Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности внешней среды современной организации



2020-03-17 237 Обсуждений (0)
Особенности внешней среды современной организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Успех организации зависит не только от совершенства ее внутренней среды, но и от внешних по организации сил. Они прямо или косвенно влияют на ее деятельность, усложняя ее или открывая перед ней новые возможности. Поэтому необходим всесторонний и тщательный анализ характера влияния внешних сил на организацию, что позволит принимать такие управленческие решения, улучшать конкурентные позиции организации, обеспечивать эффективное функционирование и развитие.

Каждая организация является открытой системой, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Внешняя среда - совокупность хозяйственных субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних относительно предприятия условий и факторов[12].

В зависимости от характера влияния внешнюю среду разделяют на среду прямого (микросреда) и косвенной (макросреда) действия.

 Внешняя среда является сложным, переменчивым, взаимозависимым и, как правило, неопределенным:

Сложность - большое количество факторов, на которые организация должна реагировать, а также уровень вариативности каждого из них. Сложной является работа той организации, на которую влияет больше факторов.

 Изменчивость - скорость изменения окружения организации. В некоторых из них внешняя среда очень подвижное: компьютерные технологии, электронная, химическая, фармацевтическая промышленность, биотехнологии. Менее подвижное оно у предприятий пищевой, деревообрабатывающей промышленности и т.п. Кроме того, в рамках одного предприятия более подвижным является среда для одних подразделений, в частности, научно-исследовательских, маркетинговых отделов, и менее подвижным - для других, например, производственных.

 Взаимозависимость факторов (изменение одного фактора влечет изменения других. Например, рост цен на энергоносители предопределяет скачок цен на все виды продукции, а особенно те, при производстве которых есть большая доля энергозатрат. Это может привести к ослаблению конкурентных позиций фирм, производящих эту продукцию. Вместе с тем такое положение заставляет производителей искать энергосберегающие технологии.

 Неопределенность - неограниченное количество информации о внешней среде и вероятность ее недостоверности. Организации, стремясь снизить уровень неопределенности внешней среды, могут применять две стратегии - приспособиться к изменениям или влиять на среду с целью сделать его более благоприятным для своего функционирования. Первая стратегия реализуется через создание гибких организационных структур с высоким уровнем децентрализации власти. Руководители таких организаций должны умело использовать современный инструментарий для прогнозирования изменений, обладать рыночной интуицией. Вторая стратегия, как правило, доступна только крупным фирмам или таким, которые объединяются с целью расширения своих возможностей. Для воздействия на окружающую среду они могут использовать мощную рекламу и средства PR, политическую деятельность для лоббирования своих интересов, вхождение в торговые ассоциации. Уязвимость малого бизнеса обусловлена именно тем, что среди предпринимателей мало кто в совершенстве владеет искусством предвидеть изменения во внешней среде, а менять его в свою пользу им не под силу[13].

Динамичность внешней среды, ее изменчивость, отсутствие необходимого объема достоверной информации препятствуют учету всех возможных последствий влияния на деятельность предприятия. Учитывая это, руководители предприятий должны ограничивать спектр внешних факторов, отдавать предпочтение тем, которые наиболее существенно влияют на результаты деятельности. Достижению этой цели способствует, в частности, анализ микросреды предприятия и выделение тех его субъектов, чье влияние на него ощутимо.

Степень сложности и подвижности микросреды, сила и направленность воздействия его факторов определяются характером, назначением, конструктивно-технологическими особенностями продукции (услуг) предприятия и разнообразием производственно-хозяйственных связей, которые учитываются при проектировании его организационной структуры и обосновании направлений ее адаптации к возможным изменениям во внешнем окружении. Особенностью факторов среды прямого действия являются интенсивность и постоянный характер влияния, направленность на изменение базовых внутренних составляющих предприятий. Это требует оперативной разработки мер по смягчению их негативных последствий или, наоборот, полного использования благоприятных возможностей.

 К субъектам микросреды относятся поставщики, посредники, потребители, конкуренты, «контактные аудитории» и т.п.:

 1. Поставщики. Обеспечивают предприятие необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. Каждое производственное предприятие должно тщательно следить за динамикой цен на объекты снабжения, регулярностью поставок ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы. Иначе появляются проблемы с производством и сбытом, а в перспективе - возникает угроза потери накопленного годами имиджа предприятия и благосклонности к нему постоянных партнеров и клиентов. Учитывая это современные компании придирчиво относятся к выбору поставщиков, но стремятся при этом поддерживать длительные отношения с теми, кто работает с учетом общих интересов.(О существенное влияние поставщиков на деятельность предприятий свидетельствует, например, тот факт, что после развала СССР отказ от партнерских связей болезненно ударил по экономике всех постсоветских стран).

