Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обсуждение результатов исследования исследования проявлений речевого поведения



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Обсуждение результатов исследования исследования проявлений речевого поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Для проверки гипотезы о том, что дети-олигофрены имеют специфичное речевое поведение, мы провели Т-критерий.

Таблица 1. Значимые различия в средних значениях показателей речевого поведения в двух выборках детей младшего школьного возраста.

    Н О t-value p
1 поза сидя на стуле за столом. Руки на столе. 0,60 0,07 3,63 0,001
2 поза сидя на стуле. Широкая,удобная,грузная посадка на всю поверхность сиденья 0,00 0,47 -3,50 0,002
3 поза сидя на стуле. Посадка на краю стула с выпрямленной спиной. 0,00 0,53 -4,00 0,000
4 вставание с места, покачивание, повороты головой, ерзание 0,00 0,27 -2,26 0,032
5 изобразительные жесты 0,00 0,40 -3,06 0,005
6 Значительно замедленный темп речи 0,00 0,40 -3,06 0,005
7 Изменение темпа речи постепенное 0,93 0,20 5,82 0,000
8 Изменение темпа речи резкое 0,07 0,80 -5,82 0,000
9 Основной тон речи - тихий 0,33 0,00 2,65 0,013
10 Исправления (коррекция) 0,47 0,07 2,68 0,012
11 сложные предложения в тексте 2,60 1,27 2,08 0,047
12 нарушение дикции 0,00 0,33 -2,65 0,013
13 не адекватность контекста высказывания 0,00 0,40 -3,06 0,005

 

 

При сравнении значений показателей речевого поведения детей в выборке «Н» и «О» обнаружены 13 значимых различий (32,5%  от общего числа показателей). Достаточно весомый аргумент, подтверждающий роль интеллекта и эмоцинально-волевой сферы в речевом поведении.

Дети группы «О» отличаются в речевом поведении по сравнению с группой «Н», по следующим проявлениям:

1. Кинетические характеристики. Дети-олигофрены отличались широкой, удобной, грузной посадкой на всей поверхности сиденья, либо сидели на краю стула с выпрямленной спиной. Часто вставали с места, покачивали и поворачивали головой, ерзали на месте. Использовали изобразительные жесты при ответе на вопросы. Дети с нормальным развитием при проведении методики сидели спокойно на стуле за столом, держа руки на столе.

Это свидетельствует о том, что детям - олигофренам не хватает слов, чтобы полностью передать представление и понимание картинки. В данном случае невербальное общение дополняет или даже заменяет вербальное. Данные позы говорит об открытости к контакту детей с умственной задержкой развития. Канал позы отличается довольно высоким, сопоставимым с показателями контрольной группы детей, динамизмом и разнообразие характеристик. . В отличие от контрольнойгруппы детей, смена поз и их динамика в меньшей степени отражали семантику контекста, а главным образом, подчеркивали эмоциональную насыщенность переживаний в целом, являясь своего рода маркером общего энергетического фона..

2. Детей-олигофренов так же можно отличить по паралингвистическим характеристикам: значительно замедленный темп речи, а так же резкое изменение темпа речи. Основной тон речи – тихий.Основной тон (громкость речи) в своих характеристиках и динамике, как правило, согласован с темпом.

3. Психолингвистические характеристики. Дети, чье развитие соответствует норме, чаще корректировали свои ответы, уточняли детали, заменяли предлоги на более подходящие и уместные. Без посторонней помощи видели ошибки в своих ответах. У детей олигофренов наиболее выражены нарушения дикции. Детей – олигофренов от детей с нормальным развитием отличает «неадекватность контекста высказывания»: ответы, не касаемые задаваемых вопросов, неправильное установление причинно-следственных связей и др.

4. Семантико-синтаксическая характеристика речи. Дети, чье развитие соответствует норме, чаще и лучше использовали сложные предложения при описании картинки. Информативная плотность текста у детей контрольной группы несколько выше, чем у детей с олигофренией, что подчеркивает семантическое усложнение вербального компонента речевого поведения. Показатель количества сложных предложений в тексте полностью соответствует всем характеристикам информативной плотности текста и указывает на структурное (синтаксическое) усложнение вербальной семантики.

    Но стоит обратить внимание и на сходство речевого поведения между двумя группами детей, тем самым мы выясним на какие характеристики речевого поведения не влияет данное заболевание.

