Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретический аспект типологий речевого поведения



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Теоретический аспект типологий речевого поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЛАВА 1.РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ОЛИГОФРЕНИИ

В работах последних лет часто встречаются попытки рассмотреть различные образцы речевого поведения. Однако до сих пор еще не выработан единый подход, который позволил бы всесторонне описать разнообразные коммуникативные действия человека в рамках теории речевого поведения. Изучение данной проблемы предполагает не только об­ращение к различным стратегиям и тактикам поведения человека в лингвис­тических терминах, но и определение комплекса концептуальных перемен­ных, на основании которых строится любой образец речевого поведения .

С середины XX века по настоящее время отечественные и зарубежные лингвисты исследуют аспекты речевого поведения в рамках различных науч­ных направлений. Среди наиболее значимых необходимо назвать работы Н.Д. Арутюновой, П. Браун, А. Вежбицкой, Е.М. Верещагина, Т.Г. Винокур, Е.М. Вольф, Э. Гоффмана, Г.П. Грайса, Т.А. ван Дейка, В.З. Демьянкова, Е.А. Земской, О.С. Иссерс, В.И. Карасика, В.Г. Костомарова, Е.С. Кубряковой, Ю.Б. Кузьменковой, Т.В. Лариной, С. Левинсона, Г.Н. Лича, М.Л. Макарова, Г.Г. Матвеевой, Д. Остина, Р.К. Потаповой, К.Ф. Седова, Д. Серла, И.А. Стернина, Е.Ф. Тарасова, В.Н. Телия и др.

В современной науке о языке статус речевого поведения представляет­ся весьма неопределенным. На это указывает, во­ первых, отсутствие четкого определения самого понятия речевое поведение, во­ вторых, многообразие ис­пользуемых терминов для обозначения этого феномена (речевое поведение, вербальное поведение, языковое поведение, словесное поведение, коммуни­кативное поведение и др.), в ­третьих, неоднозначная оценка данного фено­мена в лингвистических работах. В настоящее время ведутся дискуссии в отношении коммуникативной сущности речевого поведения, его субстанциальных характеристик и состав­ляющих переменных, от которых зависит характер использования коммуни­кативных стратегий и тактик. Кроме того, для построения полной парадигмы речевого поведения необходим учет факторов, связанных с условиями и при­чинами порождения интенций коммуникантов, а также с особенностями их взаимодействия в интеракции. В конечном итоге все эти элементы речепове­денческой парадигмы предопределяют выбор языковых и речевых средств в каждом конкретном акте коммуникации. Речевое поведение представляет собой коммуникативно-­дискурсивный феномен, что позволяет проследить связь между процессами вербального взаимодействия коммуникантов и дискурсивными категориями. Учет более широкого дискурса в исследовании речевого поведения позволяет уйти от бихевиористского понимания данного феномена как диалогов на основе сти­мулов и соответствующих реакций. Речеведение как интердисциплинарная отрасль позволяет расширить сферу знаний о речевом поведении, ориентиру­ется на индивида, его состояния, причины вхождения в коммуникацию, сред­ства и способы ведения этой коммуникации. Все это способствует созданию целостной концепции речевого поведения.

При этом изучаются в неразрывном единстве как простые и сложные комплексы поведения, так и все особенности речевой продукции, ее вербальные и невербальные аспекты. Речевое поведение, таким образом, является важнейшим объектом исследований, и только глубокое всестороннее его изучение позволяет приблизиться к пониманию особенностей личности.( Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю - М.: Смысл, 1998. – 685 с)

Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функции и другие составляющие общения. Одни авторы определяют общение как коммуникацию, коммуникативный процесс (Н. Винер, Р. А. Максимова, Б. А. Родимов, К. Шеннон и др.), понимая под ним процесс века к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).

Речевое поведение исследуется в работах таких лингвистов, как Т. Г. Винокур, А. В. Ленец, Г. Г. Матвеева, Л. А. Моисеенко, Е. Е. Нужнова, К. Ф. Седов и др. Речевое поведение людей в социально ориентированном обществе имеет ряд особенностей в сравнении с речью в межличностном общении. Прежде всего следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Своеобразие речевого поведения каждого отдельного человека обусловлено особенностями его:

1) воспитания, 2) обучения, 3) местом рождения и жительства, 4) средой, в которой происходит его общение, 5) индивидуальными чертами характера личности.

Речевое поведение человека служит показателем общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека, которая проявляется в выборе слов, стиле построения фраз, особенностях жестикуляции, мимики, позы.

Типология вариантов речевого поведения находится в стадии разработки, но уже сейчас можно сказать, что результаты изучения особенностей использования языковых средств носителями языка с различными психологическими характеристиками могут быть успешно использованы в какой-либодеятельности, в том числе профессиональной.

В основе одной из классификаций речевого поведения лежит не социальный вариант языка, не преобладание в речи языковых средств с положительной или отрицательной эмоциональной окраской, а общая коммуникативная направленность речи говорящего (пишущего) и обусловленные этой направленностью особенности использования языковых средств. Данная типология рассматривает пять основных вариантов речевого поведения: безразличный, агрессивный, манипулятивный, романтический, гуманный.

В результате проведенного теоретического анализа научной литературы были выявлены основные содержательные компоненты речевого поведения, которые условно можно разделить на две  группы.

1. Вербальный компонент

Вербальное общение предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Вербальный компонент речевого поведения включает в себя технику речи, коммуникативные качества речи, нормированность и культуру речи.

Под техникой речи понимается совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективного использования речевого аппарата.

Составными частями техники речи являются речевое дыхание; характеристики голоса; дикция; интонация; речевой слух. Коммуникативные качества речи – это объективно существующие свойства и признаки речи, определяющие степень её коммуникативного совершенства (точность, логичность, ясность, доступность, выразительность, богатство и др.). Языковые нормы (нормы литературного языка) ученые определяют как правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Под речевой нормой понимается совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

:



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Теоретический аспект типологий речевого поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретический аспект типологий речевого поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)