 Посредники.

К ним относятся организации или отдельные физические лица (предприниматели), которые помогают производителям реализовывать их товары. Среди них: торговые посредники, фирмы по организации товарооборота (в т.ч.транспортные предприятия, складские сети), агентства по оказанию маркетинговых услуг (специальных исследований, консалтинговых, рекламы и т.п.), а также кредитно-финансовые учреждения коммерческой направленности (коммерческие банки, страховые компании).Плодотворное сотрудничество с посредниками может способствовать завоеванию прочных рыночных позиций, эффективно работать и развиваться, а неудачный выбор посредников, только «накручивают» цену на товар, а не заботятся о его эффективный сбыт, может довести фирму до банкротства. Например, в переходный период в РФ посредники часто паразитировали на крупных предприятиях-производителях, «высасывая» из них оборотные средства. (Правда, во многих случаях это были сознательные действия обеих сторон[14].

 Потребители. Это клиенты товаропроизводителей - потребители продукции, услуг. Чтобы знать конъюнктуру рынка и оперативно реагировать на ее изменения, товаропроизводители должны тщательно изучать своих потребителей. Такой мониторинг следует осуществлять на различных клиентурных рынках:

- потребительском (товары и услуги для личного потребления);

-производителей (продукция производственно-технического назначения);

 - промежуточных продавцов (товары для перепродажи с целью получения определенного выгоды;

- государственных и коммерческих структур (оптовые и мелкооптовые покупатели;

- мировом, охватывающий все перечисленные типы клиентуры рынков.

В условиях насыщенности рынка важно найти и сохранить своего потребителя. Поэтому многие фирмы, особенно малых и средних, ищут новые способы привлечь внимание потенциальных клиентов, используя различные акции, гибкие системы скидок, гарантийное послепродажное обслуживание и т.д.

Конкуренты.

К ним относятся организации и физические лица, занимающиеся аналогичной деятельностью. Коммерческого успеха на внутреннем и внешнем рынках достигает, как правило, тот хозяйствующий субъект, всесторонне и систематически изучает своих конкурентов, предлагает покупателям конкурентоспособную продукцию. При чем решающее значение имеет разработка и определенных рыночной стратегии и тактики с учетом всех факторов, которые влияют непосредственно на уровень и степень жесткости конкуренции. Конкурентные «войны» иногда продолжаются годы (между компаниями «Coca cola» и «Pepsi Co»), а иногда приводят к окончательной потере позиций даже на внутреннем рынке (касается значительного количества украинских предприятий. Вместе конкуренты могут быть партнерами и тем самым значительно повысить свою конкурентоспособность. Так, в последние годы мировая экономика переживает своеобразный всплеск слияний и поглощений (слияния «British Petroleum» (Англия) и «Amoco» (США) в августе 1998 г. - всего в этом веке;годовой объем прибыли в результате объединения составил 108 млрд. долларов; после слияния «Mersedes-Benz» и «Kraisler» летом 1998 новообразованная фирма «Mersedes-Kraisler» стала одной из крупнейших автомобильных компаний мира; осенью 2002 объединились два ведущих украинских производители программных продуктов - корпорация «Квазар-Микро» и компания Telesens; цель объединения - войти в тройку крупнейших национальных производителей программного обеспечения).

 «Контактные аудитории»:

- государственные органы управления - имеют регулирующий характер и влияют непосредственно на уровень и степень жесткости конкуренции; это законодательные органы, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, которые присматривают за соблюдением законов и выдают необходимые нормативные акты;местные административные органы; профсоюзные и другие общественные организации и объединения граждан (ассоциации потребителей, предпринимателей и т.д.);

- средства массовой информации (СМИ) - размещают статьи-заказа относительно определенных аспектов деятельности организации или ее представителя; это «имидж-информации», информации - «киллеры»;

 - местное население - препятствует деятельности предприятия, почувствовав на себе негативное его воздействие (шум, загрязнение окружающей среды и т.д.), либо поддерживает - в случае создания им новых рабочих мест, исправной уплаты налогов, участия в благотворительных мероприятиях[15].

Законодательство РФ о предприятии, предпринимательство, собственность, охрану труда, защиту прав потребителей, об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции; правительственные декреты и постановления; нормативные документы отраслевых и территориальных органов управления, направленных на правовое и организационное регулирование отношений между государственными органами власти и хозяйствующими субъектами, на регламентацию норм и правил их поведения (правил игры) в экономическом пространстве.

Законодательство характеризуется не только сложностью, но и изменчивостью, а иногда даже и неопределенностью, особенно свойственно переходному периоду. Оно может способствовать общему экономическому развитию, а может его тормозить может положительно влиять на деятельность одних предприятий и одновременно препятствовать их конкурентам.

Чем выше степень вмешательства государства в экономические процессы, тем более узким становится «коридор» предпринимательской свободы, уменьшается вариативность управленческих решений, стандартизируется поведение субъектов рынка, облегчается анализ рыночной ситуации. И наоборот, когда действующее законодательство устанавливает лишь общие «правила игры», появляются предпосылки для поиска нестандартных, инновационных решений, направленных на получение хозяйствующими субъектами конкурентных преимуществ. Однако в условиях переходного периода некоторые «инновации» могут идти даже вразрез с нормами мировой практики ведения бизнеса, а их реализация противоречить интересам общества. Поэтому при формировании системы регулирующих законов важно обеспечить их позитивное влияние на общее экономическое развитие.

Следовательно, влияние субъектов внешней среды на организации является мощным и разновекторных, что обусловливает необходимость своевременного выявления и оперативного реагирования на них, чтобы избежать опасности или быстрее, чем конкуренты, воспользоваться новыми возможностями.

Факторы среды косвенного действия

В макросреде, которое окружает предприятие, действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. им присущ высокий уровень вариативности, неопределенности и непредсказуемости, что обусловлено их опосредованной действием на субъекты хозяйствования. К основным факторам макросреды относят экономические, политические, социокультурные, научно-технологические, природно-климатические, демографические и т.д[16].

 Экономические факторы. К ним относятся: уровень и темпы инфляции; рост и спад производства; колебания курса национальной валюты относительно валют других стран; налогообложения; условия получения кредита и процентная банковская ставка; уровень динамики цен, распределение прибылей и спрос покупателей; платежеспособность контрагентов и т.д.Сейчас большое значение приобрела глобализация - политико-экономический фактор, который делает сильных субъектов рынка еще сильнее, а слабых - еще слабее и переводит конкурентную борьбу на новые уровни.

Для обеспечения благоприятных условий своей деятельности предприятия должны осуществлять постоянный мониторинг экономической ситуации и оценивать ее изменения с точки зрения возможных для себя последствий.

Политические факторы.

Это политическая стабильность в государстве, региональные политические интересы, межнациональные и межконфессиональные отношения и т.д. Влияние политических факторов особенно ощутимо в нестабильном социально-экономическом и политической среде (период трансформации экономических отношений. Нестабильная политическая ситуация вызывает отток капитала от отраслей, требующих значительных долгосрочных инвестиций, и одновременно направляет предпринимательскую деятельность в сторону короткого оборотного цикла, присущий торговом бизнеса. В период роста политической активности (избирательные процессы) открываются новые возможности для средств массовой информации - они становятся чрезвычайно рентабельными за высокой стоимости политической рекламы и могут увеличивать свои тиражи, приобретая имиджа «правдоносиив.

Социокультурные факторы.

Формируются в пределах конкретного общества и отражают взгляды, ценности и нормы поведения людей, влияет на принятие ими управленческих решений. Например, одной из основных причин медленного осуществления рыночных реформ в РФ является перенос управленческого опыта западных стран на отечественное институциональная среда, характеризующееся своими традициями и своими преференциями. В частности, продвижение по службе или отбор кандидата на определенную должность часто происходит не по признаку высокого профессионализма, а по признаку личной преданности, принадлежности к определенной «семьи» или клана[17].

Среди ментальных черт граждан РФ все еще имеют место дистанцирование от власти и недоверие к ней, правовой нигилизм (лат. nihil - полное отрицание, игнорирование законов, аргументация с позиции силы, а не знаний и т.п.Это предопределяет нежелание соблюдать общепринятых этических норм ведения бизнеса, и вместо правила «Действовать так, чтобы было выгодно всем» предпочтение отдается норме «Действовать так, чтобы было выгодно мне». Уклонение от норм этики в ведении бизнеса приводит к росту риска. Этим обусловлены высокие процентные ставки на кредиты, а, значит, трудности с их получением для развития бизнеса. Эти же факторы должны учитываться коммерческими банками при предоставлении кредитов для того, чтобы обеспечить их возвращение.