 

Таблица 2. Значимые сходства в средних значениях показателей речевого поведения в двух выборках детей младшего школьного возраста.

    Н О t-value p
1 Незначительное замедление темпа речи 0,36 0,33 0,13 0,897
2 Не способен распознавать эмоции 0,20 0,27 -0,42 0,679
3 Способен распознавать эмоции 0,80 0,73 0,42 0,679
4 существительные 15,20 14,47 0,26 0,796
5 Подстановка 0,27 0,27 0,00 1,000
6 Опущение 0,27 0,27 0,00 1,000
7 Добавление 0,13 0,13 0,00 1,000
8 Повторение слов и словосочетаний 0,53 0,47 0,35 0,726

 

Дети группы «О» абсолютно сходны с группой «Н» по оговоркам, используемых в речи: «Подстановка», «Опущение», «Добавление».

Обе группы детей схожи в частоте ошибок произнесения слов, связанных с заменой первых и последних звуков, находящихся рядом слов. Либо это предвосхищение звука, который имеется позднее, и повторение звука, который был уже произнесен. Так же пропуск каких-либо звуков в слове и добавление лишних (в большинстве случаев - это окончания).

Дети группы «О» практически не имеют отличий от группы «Н» по речевому поведению:

- это проявляется в способности к распознаванию эмоций. Здесь следует отметить, что дети-олигофрены не путают одну эмоцию с другой, так же как и здоровые дети, но при этом часто ошибаются в установлении причины возникновения данной эмоции. 

- обе группы детей имеют в речи повторение слов и словосочетаний. Это можно объяснить общим развитием младших школьников: слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.

- Незначительное замедление темпа речи. Такой темп у детей появляется к концу построения предложения, что является нормальным. Либо такое снижение речевой активности проявилось в новой обстановке и при общении с незнакомыми лицами. Не будем забывать, что у олигофренов мы уже выявили значительно замедленный темп речи, по сравнению с нормальными детьми. Но так же как и у нормальных детей у них наблюдается незначительное замедление темпа речи к концу построения предложения.

- В рассказе детей увеличенная доля существительных.

Но так же отличительной чертой становится то, что дети без задержки психического и интеллектуального развития так же много употребляют глаголы, прилагательные, что нельзя сказать об олигофренах. Коэффициент Трейгера выше, чем в контрольной группе. Это объясняется существенным уменьшением количества прилагательных при сохранной предикативности. Низкое количество прилагательных связано как с функциональным онтогенетическим недоразвитием семантических пространств, содержащих описание качественных характеристик объектов и действий, а также сложностью их структурирования.

 При этом олигофрены необоснованно часто употребляют существительные, что вызвано трудностями в развертывании высказывания и ограниченным словарным запасом. Предложение не строится каждый раз заново, воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Дети же с нормальным психическим развитием употребляют существительные в полных предложениях.

Так как мы выявили значимые различия между группами, но так - же есть и значимые сходства, то можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась частично.

Изучение речевого поведения по трем его каналам, с учетом особенностей их семантик и характера взаимодействий, а также знаний о специфике динамики основных показателей в зависимости от формы олигофрении, позволяет довольно точно определять не только сущность психических процессов, но и их субъективное наполнение.

Кинесический и просодический каналы несут, главным образом, биологическую информацию, а вербальная семантика, даже при своей ограниченности и неполноте, будучи подвергнутой психолингвистическому, семантико-синтаксическому анализу, позволяет устанавливать характер и важность информации, вычленять субъективно значимые фрагменты.

 

 

Выводы

1. В данной работе было проведено исследование речевого поведения применительно к детям, страдающим олигофренией. Была предпринята попытка проведения комплексного исследования речевого поведения, включая вербальные (собственно речь больного), кинетические (невербальные поведение, сопровождающее речевое высказывание) и просодические (невербальные аспекты речевого сообщения) показатели.

2. Установлены различия между детьми с нормальным умственным развитием и детьми – олигофренами. Обнаружены 13 значимых различий по следующим проявлениям: положение сидя на стуле; жесты; повороты; темп речи; тон речи; исправления; использование сложных предложений в тексте; дикция; неадекватность контекста высказывания.

3. Речевое поведение при олигофрении характеризуется:

- Кинетические характеристики. Дети-олигофрены отличались широкой, удобной, грузной посадкой на всей поверхности сиденья, либо сидели на краю стула с выпрямленной спиной. Часто вставали с места, покачивали и поворачивали головой, ерзали на месте. Использовали изобразительные жесты при ответе на вопросы. Это свидетельствует о том, что детям - олигофренам не хватает слов, чтобы полностью передать представление и понимание картинки. В данном случае невербальное общение дополняет или даже заменяет вербальное.

