Технология организации педагогической деятельности классного руководителя
Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная деятельность, развивается личность школьника, формируются социальные отношения между учащимися. В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети и подростки смогут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать. Сегодня классный руководитель также непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и их родителями. Современный классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых выделяются следующие: – сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся; – социализация личности каждого школьника осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию; – педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Следовательно, основными задачами классного руководителя являются: – помощь каждому ученику в становлении его личности; создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей; – организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей деятельности; – формирование в классном коллективе благоприятного психологического климата, способствующего духовному развитию каждого школьника; Исходя из задач, обозначаются функции классного руководителя, которые в свою очередь определяют содержание воспитательной деятельности с классом. 1) концептуальная: Выбор приоритетных теорий и принципов воспитания исходя из характеристики класса 2) целевая: Отбор и конкретизация целей и задач воспитания 3) диагностическая: Углубленное изучение личности и классного коллектива на основе наблюдения, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования. 4) планирование: Отбор и структурирование форм и методов воспитания, проектирование деятельности учащихся. 5) организаторская: Организация органов самоуправ-ления класса, коллективной деятельности обучающихся; обучение их рациональному использованию учебного времени и приобщение к внеклассным занятиям по интересам. 6) стимулирующая: Активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творческого потенциала на основе мотивации 7) коммуникативная: психологический контакт с классом: благоприятная атмосфера, взаимопонимание, сотрудничество. 8) контрольно-оценочная: Оперативность и системность контрольных мероприятий; анализ, учет и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки. 9) корректирующая: Коррекция системы общения и поведения учащихся, применение технологии разрешения конфликтов. 10) прогностическая: Построение модели возможного хода и результатов воспитания Направления деятельности классного руководителя: – воспитание у школьников положительного сознательного отношения к учению; – подготовка учащихся к труду и выбору профессии; – формирование социально значимых качеств личности, нравственной позиции каждого воспитанника, культуры его поведения; – включение учащихся в сферу внеклассной деятельности с учетом их интересов и способностей; – взаимодействие с учителями-предметниками, родителями учащихся и общественными организациями в процессе воспитания; – забота о сохранности психического и физического здоровья учащихся. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, работающими во вверенном ему классе, направлено на решение следующих задач: изучение особенностей преподавательской деятельности каждого учителя, его отношений с детьми; регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями; определение общих целей и средств деятельности, организация совместной работы по их достижению; педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации внеклассной воспитательной работы с детьми и их родителями. Классный руководитель должен знакомить учителей с результатами диагностики уровней обученности и воспитанности учащихся, степени их продвижения в знаниях по изучаемых предметам. Совместно с учителями классный руководитель намечает способы и средства, обеспечивающие самореализацию каждого учащегося на уроке и во внеурочное время. Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата. Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам: оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка (окружение ребенка, жизнедеятельность вне школы и т.д.); своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение их отцов и матерей родительских прав, сиротство ребенка, определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания и т.д.); сбор документов для определения детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.д.; принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе; взаимодействие в ходе работы с родителями ребенка; обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков; получение специальной информации или консультации, связанной с отклонениями в поведении ребенка нравственного характера (пристрастие к вредным привычкам, алкоголизм, наркомания и т.д.). К школьному психологу классный руководитель обращается, как правило, по следующим вопросам: трудности учащихся в усвоении учебной программы; сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями; разрешение ситуация конфликтного характера; адаптация детей (особенно новичков) в школе и классе; эмоциональные и личностные нарушения учащихся, становящиеся причинами школьных и коммуникативных проблем; выявление и развитие интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся. Совместные формы работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога: совместные консультации как для отдельных учащихся, так и для всего класса; психолого-педагогические практикумы с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей, совместное проведение родительских собраний; наблюдения за учащимися на уроках и во внеклассное время и т.д.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1548)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |