Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Паралингвистический (просодический) анализ речевого поведения.



2020-03-17 315 Обсуждений (0)
Паралингвистический (просодический) анализ речевого поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок




                                                                                                                   Паралингвистический анализ речевого поведения рассматривает особености просодии речи в ее динамике, изучает паралингвистические характеристики, их семантику и ее взаимоотношения с семантикой вербального сообщения. Исследование просодических особенностей сообщения включает в себя два момента: субъективный – анализ аудиозаписи беседы с описанием и характеристикой просодических черт согласно матрицам и схеме, разработанных нами;

Субъективный аспект анализа осуществляется при помощи специальной Матрицы паралигвистического анализа речи (прил.3).

Приводим характеристики изучаемых паралингвистических параметров.

Темп речиопределяет скорость протекания психических процессов и определяется количеством слов произнесенных исследуемым субъектом в единицу времени (в 1 минуту).

Усредненные показатели просодических характеристик контрольной группы приняты нами за условную норму. Так, темп речи 60-100 слов/мин. определяется как нормальный, 100-120 и 40-60 слов/мин, - незначительно ускоренный и замедленный, более 120 и менее 40 слов/мин, значительно ускоренный и замедленный, соответственно; учитывался также и характер изменения темпа в ходе беседы.

Основной тон или громкостьречи – восприятие разности в физической силе произносимых звуков, определяемой субъективно (на слух).

-очень громкая речь

-громкая

-средняя

-тихая

-шёпот

Также учитывался характер изменений темпа речи в ходе беседы в зависимости от контекста высказывания, что вместе с другими показателями, подчеркивает и уточняет семантические характеристики сообщения.

 Для количественного анализа динамики просодических характеристик нами изучались в 3 минутном фрагменте речи испытуемого такие показатели как темп, основной тон и паузы. Вычислялись показатели динамики темпа и основного тона в единицу времени. Результаты включались в специальную таблицу (прил. 4).

Указанные данные определялись у каждого испытуемого и затем высчитывались средние значения в группе в целом, которые сопоставлялись с даннымиконтрольной группы.

 

 Психолингвистический анализ речи .

     Целью психолингвистического анализа в рамках настоящего исследования являлось изучение психолингвистических индексов и речевых ошибок при олигофрении. Исследование психолингвистических индексов позволяет сопоставлять лексико-морфологические характеристики речи с психологическими. Анализ речевых ошибок позволяет составлять представления об особенностях функционирования системы речепорождения, выявлять уровень, с которым связаны ошибки.

Нами исследовались коэффициент Трейгера (Шлиссмана). Коэффициент Трейгера представляет собой отношение глаголов к прилагательным в единице текста (подсчет количества указанных морфологических параметров в 10-минутном фрагменте речи больного). Значение коэффициента не является постоянной величиной у одного и того же исследуемого и служит косвенной характеристикой эмоциональной насыщенности и стабильности, отражает насыщенность действиями когнитивных структур. Поскольку прилагательные возникли на более позднем периоде становления речи, их снижение (и как следствие – увеличение коэффициента) отражает элементы регресса речи, эмоциональную нестабильность, напряженную когнитивную деятельность.

Значения коэффициентов и речевые ошибки при анализе аудиозаписи психодиагностического интервью вносятся в специальную матрицу (прил.4). Как видно из матрицы, при изучении речевых ошибок заполняется специальная таблица, отражающая типы речевых ошибок, их количество в единице текста (1 мин.).

Охарактеризуем типы речевых ошибок, изучаемые в данном исследовании.

1). Оговорки.   

К ним относятся: подстановка, перестановка, опущение, добавление и замещение.

- Подстановка – речевая ошибка, при которой происходит дополнение слова звуком или слогом, присутствующим в нормальной структуре другого слова в том же предложении.

Например: «как в виртуальном ви[p]дении».

- Перестановка– замена местами звуков (слогов) как в одном слове, так и в разных словах в рамках предложения.

Например: «глестящая, бладкая поверхность», вместо

                        « блестящая гладкая поверхность»;

                        «перемутомление» вместо «переутолнение».

- Опущение– выпадение из слова звука или слога. Сюда же относится «проглатывание» окончаний слов.

- Добавление– прибавление к слову звука или слова в любой части слова.

- Замещение – замена звука (слога) на другой в рамках одного слова.

Оговорки происходят, главным образом, на четвертом уровне системы речепорождения – уровне моторной программы синтагмы (моторно-кинетическое программирование и выбор артикулем) и могут быть связаны с первым – внутренней смысловой программой.

2). Повторы.

В настоящем исследовании мы выделяли повторы: а) звуков и слогов;

б) слов и словосочетаний.

Повтор звуков и слогов связан нарушениями на четвертом уровне системы речепорождения. Повтор слов и словосочетаний, на наш взгляд, может быть связан со всеми первыми тремя уровнями, в зависимости от характера повтора и контекста.

3). Исправления (коррекция).

Коррекция предполагает поправки, включаемые самим говорящим по ходу высказывания , с целью исправления как структуры слов, так и порядка слов в рамках предложения. Коррекция связана с третьим уровнем речепорождения – уровнем лексико-грамматической структуры предложения, где происходит грамматическое структурирование и выбор слов по форме (лексем) и, в меньшей степени, с четвертым уровнем.

4). Фальстарт (колебания).

При данном типе речевой ошибки происходит обрыв предложения в самом его начале, поскольку оно порождено преждевременно и нет логических и смысловых обоснований данной информации. Как правило, оборванное предложение следует несколько позднее по ходу сообщения. Данная речевая ошибка связана с первым уровнем речепорождения - внутренней смысловой программой высказывания.

6). Нарушения дикции.

Несуществующие слова.

Не адекватность контекста высказывания.

 



2020-03-17 315 Обсуждений (0)
Паралингвистический (просодический) анализ речевого поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Паралингвистический (просодический) анализ речевого поведения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)