- паралингвистическим характеристики. Детей-олигофренов можно отличить по значительно замедленный темп речи, а так же резкое изменение темпа речи. Основной тон речи – тихий.Основной тон (громкость речи) в своих характеристиках и динамике, как правило, согласован с темпом.

- психолингвистические характеристики. У детей олигофренов наиболее выражены нарушения дикции, отличались они «неадекватностью контекста высказывания»: ответы, не касаемые задаваемых вопросов, неправильное установление причинно-следственных связей и др.

- семантико-синтаксическая характеристика речи. Детям-олигофренам тяжело составлять сложные предложения, чаще они используют односложные.

4. Были установлено так же, что умственное слабоумие не влияет на такие характеристики речевого поведения как: оговорки, используемые в речи «Подстановка», «Опущение», «Добавление», повторение слов и словосочетаний. Это можно объяснить общим развитием младших школьников: слуховые и кинестетические образы многих слов еще недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок. Так же способность к распознаванию эмоций. Здесь следует отметить, что дети-олигофрены не путают одну эмоцию с другой, так же как и здоровые дети, но при этом часто ошибаются в установлении причины возникновения данной эмоции. Незначительное замедление темпа речи. Такой темп у детей появляется к концу построения предложения, что является нормальным. Либо такое снижение речевой активности проявилось в новой обстановке и при общении с незнакомыми лицами. В рассказе детей увеличенная доля существительных. Но отличительной чертой становится то, что дети без задержки психического и интеллектуального развития так же много употребляют глаголы, прилагательные, что нельзя сказать об олигофренах. При этом олигофрены необоснованно часто употребляют существительные, что вызвано трудностями в развертывании высказывания и ограниченным словарным запасом. Предложение не строится каждый раз заново, воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объекты действия.

5. Диагностически значимым является то что комплексное изучение речевого поведения позволяет составлять более глубинные и всесторонние представления о сущности олигофрении, что, несомненно, способствует усовершенствованию диагностического процесса, дает новые дифференциальные и прогностические критерии. Использование данных о динамике речевого поведения позволяет объективизировать течение олигофрении, и диагностировать.

 

Заключение

Представленная курсовая работа посвящена проблеме речевого поведения при олигофрении. В ней мы изучали и исследовали характеристики речевого поведения: кинетические, паралингвистическим, психолингвистические, семантико-синтаксическая в двух группах: дети, чье умственное и эмоционально-волевое развитие находится в норме и дети – олигофрены. Для этого мы подробно изучили понятия: олигофрения, рассмотрели теоретический аспект типологий речевого поведения, характеристику, нарушения и развитие речи при олигофрении. Мы выявили: значимые различия и сходства в двух группах. Результаты, полученные в ходе исследования, частично подтверждают гипотезу: дети-олигофрены имеют специфичное речевое поведение, отличное от детей с нормальным интеллектуальной и эмоционально-волевой сферой. Эта гипотеза частично подтверждена, об этом свидетельствует: хотя только 13 показателей речевого поведения изменяются при умственном отставании, но 8 показателей не подлежат изменению.

Изучение речевого поведения детей-олигофренов, интересно некоторыми факторами:

Во-первых, тем, что существует тесная связь между развитием речи и интеллекта. И наша работа еще раз подтвердила это.

Во-вторых, в связи со значимостью исследований речи больных олигофренией немаловажным оказывается вопрос анализа методов диагностики речи больных олигофренией. От того как и какими методами будет проводиться диагностика будет зависеть и коррекционная программа развития речи больных олигофренией. Отличительной особенностью диагностики речевого поведения у больных олигофренией является комплексность. Исследования связаны с комплексом кинетических, паралингвистических и психолигвистических методик.

Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется важной, так как проблемы развития детей, а тем более с умственной отсталостью, всегда требуют более глубокого понимания. Полученные данные в работе позволяют составлять более глубинные и всесторонние представления о сущности олигофрении, что, несомненно, способствует усовершенствованию диагностического процесса, дает новые дифференциальные и прогностические критерии. Использование данных о динамике речевого поведения позволяет объективизировать течение олигофрении, и диагностировать.

 

Литература

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.

