Раздел 8. Патологические формы девиантного поведения
Тема 8.1. Устойчивость и тотальность проявлений. Определение понятий «поведение», «нарушенное поведение», «отклоняющееся поведение». Отклоняющееся (девиантное) поведение как расстройство, проявляющееся в нарушениях социально-психологической адаптации и десоциализации. Устойчивость и тотальность проявлений отклоняющегося (девиантного) поведения как характерное проявление общего поведения индивида. Группы устойчивых состояний: антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное (саморазрушительное). Специфика тотальности проявлений в зависимости от возраста и условий жизни. Тема 8.2. Специфические нарушения психического и социального развития. Психологическая классификация девиантного поведения Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга и др. Агрессивное поведение детей и подростков. Характеристика поведения. Суицидальное поведение детей и подростков. Характеристика поведения. Аддиктивное (зависимое) поведение детей и подростков. Характеристика поведения. Классификация Консорциума «Социальное здоровье России» (профессор Беличева и др.). Отклонения корыстного типа: характеристика. Отклонения агрессивной ориентации: характеристика. Отклонения социально-пассивного типа: характеристика. Девиантное поведение учащихся. Подростковая девиантность: этиология, проявления. Делинквентное (преступное) поведение. Понятие о «безмотивных» преступлениях. Типы «безмотивных» преступлений. Понятие о «бессознательной мотивации». Теория установки в исследованиях грузинской психологической школы (Д.Н. Узнадзе и др.). Механизм действия установки. Тема 8.3. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. Психопатии – аномалии характера. Систематика психопатий (Э. Крепеллин, Э. Кречмер, П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, А.Е. Личко, В.В. Ковалёв, Г.Е. Сухарева). Диагностика психопатий. Конституциональные психопатии: шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая, истероидная. Психопатия по типу неустойчивой – вариант дисгармонического инфантилизма. Органические психопатии (связаны с ранним поражением ЦНС): возбудимый (эксплозивный) тип, бестормозной тип, эпилептоидный тип, истероидный тип. Патохарактерологическое формирование личности (ПФЛ). Этиология и патогенез. Вклад Г.Е. Сухаревой, В.В. Ковалёва, К.С. Лебединской, А.Е. Личко, В.В. Лебединского в изучение ПФЛ в детском возрасте. Патогенез ПФЛ. Закрепление патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.). Непосредственное «воспитание» патологических черт личности (возбудимость, неустойчивость, истеричность). Невропатия как дисгармонический вид дизонтогенеза. Понятие «конституциональная детская нервность». Невропатия как следствие влияния ранних экзогенных факторов. Патогенез невропатии. Варианты формирования личности: тормозная (астенический тип по Г.Е. Сухаревой) и возбудимая. Прогноз развития. Отклонения темпа полового созревания как особый вид дисгармонического развития. Этиология. Задержка полового развития церебрального генеза. Характеристика и специфика состояния. Ускоренное половое созревание церебрально-органического генеза. Проявления (односторонняя примитивность «образа взрослости» - по Г.В. Грибановой). Прогноз развития. Раздел 9. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, И их семьями. Специфика организации и содержания психокоррекционной работы с детьми и их родителями по преодолению нарушений поведения детей в возрасте от 0 до 7-ми лет, выражающихся в дезадаптации в условиях детских учреждений, патологических привычках, нарушениях сна, аппетита, плаксивости, упрямстве, страхах и фобиях, энурезе и энкопрезе, тиках, заиканиях. Неврозы и невротические состояния детей дошкольного возраста как междисциплинарная проблема. Семья ребёнка как причина возникновения неврозов, реактивных и конфликтных переживаний у детей. Подходы к психопрофилактике неврозов. Гармонизация детско-родительских отношений. Взаимодействие специального психолога с другими специалистами по преодолению нарушений поведения у детей от 0 до 7-ми лет. Школьные неврозы. Реактивные и конфликтные переживания у детей школьного возраста. Психопрофилактика указанных состояний. Психолого-педагогические и социальные технологии коррекции невротических, реактивных и конфликтных состояний в практике работы специального психолога. Принципы психологической помощи при ПТСР у детей, подростков, лиц юношеского возраста. Взаимодействие специалиста с ближайшим окружением клиента (микросоциумом) и социальным окружением. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с подростками, имеющими акцентуации характера, и их родителями. Агрессивное поведение как междисциплинарная проблема. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, подростками, старшеклассниками и их родителями по преодолению агрессивного поведения. Основные принципы психокоррекционной и социальной работы с детьми, подростками и старшеклассниками при психопатиях и патологическом формировании личности (ПФЛ) у них. Роль семьи в организации и проведении такой работы. Зависимое поведение как междисциплинарная проблема. Профилактика зависимого поведения подростков. Виды профилактики. Методология профилактической работы (на примере наркомании и алкоголизма). Первичная, вторичная, третичная профилактика. Работа с родителями. Самоубийство как социальная проблема подросткового и юношеского возраста. Организация «телефонов доверия», экстренных психологических и психиатрических служб для оказания помощи лицам, склонным к суицидальному поведению. Профилактика суицидального поведения. Роль ближайшего окружения в этой работе. Взаимодействие психолога с семьёй и другими специалистами. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с подростками, старшеклассниками и их родителями по преодолению и профилактике делинквентного поведения: социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних; психологические и психиатрические методы работы; коррекционные психолого-педагогические мероприятия; пенитенциарные методы работы. Разнообразие форм и содержания работы специального психолога с детьми, подростками и лицами юношеского возраста, имеющими нарушения поведения, и их родителями в зависимости от того, в какой структуре (в каком учреждении) работает указанный специалист. Анализ проблем подготовки квалифицированных кадров для работы с детьми, подростками и старшеклассниками, имеющими патологические и непатологические нарушения поведения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1283)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |