Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные (технические, электронные, мультимедийные) средства обучения, их дидактические возможности и условия применения



2015-11-10 1894 Обсуждений (0)
Современные (технические, электронные, мультимедийные) средства обучения, их дидактические возможности и условия применения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из центральных проблем дидактики является поиск новых, более эффективных способов передачи знаний, способов, которые позволили бы дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении, т.е. облегчить процесс обучения.

Современная школа призвана дать учащимся не только прочные и глубокие знания, но и выработать у них умения и навыки, чтобы обеспечить трудовую и профессиональную подготовку. В связи с этим в обучении учащихся произошел сдвиг в сторону усиления познавательной активности учащихся, а также развития у них потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания. Таким образом, наряду с обучающей функцией образования появилась вторая функция – развивающая.

Своеобразным и качественно новым этапом развития материального обеспечения управления познавательной деятельностью учащихся является возникновение и широкое распространение технических средств обучения (ТСО).

Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.ТСО объединяет два понятия:

1. Дидактические средства обучения (носители учебной информации), к которым можно отнести кинофильмы, диафильмы, аудиозаписи, видеозаписи, программные средства для контроля знаний и т.п.

2. Технические устройства, при помощи которых эта информация воспроизводится. Это: проекционная и кинопроекционная аппаратура; магнитофоны, проигрыватели; видеомагнитофоны; технические устройства для контроля знаний; лингафонные устройства; телевизионные системы.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные.

Технические средства передачи информации: диапроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму. По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

По характеру воздействия этих средств на органы чувств их относят к визуальным, аудиосредствам и аудиовизуальным ТСО (ТАСО).

К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические и др.

Функциональные – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора)

Педагогические соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.

Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом: уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.

Экономические – относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.

ТАСО – не метод, а средства, повышающие при умелом использовании эффективность метода. При использовании любых форм ТАСО цель обучающей системы – обеспечить максимально эффективное усвоение нового материала. Поэтому методика использования ТАСО рассматривает методические приемы работы с ними в структуре общих методов обучения.

Для анализа существующих проблем методики применения ТАСО важно уточнить их возможности в реализации дидактических принципов.

Так как технические средства обучения следует считать составным элементом метода обучения, следовательно, роль ТАСО должна заключаться в усилении реализации дидактических принципов, в частности, принципа наглядности, который является основой сознательного усвоения знаний на всех стадиях обучения.

Человек, только слушая, запоминает 15% речевой информации, только глядя – 25% видимой информации, а, слушая и глядя одновременно – 65% преподносимой ему информации, т.е. наиболее высокое качество усвоения материала достигается при непосредственном сочетании словесно-логического и наглядного способов передачи информации.

Дидактические особенности ТАСО, обуславливающие их высокую эффективность в учебно-воспитательном процессе:

- высокая информативная насыщенность;

- возможность преодолевать реально существующие временные и пространственные соотношения;

- возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

- показ изучаемых явлений в развитии, динамике.

- реалистичность отображения действительности;

- выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

Рассмотренные особенности ТАСО определяют их дидактические функции и место в учебно-воспитательном процессе.

ТАСО можно использовать на уроках:

1. Как источник новой учебной информации;

2 . Как средство иллюстрации учебного материала;

3. С целью систематизации и обобщения знаний. Учебные кинофильмы, диафильмы, охватывающие материал нескольких уроков могут выполнять данную функцию.

4. Образность, наглядность, выразительность ТАСО позволяют использовать их как зрительную (слуховую) опору для организации самостоятельной работы учащихся.

Каждый метод, как и средство обучения, в том числе и ТАСО, имеет свою область применения. Нельзя говорить о преимущественной эффективности того или иного средства. Эта область определяется дидактическими задачами урока, особенностями изучаемого учебного материала, уровнем теоретической подготовки учащихся, структурой используемых технических средств обучения.

 



2015-11-10 1894 Обсуждений (0)
Современные (технические, электронные, мультимедийные) средства обучения, их дидактические возможности и условия применения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные (технические, электронные, мультимедийные) средства обучения, их дидактические возможности и условия применения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1894)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)