2.Азбукин Д. И. Клиника олигофрении. М., 1936.

3.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М., 1980, том

4.Артемова Е.О. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине (по австралийским этнографическим данным).- М.: Наука, 1987.- С.25-53.

5.Артемова Е.Ю. Психология субъективной семантики.- М.: Изд. Моск.ун-та, 1980.- 318с.

6.Артемова Е.Ю. Семантические измерения как модели // Вестн.Моск.ун-та.Сер.14.- Психология.- 1991.- №1.- С.61-72.

7.Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека.- М., 1999.- 396с.

8.Блейлер Е. Руководство по психиатрии.- М.: Изд. «Смысл», 1993.- 542с.

9.Брудный А.А. Семантика языка и психология человека. М., 1972.

10.Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 2007.

11.Васильевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы – М., 1960.

12.Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993

13.Власова Т. А., Лебединская К. С., Мачихина В. Ф. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя - М., 1983.

14.Выготский Л. С. Умственно отсталый ребенок. М., 1935.

15.Выготский Л С Мышление и речь -В кн.- Избранные психологические исследования М , 1956.

16.Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации.- М.: Наука, 1980.- 180с.

17.Гуревич М.О., Серейский М.Я. Учебник психиатрии. М., 1946.

18.Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1961.

19.Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998.

20.Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. М., 1969.

21.Зейгарник В.В. Нарушение мышления у психически больных. М., 1958.

22.Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии. М., 1973. 

23.Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник. М., 2004.

24.Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

25.Корсаков С.С. Курс психиатрии. М., 1901.

 

26.Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986.

27.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., «Смысл», 1997.

28.Лубовский В. И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов. – В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2 т. М., 1956. Т. 1.

29. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989.

30.Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975.

31.Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования. Учебное псобие для студентов ВУЗов. М., 2002.

32.Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998.

33.Маринчева Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М., 1988.

34.Методы исследования речи в психологии. \Психол. журн., Т.7, №3, 1986, сс.26-40.

35.Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. — М.: Педагогика, 1989.

36.Морозова Н. Г. О понимании текста // Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 7

37.Новикова Л. А. Исследование электрической активности мозга олигофренов. – В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2 т. М., 1956. Т. 1.

38.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

39.Певнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1959.

40.Петрова В. Г., Белякова И. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.

41.Петрова В. Г. Речь умственно отсталых школьников.- В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы М., 1965, гл. V.

42.Подростковая психиатрия. Под ред. В. А. Гурьевой. М., 2001.

43.Проблемы психического развития аномального ребенка”. М., 1966.

44.Расстройства речи у детей и подростков”, под ред. проф. С.С. Ляпидевского. М., 1969.

45.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.

46.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. М., 1989.

47.Седов К. Ф. Речевое поведение и типы языковой личности // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.

48.Седов К. Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения (о риторике бытового конфликта) // Вопросы стилистики. Вып. 26. Язык и человек. Саратов, 1996

49.Седов К. Ф. Типы языковых личностей по способности к кооперации в речевом поведении // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000

50.Серкин В.П. Методы психосемантики. М., 2004.

51.Сорокина Н.К. Особенности чтения и понимания литературного текста
учащимися вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1978.

52.Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении), т. 3. М., 1965.

53.Шаимов В. Ф. Клиническое изучение потомства больных олигофренией. – Ж. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1972, № 2.

54.Эфроимсон В. П. Введение в медицинскую генетику. М., 1968.

 

 

                                                                                                                          

 

                                                                                                                                                  Приложение 1

 

 

                       Наглядный материал «Зимние забавы»

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                    Приложение 2

                                           МАТРИЦА

 

 

исследования кинесических характеристик – невербального поведения (мимика, поза, жест) сопровождающего речь больного.

 

Имя _________________                             Возраст ________             

 

№п/п комплекса

позы

жеста

Поза сидя на стуле. Широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сиденья. Поза сидя на стуле. Посадка на краю стула с выпрямленной спиной. Вставание с места, покачивание, повороты головой, ерзание. Поза сидя на стуле за столом. Руки на столе. Поза сидя на стуле за столом.  Руки на коленях. Поза сидя на стуле за столом. Руки обхватывающие сиденья стула.
1.

 

     
             

 

                                                            

 

     Приложение 3

 

                                     М А Т Р И Ц А



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Обсуждение результатов исследования исследования проявлений речевого поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обсуждение результатов исследования исследования проявлений речевого поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)