Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лирика А.С. Пушкина 30-х гг



2015-11-10 1334 Обсуждений (0)
Лирика А.С. Пушкина 30-х гг 0.00 из 5.00 0 оценок




(Зимнедорожный цикл)

(2 часа)

 

Теория. Культурология

 

Пейзаж

Мотив

Сюжет в лирике

Поэтика зимы

Литература

1. Саводник, В.Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. – М.: Типо-литограф. И.Н. Кушнерев и К°, 1911. – 4 84с.

2. Глебов, Гл. Философия природы в теоретических высказываниях и творческой практике Пушкина // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. – М.,Л.: АН СССР, 1936. – Вып.2. – С. 183-212.

3. Гинзбург, Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении // Вопросы литературы. 1981. № 10. С. 152-175.

4. Пигарев, К. Русская литература и изобразительное искусство. XVIII первая четверть XIX века: Очерки. – М.: Наука, 1966. – 293 с.

5. Сильман, Т. Заметки о лирике. – Л.: Советский писатель, 1977. – 224 с.

6. Юкина, Е., Эпштейн, М. Поэтика зимы // Вопросы литературы. – 1979. – № 9. – С. 171-205.

7. Пейзаж // Поэтика. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий (гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко). – М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. – С. 160.

 

Вопросы для обсуждения

 

I. Национальный образ мира: север. Поэтика зимы в русской литературе.

II. «Зимний вечер»:

а) фольклорная основа образности,

б) стихийный лик зимы и его ипостаси. Семантика бури и ее персонификация,

в) пространственный код: оппозиция внешнего/внутреннего пространств, символика пространства, окно как граница миров, поэтическая символика жилища поэта и ее разрушение («ветхая лачужка»),

г) акустический код: природа в смене ликов: зооморфизация зимы, антроморфизация, звуки Дома: мифологема веретена, мифогенность звука песни (звук как проводник в иной мир),

д) метаморфозы в сюжете: смена формы обращения («старушка»– «подружка») и ее смысл, наложение времен (поясните смысл эпитета, определяющего юность – «бедная»),

е) механизм смешения времен: семантическое взаимодействие связанных в единый узел мотивов сна/дремоты (онейросфера) – опьянения – песни (колыбельная),

ж) песня как преодоление молчания, снятие заклятия немоты, оппозиция горя/веселья, пространство песни и мифологема воды, семантика звучания как преодоление тьмы светом.

III. «Зимняя дорога»:

а) Романтический лунный пейзаж и его трансформация,

б) семантика дороги,

в) «дорожный» мотив в русской поэзии,

г) визуальный код: черно-белая гамма, колорит зимы,

д) смена пространственных планов, движущаяся точка зрения, хронотоп дороги,

е) акустический код: семантика звука колокольчика, функция песни ямщика,

ж) мотив одиночества и возможности его преодоления,

з) Миф о Нине.

IV. «Дорожные жалобы»:

· мотив дороги и хронотоп дороги,

· исповедальность и самоирония,

· пространственный код: картина мира, ее составляющие,

· композиция как смена гипотетических сюжетов,

· принцип монтажа,

· мифологема жизни и смерти,

· депоэтизация смерти и ее смысл,

· оппозиция дом/дорога,

· смысл включения конкретных названий,

· лирический сюжет как контрапункт.

V. «Зимнее утро».

· эротический код в начале стихотворения (код Батюшкова), функции мифологических имен,

· хронотоп и балладный пейзаж,

· аналогия человек – природа,

· пространственный код (оппозиция внешнего/внутреннего пространств, смена пространства, смена планов в зимнем пейзаже, семантика окна, колорит, живописность и т.д.),

· интерьер и прозаизация стиля: «фламандской пыли пестрый сор» (печь, лежанка и т.д.),

· «усадебный» текст,

· лирическая событийность: возведение «частного» (единичного события) к «общему», появление экзистенциальной темы,

· метаморфозы слова: смысл превращение «кобылки бурой» в «нетерпеливого коня»,

· мифологема берега,

· мифологема пути.

VI. «Бесы».

· Арзамасский подтекст (см. работы В.А. Кошелева) и дантовские мотивы,

· Пространственный код,

· Двухголосие как несовпадение точек зрения ямщика и путника: цельное, но наивно-антропоцентрическое сознание

* метафизическое путника.

· Многозначность образа бесов и разнообразие интерпретаций * фольклорно-мифологические,* литературные,* носители зла * носители и невольники зла

· *носители страдательного начала

· Философско-символический смысл бесовства:

· разгул ночных сил

* мировая бессмыслица

* хаос современности

* бездорожье 30-х гг.

· Перелом в сознании:

* Уяснение сложности и противоречивости бытия

* Диалог с бытием (вопрошание его в его другости – С. Бройтман).

·

Литература

1. Бройтман, С.Н. Зарождение диалога в русской лирике: Слово Пушкина // Бройтман С.Н. Проблема диалога в русской лирике первой половины XIX века: Учеб. пособие по спецкурсу. – Махачкала, 1983. – С. 9–31.

