Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отличительные черты организаций индустриального общества



2020-03-17 418 Обсуждений (0)
Отличительные черты организаций индустриального общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Вступление

В наше время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной степени зависят и эффективность производства и качество обслуживания населения. В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства, вследствие непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.  В Российской Федерации пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении современного менеджмента. Реорганизовываются старые структуры управления и власти, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практично невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям.Предметом курсовой работы является система отношений между субъектами хозяйствования – современными организациями с различными типами организационных структур и методов управления в них, в которых отображаются их отличительные черты друг от друга.Объектом исследования курсовой работы являются современные организации Российской Федерации.Цель курсовой работы состоит в определении основных характеристик современных организаций.К основным задачам следует отнести:1. Определение сущности и функций современной организации.2. Изучить основные теории организации и их сравнительные характеристики.3. Ознакомится с основами современного организационного проектирования.4. Изучить основные типы современных организационных структур.5. Ознакомится с процессов управления организационными изменениями в современных организациях.

Отличительные черты организаций индустриального и постиндустриального обществ

Отличительные черты организаций индустриального общества

Условием возникновения любой организации есть необходимость осуществления определенной сложной целевой совместной деятельности, то есть феномен организации проявляется в ее существовании как целенаправленной системы. Процесс управления при этом включает принятие решений, выбор альтернативных стратегий и оценку результатов в их сравнении с предварительно заданными целями.

 Цель в управлении не является и не может быть какой постоянной величиной в "состоянии покоя", которая должна лишь осуществляться. С изменением социально-экономических условий, развитием рыночных отношений, углублением специализации, совершенствованием технологий происходит трансформация целевых ориентиров организации. С социологической точки зрения наибольший интерес вызывает рассмотрение формирование целей в организации с позиции логического изменения ее целеустремленности, которая была обусловлена конкретными историческими моментами.

В начале ХХ при благоприятных природных условия, наличии квалифицированной рабочей силы в сочетании с минимальным социальным и политическим контролем, рынок, бурно развивающийся побудили организацию выдвигать такие цели, которые бы максимально соответствовали социально-экономическим условиям того периода. Индустриализация труда требовала индустриальных методов управления предприятием. Основные условия организации сосредоточились на совершенствовании технологий производства, выпуска продукции, получении своей доли рынка и тем самым прибыли. В связи с этим, основными целями, которые строили весь контур управления организацией, были производственные цели, то есть цели, направленные на максимальное повышение производительности труда, и, как следствие, увеличение объема выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Возникали и развивались механизмы инжиниринга, который объединял собственно работы по созданию нового производства с целью получения прибыли путем удовлетворения спроса. Управление организацией при этом пыталось максимально использовать все внутренние технические и социальные ресурсы эффективности производства[1].

 Одна из первых попыток проанализировать значение целевых ориентиров в жизнедеятельности организации была начата Ф.Тейлором и его последователями. Необходимо отметить, что в первых управленческих концепциях синонимами понятия "цель" часто выступают такие термины, как "задача", "задание" и "результаты". Так, в его работе "Принципы научного менеджмента" преимущественно употребляется понятие "задача", однако он указывает, что "задача - это цель в буквальном смысле этого слова". Ф.Тейлор утверждал, что "важнейшим простым элементом в современном научном управлении есть идея задачи". Эта идея включала по возможности установления целей работы для каждого рабочего на определенный промежуток времени, выдачу подробных инструкций, а также средств, необходимых для выполнения этой задачи. Кроме того, поставленная цель использовалась как стандарт при определении качества выполнения работы и поощрения наиболее добросовестных работников. По мнению Ф.Тейлора, такое внимание к постановке целей имела очень важное значение, поскольку в конечном счете это приводило к увеличению масштабов производства, повышению качества продукции или услуг и усилению конкурентоспособности организации.

 Идею Ф. Тейлора о задачах поддержала и дополнила Л. Гилбрет. В своей работе "Психология менеджмента" она подробно описала суть этого понятия. Задача, как считала Л. Гилбрет, не может быть ничем иным, как цель, но она не определяется случайно и теоретически. Цель является прямым следствием хорошо взвешенного процесса измерения и синтеза. По мнению Л.Гилбрет, результатом синтеза, которому предшествует анализ, должно быть сочетание разнообразных составляющих элементов труда в одну цель. При этом, если рассматривать цель в этом аспекте, стандартом для ее выполнения будет не какая-то отвлеченность, определенная чисто теоретической воображением, а скорее стандарт для конкретного вида деятельности, произведенный на базе того, что "практически уже было сделано и что возможно будет воссоздано". В своих работах Л. Гилбрет неоднократно подчеркивала, что понятие "задание" и "цель" очень неоднозначны и могут вызывать различные толкования[2].

Поскольку, как было отмечено выше, в этот период приоритетным для организации становится повышение производительности труда, авторы первых управленческих концепций делают важный вывод о том, что к ее значительному увеличению приводит прежде постановка цели. Связано это с рядом факторов, от которых зависит повышение производительности:

1) цели концентрируют внимание рядовых членов организации и руководителя на наиболее значимых и существенных позициях. Иными словами, цели ограничивают круг тех вопросов, имеющих на данный момент наибольшую значимость и направляют действия индивидов на получение некоторых, но важных результатов;

2) цели служат регуляторами фактической интенсивности труда человека. Энергия расходуется пропорционально сложности целей, определенных руководителями и рабочими. Было отмечено, что человек работает напряженнее для достижения тех целей, которым предъявляют максимальные требования. Однако, даже если цели и будут отдаленными и трудновыполнимыми, они не должны быть неосуществленными. Если цели являются невыполнимыми, то они не имеют смысла в глазах членов организации и их мотивационный эффект теряется;

3) признание членами организации легитимности установленных целей, рассматривается как фактор, способствующий созданию устойчивого социального порядка в организации. В этом случае работники становятся более решительными и настойчивыми в их достижении[3].

