976 г. Предложил 4 разновидности агрессии слова:

.   Вербальная активная прямая (т.е. прямое непосредственное вербальное оскорбление или унижение адресата): …chou biao zi − проститутка.

.   Вербальная активная непрямая (распространение сплетен о третьем лице): ta shi ge sha bi da jia zhi dao le - Да он же дурак, все это знают (из бытового разговора).

.   Вербальная пассивная прямая (отказ говорить с адресатом): ni chi fan le ma? - …wo wen ni! Ты кушал? - … - Отвечай же, я тебя спрашиваю!

В этом случае адресант намеренно сохраняет молчание, чтобы показать свою агрессивную настроенность по отношению к адресату.

.   Вербальная пассивная непрямая (отказ дать словесные пояснения).

В нашем исследовании мы рассматриваем проявление вербальной агрессии в межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация предполагает обмен сообщениями и их интерпретацию двум или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Единицей коммуникации является речевой акт. Исходя из этого, а также учитывая то, прагматику часто отождествляют с теорией речевых актов, мы считаем целесообразно классифицировать вербальную агрессию по формам ее проявления, отталкиваясь от понятия речевого акта. Речевой акт - «минимальная основная единица речевого общения, в которой реализуется одна коммуникативная цель говорящего и оказывается воздействие на адресата» [23, с. 57].

Исходя из вышесказанного, мы определили понятие вербально-агрессивного акта как речевого действия, содержащего вербально-выраженную агрессию говорящего, направленную на адресата либо третье лицо. Подразделяется на прямые и косвенные вербально-агрессивные акты. В прямых вербально-агрессивных актах адресант открыто оскорбляет, угрожает и т.д. В случае, если агрессия в речи представлена косвенно, мы говорим о косвенных вербально-агрессивных актах.

Лингвисты классифицируют агрессию по формам ее проявления. Ю.В. Щербинина, вслед за Л.М. Семенюк, М.Ю. Федосюк, выделяет такие формы вербальной агрессии, как оскорбление, угроза, грубое требование и др., опираясь на ее классификацию, мы выделили следующие вербально-агрессивные акты (ВА): ВА оскорбления, ВА враждебного замечания, ВА угрозы, ВА грубого требования, ВА грубого отказа, ВА порицания (упрека), ВА обвинения, ВА иронии.

Примеры прямых и косвенных вербально - агрессивных актов (ПВА и КВА) представлены в таблице 3, которая указана в Приложении І. Приведем некоторые пояснения к таблице.

Оскорбление - любое слово или выражение, содержащее обидное характеристику адресата. При оскорблении «коммуникативное давление на личность происходит через воздействие на ценностную сферу» [8, с. 12], т.е. используется вербально-агрессивный акт оскорбления, адресант завоевывает доминирующее положение. Защитное оскорбление является реакцией на предшествующее проявление агрессии. В приведенном в таблице примере отказ в выдаче денег, а также объяснение причины этого с помощью оскорбления «транжира несчастная» вызывает поток негативных эмоций у собеседника, которые он выражает в виде ответных оскорблений. Намеренное оскорбление - сознательно направленная агрессия, адресат целенаправленно подбирает слова, чтобы посильнее унизить человека, привить комплекс неполноценности. Косвенное оскорбление обычно звучит мягче, т.к. не содержит инвективы и резких прямых высказываний, а заставляет адресата разгадать импликатуру: Умный ты! Чистый Лукашенко! = Лукашенко я умным не считаю, поэтому и ты глупый.

Враждебное замечание - выражение негативного отношения к людям. Одним из способов такого замечания является «придирка»: «говорящий придирается к отдельным моментам речи адресата - неудачным формулировкам, речевым ошибкам, не очень убедительным примерам и т.п.» [30, с. 164]. Враждебное замечание может также выражаться в виде злопожелания или проклятия. ВА враждебного замечания проявляется косвенно через сравнение и намек. В сравнении агрессия проявляется через сопоставление адресата и чего-то относящегося к нему с обидным для него объектом, предметом. ВА намека может быть понят с помощью догадки.

Угроза - высказанное намерение нанести физический, материальный или какой-либо другой вред адресату. ВА угрозу часто подходит под конструкцию если…, то…, где в первой части адресант ставит условия, при невыполнении которых адресату что-то угрожает (во второй части): Если ты сию минуту не отдашь мне письмо, я тебя убью! Условием в данном примере является возвращение письма, при невыполнении которого адресант угрожает убить адресата. Косвенных способов выражения ВА угрозы значительно больше. Такие угрозы могут не содержать точной информации о последствиях для адресата (А что я сейчас с тобой сделаю…), угроза также может выражаться с помощью интонации и враждебных намеков: Если кто-то не перестанет сейчас же, то кому-то будет очень больно! = Если ты сейчас не прекратишь, тебе будет больно [4, с. 113-119.].

Грубое требование обычно проявляется в желании говорящего избавиться от собеседника или принудить его к выполнению какого-либо действия (Ступай отсюда вон!). Имплицитное грубое требование употребляется значительно реже, это так называемое требование, «имитирующее самообращение говорящего» [30, с. 171]: Чтобы через 5 минут я не видела на полу ни одной куклы! = Быстро убери все куклы!

Грубый отказ - невежливый, некультурный отказ на просьбу, требование и т.д.: - Купи мне эту игрушку! - Обойдешься! = Не куплю.

Порицание и упрек следует считать вербально-агрессивными актами условно, т.к. не каждое порицание, так же как упрек, выражается в агрессивной форме. Обвинение же, напротив, всегда агрессивно.

Ирония заключается в противоречии между буквальным и скрытым смыслом. Безусловно, ирония не является выражением агрессии, однако нередки случаи использования иронии в качестве завуалированного выражения негативных агрессивных эмоций. ВА иронии позволяет говорящему имплицитно передать свое отношение к происходящему: Возвращаю тебе твое гениальное сочинение. = Твое сочинение отвратительно [12, с. 64].

Таким образом, нами была осуществлена попытка проанализировать сущность агрессии с точки зрения психолингвистики и прагмалингвистики. Общеизвестно, что невербальное поведение превосходит язык в своей способности раскрывать эмоциональные состояния. Это более непосредственный и более надежный канал связи, чем слово, оно прямо обращено к эмоциональной сфере партнера по коммуникации. Также необходимо определить место невербальных компонентов коммуникации в проявлении агрессивных состояний человека, т.к. зачастую перевод зависит и от невербальных средств коммуникации. Об этом речь пойдет в следующем пункте нашего исследования.

агрессия китайский перевод русский



2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Специфика проявления агрессивного состояния человека в вербальных компонентах коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика проявления агрессивного состояния человека в вербальных компонентах коммуникаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)