 Недоверие населения РФ к разным трастовых компаний и инвестиционных фондов ставит под угрозу реализацию проекта Пенсионной реформы, которая предусматривает образование негосударственных Пенсионных фондов. Вместе во всем мире такие фонды являются мощным источником инвестиций. Поэтому можно утверждать, что социально-культурные факторы обусловливают и определенную экономическую ситуацию в стране.

Демографические факторы.

Это структура населения по возрастным, национальным, квалификационным признакам, уровню образования, доходов, потребительскими предпочтениями и т.д., их анализ позволяет определить, достаточен образовательный и квалификационный уровень населения региона для позитивного восприятия продукции или услуг фирмы (это важно, частности, для Интернет-проектов, некоторых гуманитарных проектов и т.п.);как деятельность предприятия повлияет на уровень занятости населения региона. Такие факторы следует принимать во внимание, определяя класс потребителей своей продукции, при оценивании привлечения трудовых ресурсов соответствующей квалификации, емкости рынка и обосновании иных управленческих решений[18].

Научно-технические факторы.

К ним относят открытия, изобретения, обусловливающие изменение представлений о наилучшем способе использования определенного ресурса, изготовление продукции, удовлетворение нужд и т.п. Динамика технологического прогресса в высокоразвитых странах является просто фантастической. Происходит «выталкивание» одних поколений техники и технологии другими. Поэтому руководителям предприятий необходимо анализировать возможное влияние общемирового научно-технической среды на создание и внедрение технологических новаций. При этом большое внимание следует уделять научным изобретениям или открытием, которые могут революционно повлиять на дальнейшее использование существующих технологий, делая их малоперспективными. Так, компания «Полароид» в октябре 2001 г. после 30 лет существования на рынке фотоуслуг объявила о своем банкротстве. Причина - появление новых цифровых фотоаппаратов, которые буквально в течение секунд с помощью компьютера и цветного принтера могут изготовить много копий фотоснимков. Кроме того, повысилась оперативность работы традиционных фотоуслуг. Последним аргументом было резкое уменьшение количества туристов в связи с терактами в США 11 сентября 2001

С другой стороны, предлагая рынка научно-технические разработки (прежде всего это касается наукоемких предприятий, которые применяют технологии высочайшего уровня, огромного инновационного потенциала - компьютерные, лазерные, плазменные, биологические),следует позаботиться об их надлежащее информационное и инженерное сопровождение. Очень часто перспективные научно-технические, в том числе и отечественные разработки, не могут найти применение за неподготовленности рынка к их восприятию. Поэтому нужно заранее готовить почву для успешного продвижения новинки на рынок, используя для этого все возможности - от имиджевой информации к участию в международных выставках и презентациях. Однако следует реально оценивать возможность появления новинки и ее перспективы.

Экологические факторы.

К этой группе факторов влияния относятся выбросы в среду загрязняющих и отравляющих веществ; уровень физического (электромагнитного, радиационного, теплового) воздействия на среду; надежность и социально-экологическая безопасность производственных систем и крупных технологических образований (гидротехнических сооружений, газо- и нефтепроводов, тоннелей и т.п.); количество и качество производимой продукции, ее безопасность и утилизационная (полезная) пригодность; состоянии природной среды, в которой находится предприятие (до и после реализации запланированной стратегии развития), и размеры возможных необратимых негативных последствий т.д.

Сейчас, принимая решения относительно технологических аспектов выпуска продукции, необходимо анализировать влияние способа изготовления продукции на окружающую среду, а также изыскивать эффективный способ обеспечения процесса ее утилизации, чтобы не нанести вред природе и человеку. Ведущие западноевропейские компании уже вплотную подошли к этой проблеме. Предполагается, например, что утилизацию электротехники европейские страны начнут в 2006 г. По прогнозам, затраты на нее в масштабах всей Западной Европы составят 5,4-6,7 млрд. долл. ежегодно[19].

Охарактеризованы факторы существенными среди факторов непрямого действия. Сила их воздействия зависит от сферы и масштабов деятельности организации, особенностей применяемой технологии, способов удовлетворения общественных потребностей и т.д.Следовательно, выделение и ранжирование факторов непрямого действия помогает менеджерам принимать взвешенные решения в процессе планирования деятельности предприятия.

