Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семья – воспитательная среда ребенка, виды, типы семей и формы взаимодействия школы с семьей



2015-11-10 1130 Обсуждений (0)
Семья – воспитательная среда ребенка, виды, типы семей и формы взаимодействия школы с семьей 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее развитии связан с выполнением следующих функций:

1) хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, заботу о нетрудоспособных членах семьи;

2) репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, подготовкой их к жизни в обществе;

3) воспитательной, направленной на создание условий для личностного формирования и развития детей; передачу им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных от­ношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;

4) коммуникативной, организующей внутрисемейное общение; взаимосвязь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;

5) рекреативной, направленной на организацию досуга и развлекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

В настоящее время существует несколько классификаций семьи:

по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (прародители, родители, дети);

структуре: полные, неполные, внебрачные;

характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные.

Современная семья характеризуется рядом особенностей. 1) расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. 2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи. 3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. 4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот.

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания. Семейное воспитание — это система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи. Здесь имеется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Задачи семейного воспитания (по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):

1) воспитание настоящего гражданина; 2) воспитание хорошего работника; 3) воспитание хорошего семьянина.

Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы совместной работы.

Коллективные формы работы:

1) педагогические лектории — организуются с целью ознакомления родителей с основами теории обучения и воспитания детей;

2) университеты педагогических знаний — отличаются от педагогических лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не только лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими знаниями; обмен опытом семейного воспитания;

3) научно-практические конференции — проводятся по наиболее актуальным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаганды лучшего опыта семейного воспитания;

4) родительские собрания — традиционная форма коллективной работы с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На классных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и по­ведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушивается информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;

5) родительские комитеты —участвуют в управлении образовательным учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучшении материальной базы школы, организации труца и отдыха школьников.

Индивидуальные формы работы:

1) педагогические консультации — чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители получают конкретные советы по улучшению семейного воспитания;

2) посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практической помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей, организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;

3) педагогические поручения—привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и производственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.

 

 



2015-11-10 1130 Обсуждений (0)
Семья – воспитательная среда ребенка, виды, типы семей и формы взаимодействия школы с семьей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семья – воспитательная среда ребенка, виды, типы семей и формы взаимодействия школы с семьей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)