Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания в соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании»



2015-11-10 1372 Обсуждений (0)
Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания в соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: 1) целенаправленность, т.е. наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира; 2) соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям общества; 3) присутствие определенной системы организуемых влияний

Воспитание в широком смысле - овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями; умениями; навыками; способами творческой деятельности; социальными отношениями; духовными (нравственными, эстетическими, гражданскими) отношениями; практическими умениями и навыками; способами творческой деятельности; социальными и духовными отношениями.

Воспитание как социально организованный и сознательно осуществленный педагогический процесс - это организация и стимулирование разнообразной деятельности ребенка (растущей личности) по овладению общественным опытом.

Закономерности воспитания:

Характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами социума

Единство целей, содержания и методов воспитания

Единство и неразрывность обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе

Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность:

- учебно-познавательную;

- гражданско-патриотическую;

- художественно-эстетическую;

- физкультурно-оздоровительную;

- трудовую и общественно полезную.

Воспитание осуществляется только в процессе общения растущей личности со старшими, младшими, сверстниками

Всякое внешнее воспитательное воздействие опосредуется внутренним опытом личности: одни воспринимаются полностью, другие – частично, третьи – не воспринимаются совсем.

Принципы воспитания: Принцип научности: 1) выбор оптимальных форм и методов; 2) использование достижений педагогической, психологической и др. наук; 3) опора на психологические половозрастные особенности; 4) рефлексия и прогнозирование результатов; Принцип природосообразности: 1) учет социальных явлений; 2) учет психофизиологических особенностей человека 3) учет природных задатков индивида 4) учет информационных явлений; Принцип культуросообразности: 1) особенности социализации молодежи 2) учет ценностей национальной и мировой культуры 3) учет всей совокупности духовной жизни общества; Принцип ненасилия и толерантности: 1) отказ от любых форм физического и психологического насилия 2) терпимость воспитателя к воспитаннику; Принцип связи с жизнью: 1) учет социально-экономических условий жизни общества 2) учет экологических условий жизни 3) учет экономических, социальных условий жизни воспитанника; Принцип открытости: 1) создание социально-педагогических, социокультурных, образовательно-культурных комплексов 2) сочетание различных моделей воспитания с опытом личности; Принцип вариативности: 1) соответствие содержания интересам субъекта 2)соответствие содержания деятельности и меняющимся обстоятельствам 3) соответствие содержания возможностям субъекта.

 

 

Культура профессионального самоопределения личности: профессиональное просвещение, профессиональное убеждение, подготовка к выбору и получению профессии и корректировка профессиональной направленности.

Система работы по профессиональной ориентации школьников:

Профориентация школьников - просвещение педагогов по вопросам профориентации

Профессиональное просвещение - ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.

Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).

Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения школьника.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологич-ми особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

Профессиональное просвещение предусматривает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Его цель сообщить учащимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях, информировать их о способах и условиях овладения ими; пропагандировать общественную значимость профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность рынок труда. Различают также профессиональное воспитание, под которым понимают воспитание у школьников профессионально важных качеств личности: профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.

Основные направления работы педагога в этой области: 1) профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях; 2) в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; 3) профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях; 4) ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу. Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению. Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Основные группы методов профориентации.

Информационно-справочные, просветительские методы: 1) профессиограммы - краткие описания профессий; 2) справочная литература; 3) информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ); 4) профессиональная реклама и агитация; 5) экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; 6) встречи школьников со специалистами по различным профессиям; 7) познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; 8) профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»); 9) учебные фильмы и видеофильмы; 10) использование средств массовой информации (СМИ) при обязательном учете их специфики; 11) различные «ярмарки профессий» и их модификации.

Методы профессиональной психодиагностики: 1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); 2) открытые беседы-интервью с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; 3) опросники профессиональной мотивации; 4) опросники профессиональных способностей; 5) «личностные» опросники; 6) проективные личностные тесты; 7) метод наблюдения; 8) сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов; 9) психофизиологические обследования; 10) использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности; 11) исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности; 12) использование различных тренажеров, где отрабатываются трудовые навыки и изучается, и прогнозируется готовность осваивать новые профессиональные действия.

Убеждение – ценность: 1) потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; 2) процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов.

В психологическом плане убеждения представляют собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнуты чувствами и волевыми устремлениями.

Профессиональная убежденность - это глубоко обоснованная уверенность в высокой общественной и личной значимости профессии, найденном в ней призвании. Такие убеждения создают прочную внутреннюю опору в деятельности человека по овладению профессией, побуждают их преодолевать трудности учебы, а затем и профессиональной деятельности. Профессиональные убеждения представляют собой мировоззренческий элемент направленности личности и характеризуют нравственный облик.

На основе профессиональной убежденности формируется и интерес к избранной специальности, то есть положительное сознательно-эмоциональное отношение к ней. Интересы характеризуются содержанием (на что они направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью). Во всем многообразии интересов человека ведущую роль играет профессиональный интерес.

Устойчивый интерес к профессии, как правило, перерастает в склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию знаний по своей специальности. Склонность предполагает также способности, позволяющие успешно овладевать профессией.

Значительное место в работе педагога по профпросвещению занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану: 1. Общие сведения о профессии. 2. Производственное содержание профессии. 3. Условия работы и требования профессии к человеку. 4. Система подготовки к профессии.

Профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования

В широком смысле слова профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить три этапа в работе педагога по профконсультации: 1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения. 2. Цель завершающей профконсультации – оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика.3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеванию.

В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему.

Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Он помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа. И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.



2015-11-10 1372 Обсуждений (0)
Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания в соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания в соответствии с «Кодексом Республики Беларусь об образовании»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)