 Международная среда бизнеса

 Деятельность многих современных предприятий не ограничивается только внутренним рынком. В эпоху глобализации компании стараются работать в тех странах, которые предлагают лучшие условия. Это обеспечивает увеличение объемов сбыта, а значит, и прибыли. Стремительное развитие коммуникационных технологий упростило управление на расстоянии, и мощные компании быстро этим воспользовались, став транснациональными. Так, компания Colgate-Palmolive работает на 194 рынках мира и имеет прочные позиции на рынках развивающихся стран; американские компании McDonalds, IBM, Coca-Cola значительную часть своих доходов получают именно от международных операций. Каждая из этих компаний сумела адаптировать свой товар и практику ведения бизнеса в условиях разных стран.

Выход предприятия на внешние рынки имеет ряд преимуществ: низкие производственные затраты или продолжение жизненного цикла товаров, преодоление торговых барьеров или избежания действия антимонопольного законодательства и т.д. Компании, особенно мощные, пытаются своевременно воспользоваться этими возможностями.

Возьмем для примера ситуацию в Гонконге. В последнее время бывшая британская колония стала терять свое значение посредника между западным миром и Китаем. Загрязненный воздух и высокие цены подрывают традиционную привлекательность Гонконга как места проживания и работы. А Китай постепенно догоняет Гонконг по уровню своей инфраструктуры, вкладывая миллиарды долларов в строительство дорог, портов и развитие телекоммуникаций. Поэтому крупные мультинациональные корпорации Compaq Computer Corp.и IBM и даже гонконгские корпорации с громкими именами постепенно выводят свои финансовые операции и производства из Гонконга в Китай. В частности, передовой гонконгский банк HSBS Holdings PLC, заинтересован перспективой низших расходов, перенес 1200 рабочих мест из Гонконга в Гуачжоу. Здесь же разместила свои новые мощности известная гонконгская компания по пошиву одежды Giordano. Материковый Китай привлекает иностранные компании низким ставкам пошлины и арендной платы, низкой ценой рабочей силы, составляют лишь небольшую часть от гонконгских[20].

Однако выход на внешние рынки будет успешным для компании только при условии тщательного изучения всех нюансов работы на новом рынке, поскольку составляющие внешней среды могут существенно отличаться от привычного, свойственного отечественном рынке. Иногда даже незначительные отличия в традициях, вкусах могут вызвать неудачу. Так, не зная, что для азиатов белый цвет символизирует смерть, компания United Airlines во время открытия нового рейса из Гонконга вручала пассажирам белые гвоздики.

Особенность действия факторов международной среды заключается в том, что они охватывают все факторы внешней среды, отражающих условия конкретной страны, где функционирует организация. Однако они могут иметь существенные отличия. Для компаний, которые пытаются найти свое место в международном разделении труда, очень важно правильно интерпретировать эти различия.

Экономические факторы.

Это совокупность экономических условий страны, в которой организация осуществляет свои операции: общий уровень экономического развития, уровень заработной платы и доходов населения, транспортное сообщение, курсы валют, уровень инфляции и ставки банковского процента, ставки налогообложения, особенности конкурентной борьбы, количество и качество природных ресурсов и т.п.

Законодательно-политические факторы.

К ним относятся политические риски, законы, ограничения, квоты, налоги, политическая нестабильность и т.д. Законодательно-политическая среда обусловливает большую или меньшую степень риска, сопровождающего ведения бизнеса в стране. В разных странах действуют разные законы и ограничения, что делает торговлю или проблематичной или невыгодной. Правительства всегда защищают своих производителей таможенными тарифами, квотами, системой налогов.

Социокультурные факторы.

Охватывают господствующие в обществе системы ценностей, верований и жизненных установок. Они влияют на стиль повседневной жизни и преференции потребителей, деловую поведение партнеров т.д. Особенно четко прослеживаются различия в культуре восточных и западных регионов, стран, где доминирует мусульманство и стран с протестантской этикой. Общественные ценности во многом определяют функционирование организации и преобладающий в ней стиль управления. Так, японские и американские организации по стилю управления существенно различаются, хотя оба являются высокоэффективными в этих странах.

Часто социокультурные различия вызывают недоразумения в процессе реализации совместных проектов, как это было, например, с проектированием принципиально новой компьютерной микросхемы, которую задумали немецкий концерн Siemens, японская компания Toshiba и американская IBM.Ученые из Siemens были поражены, увидев, что коллеги из Toshiba закрывают глаза и словно засыпают во время совещаний (в перегруженных работой японцев это норма, если разговор не касается конкретно их. Японцы, привыкшие работать в больших неформальных группах, болезненно восприняли четкий распорядок встреч, которые к тому же происходили в маленьких офисах. Немцы возмутились, что их заставили работать в помещении без окон. Американцы с IBM жаловались, что немцы очень много планируют, а японцы постоянно пересматривают свои предложения и никак не могут принять решение. Некоторые ученые столкнулись с трудностями в общении на английском языке.А когда японцы переходили на родной язык, у их коллег возникало подозрение, что представители Toshiba скрывают информацию. В результате все участники проекта признали, что мизерные результаты работы обусловлены прежде многочисленными культурными различиями.

Следовательно, перспективы бизнеса в других странах предусматривают разработку стратегии проникновения на новые рынки с учетом особенностей определенного рыночной среды, умение при необходимости своевременно вносить поправки в разработанную стратегию, контролируя уровень риска и используя средства его минимизации.

 

Заключение

Эффективное становление рыночных отношений в Российской Федерации во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.

 Менеджмент - важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто касается бизнеса. «Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможности из существующих ресурсов. Специалистам нового часов необходимы глубокие знания по менеджменту, а для этого надо четко представлять суть и понятие менеджмента.

Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д. Речь идет прежде о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которое родилось объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовольствием в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений научно-технической революции. Все это требует от промышленных фирм, адаптации к рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.

 Первостепенная задача менеджмента заключается в создании организационной культуры, творческого инновационного климата, стимулирующих работников на нововведения. Руководители предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных изменений.

 Поэтому, важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком кругу экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.

 Каким бы прогрессивным и передовой ни был зарубежный опыт, ценность его состоит не только в том, чтобы служить образцом для подражания, но главным образом в том, чтобы быть ключом к анализу собственного опыта и практики, уметь в них разобраться и получить материал для сравнений и сопоставлений.

 

 

Список использованной литературы

 1. Бабаев Л.В. Малый бизнес. Рынок и общество. 1-2. М - МП. 2005, с. 102

 2. Бакурова Т., Заславский С. Объединение малых и средних предприятий / / Вопросы экономики, 2004. - № 11, с. 45

 3. Беляев Ю.А.Энциклопедия начинающего предпринимателя. М.: Изд-во. Рунди,  2008, с. 444

 4. Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента», М., 2005, (С.284).

 5. Виханський О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - М.: Гардарика,  2009. - (528с.)

 6. Веснин В.Р. «Основы менеджмента», М., - 2007,(С.412).

 7. Галькевич Р.С. Набоков В.И. «Основы менеджмента», М., 2008, (С.467).

 8. Герчиков И.Н. «Менеджмент: учебник для вузов», - М.,Юнит "Банки и биржи", 1997,(С.375).

 9.Гуськова Н.Д., Макаркин Н.П.,Неретина Е.А. Предпринимательство. Саранск: МГУ, 2004, с. 144

10. Кабанов А.Я. «Управление персоналом организации», - М., 2007, (С.435).

 11.Кохно П.А., Микрюкова В.А., Коморов С.Э. «Менеджмент»,-М, Финансы и статистика, 2003, (С.411).

 12.Кредисов А. И. Панченко Е. Г.,Кредисов В. А. Менеджмент для руководителей. - М.: "Знание" КОО, 2009.- (556с.)

 13. Ленд П.Е. «Менеджмент - искусство управлять», М., 2005, (с.284).

 14. Любинова Н.Г. «Менеджмент - путь к успеху», - М.,  Агропромиздат, 2008, (с.189).

 15. Максимцов М.М. Игнатьева А.В. «Менеджмент», М., 2008, (с.389).

 16.Маршалл А.Принципы экономической науки. / Пер. с англ .- М.: Издательская группа "Прогресс", 2007. Т.3. , с. 72

 17. Мескон А., Хедоури. Основы менеджмента. М.: Демо,1992.                        18.Основы предпринимательского дела / Под ред. Осипова .- М.: Гуманитарных. знания, 2009, с. 123.

 19. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации.- М.: Инфра-М, 2005, с. 56

 20. Рябинский Л.С. Азбука бизнеса .- М.: Образование, 2007, с 12.

 



2020-03-17 237 Обсуждений (0)
Особенности внешней среды современной организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности внешней среды современной организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)