Уже в первых теориях управления четко признается, что выполнение целей предполагает соотношение "цель - средство", при этом каждый член организационной структуры должен иметь конкретные цели, подобные же цели должны быть разработаны и для организации в целом. При этом индивидуальные и организационные цели должны быть соотнесены таким образом, чтобы выполнение первых приводило к достижению целей последних. Это было передовое и научно обоснованное осознание комплексного процесса, особенно на ранних этапах научного управления. Такое представление образует базу для теории управленческой логики, на основе которой строится целевое управление. Таким образом идея задания (цели), которая разрабатывалась еще в начальный период становления теорий организации и управления, подчеркивает важность и необходимость предварительной разработки целевых ориентиров организации.

Следующий рост масштабов хозяйственной деятельности организаций, углубление специализации и усиление кооперации требовало пересмотра ряда целей, установленных ранее, в связи с тем, что они перестали отвечать реалиям. Деятельность организации в крупносерийном, растущем, массово-текущем производстве в условиях гарантированного массового сбыта способствовало выдвижению на первый план целей, связанных уже не только с увеличением производительности, но и со сбытом продукции, расширением доли рынка и удовлетворением меняющегося спроса потребителей. Концентрируется внимание на формулировке основной цели организации, которая позволяет определить уникальное назначения, выделяет конкретную организационную структуру из всех остальных. Основная цель является инструментом планирования, позволяющая сфокусировать внимание руководителей на настоящих и будущих возможностях организации, кроме того, ориентирует ее клиентов и потенциальных покупателей, определяет диапазон основных изделий и услуг, ограничивает сферу деятельности, идентифицирует основные технологии и приоритеты, облегчает понимание философии организации. По мнению многих исследователей (Пирс, Дэвид и др.) среди элементов, которые начинают включать в основную цель, больше существенными являются компоненты, имеющие отношение к корпоративной философии, самопознания и общественного мнения.

С насыщением рынка и сужением сферы обмена, развитие производства несколько замедлилось. По этой причине в управлении организацией приоритетными становятся цели сбытовой ориентации, то есть удовлетворение потребностей торговца в продаже, обусловленных его социальной ролью. Цели сбыта выдвигались в двух основных направлениях: продуктовая ориентация и ориентация на максимизацию продаж. Продуктовая ориентация предусматривала расширение ассортимента; улучшение функциональных характеристик изделия; улучшения организации сбытовой сети каждого продукта. Максимизация продаж предполагала активизацию в области стимулирования и сбыта. Иными словами, в этот период целевая направленность организации ориентируется на максимальное использование всех ресурсов системы сбыта, в значительной мере учитывала особенности социально - экономической среды и, в результате, обеспечивала выживание и дальнейшее развитие организации[4].

В этот период доминирующую позицию в управлении начинает занимать "классическая парадигма целей", суть которой заключается в том, что организационные структуры изначально выступают инструментами для достижения цели. По мнению многих исследователей (Ч. Барнард, Г. Саймон, Дж.Марч и др.) Индивиды создают организации поскольку думают, что это самый эффективный путь достижения своих целей. Тем самым они оказывают на существование организации определенную целевую направленность и развивают целевое начало в ее деятельности. Организационные цели являются трансформацией целей индивида. Такое преобразование целей индивида в цели организации возможно потому, что по цепочке "индивид - организация" протекает процесс приспособления индивидуальных целей как мотивирующей силы. Данная концепция господствовала в теории управления достаточно длительное время, однако на сегодняшний день происходит ее переосмысление в связи с качественными изменениями в теории и практике организационного развития.

Следующий исторический этап, вызвавший качественные изменения целевых установок организаций возникает тогда, когда организация уже не может обходиться только учетом сложившихся потребительских предложений, а вынуждена их предвидеть, формировать и изменять, опережая и обходя при этом многих конкурентов. При этом на первый план выходит маркетинг. Соответственно и цели организации устанавливаются в зависимости от комплексного исследования рынка и возможностей организации в обеспечении потребностей потребителей. Организация заинтересована в более быстром, чем конкуренты, изучении потребностей конечных пользователей, налаживании производства разработанной на этой основе продукции и обеспечении ее сбыта по приемлемой цене.

Достижение обществом высокого уровня материального благосостояния, все больший отход от массового производства в пользу индивидуализированного, развитие и усиление институтов гражданского общества и повышения социальной требовательности населения снова заставили хозяйственные организации пересматривать свои целевые установки. Новые цели должны были учитывать параметры и характеристики меняющейся социально - экономической среды. В связи с этим, управленческая система организации была вынуждена переместить целевую ориентацию на соблюдение морально - этических норм, применение социально - этического маркетинга, активное использование социологических разработок в сфере управления, поскольку игнорирование доминирующих ценностей общества могло повлечь дополнительные ограничения производства с его стороны. Таким образом, управление хозяйственной деятельностью организаций в рыночной среде претерпело ряд качественных изменений, каждое из которых было продиктовано существенными социально - экономическими трансформациями. Выживание и эффективная деятельность организации определяются прежде всего ее способностью устанавливать целевые ориентиры, которые максимально соответствуют и адекватные данному конкретному историческому периоду, что в конечном счете позволяет удовлетворять потребности окружения своей продукцией и постоянно поддерживать свой социальный статус[5].

 



2020-03-17 418 Обсуждений (0)
Отличительные черты организаций индустриального общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отличительные черты организаций индустриального общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)