2. Грехнев, В.А. Болдинская лирика Пушкина / В.А. Грехнев. – Горький:Волго-Вят. кн. изд-во, 1977. 192 с.

3. Гинзбург, Л.Я.О старом и новом: Статьи и очерки. – Л.: Советский писатель, 1982. – 422 с.

4. Грехнев, В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров. – Горький, 1982. – 238 с.

5. Пеньковский, А.Б. Нина: культурный миф золотого века в лингвистическом аспекте. – М.: Индрик, 1999. – 519с.

6. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 1999. – 431 с.

 

· Дополнительно:

1. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: Художественная литература, 1957. – 414с.

2. Степанов, Н.Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. – М.: Советский писатель, 1959. – 320с.

3. Макогоненко, Г.П. Творчество Пушкина в 30-е годы / Г.П. Макогоненко. – Л.: Художественная литература; Ленингр. отд-ние, 1974. – 376 с.

4. Аверинцев, С.С. Бесы // Мифологический словарь. – М., 1990. – С. 94-95.

5. Проскурин, O.A. Трансформация жанров в поэзии конца 1820-х годов («Бесы») // Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – С. 221-237.

6. Никишов, Ю.М. Философский мотив «дороги жизни» в лирике Пушкина // Историко-литературный сборник: Выпуск 3. К 70-летию профессора М.М. Кедровой. – Тверь, 2002. – С. 8-28.

·

Занятие № 3

«Евгений Онегин» Пушкина как роман Жизни

(2 часа)

Задания:

а) восстановите хронологическую канву истории создания романа, соотнесите главы романа с произведениями, созданными в этот период,

б) проследите, как меняются принципы изображения человека и действительности от южных поэм к роману в стихах,

в) напишите аннотацию на одну из научных статей.

·

Теория

«Усадебный текст»

Метатекст

Диалог читателем

Автор-демиург

* Задание.

Проверьте значение терминов по справочным источникам.

Литература

1. Вежбицкая, А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. – М.: Прогресс, 1978. – Вып. 8. – С. 402-422.

2. Иванов, Н.В. Интертекст – метатекст: культура, дискурс, язык // Языковые контексты: структура, коммуникация, дискурс. Материалы межвузовской научной конференции по актуальным проблемам языка и коммуникации. Военный университет 2007 г. – М.: Книга и бизнес, 2007. – С. 43-50.

3. Ким Хен Ен. Теория метатекста и формы ее проявления в поэтике // Acta Slavica Japonica. T. 21. P. 202-213.

4. Кокорев, М.Ф. Европейская культура XVII–XVIII веков и концепция метатекста // Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия “Symposium”, выпуск 26. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – С.11-15.

5. Лотман, Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 423-436.

6. Щукина, Е.П. «Натуральный сад» русской усадьбы в конце XVIII в. // Русское искусство XVIII в.: Материалы и исследования. – М.: Наука, 1973. – С.109-117.

7. Лихачев, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – СПб.: Наука, 1991. – 371с.

8. Щукин, В. Поэзия усадьбы и проза трущобы // ВМУ. – Серия 9. Филология. – 1994. – № 2. – С. 9-17.

9. Стернин, Г.Ю. Усадьба в поэтике русской культуры // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. – Вып. 1(17). – М., 1994. – С. 46-52.

10. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре (Быт и традиции русского дворянства XVIII начала XIX веков). – СПб.: Искусство, 1995. – 398 с.

11. Мир русской усадьбы: Очерки. – М.: Наука, 1995. – 294 с.

12. Каждан, Т. П. Художественный мир русской усадьбы. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 420 с.

13. Щукин, В. Миф дворянского гнезда. Геокультурное исследование по русской классической литературе. – Краков: 1997. – 315с.

14. Доманский, В.А. Русская усадьба в художественной литературе XIX века: культурологические аспекты изучения поэтики // Вестник Томского государственного университета. – 2006. – № 291 (июнь).

15. Щукин, В. Российский гений просвещения. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 608 с.

16. Дмитриева, Е., Купцова, О. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. – М.: ОГИ, 2008. – 528 с.

17. Чумаков, Ю.Н.В сторону лирического сюжета. – М.: Языки славянской культуры, 2010. – 88 с.

18. Капинос, Е.В. О лирическом сюжете в стихах и прозе // Материалы к словарю сюжетов и мотивов: Тема, сюжет, мотив в лирике и эпосе. – Новосибирск, 2006. – Вып. 7. – С. 6-53.

·

Вопросы для обсуждения

·

I. Жанровая природа романа в стихах (отметьте литературные источники и обозначьте пути трансформации жанра у Пушкина).

II. Автор как организующий центр романа:

а) двойная функция образа автора (романный персонаж и демиург романного мира, отметьте по тексту сведение и разведение этих авторских ипостасей, раздвоение сюжета на реальный и возможный, «ложные» ходы автора, «ложные» адресаты, письма героев как литературную мистификацию, игра автора с читателем на разных уровнях текста и т.д.),

б) лирический сюжет и духовная эволюция автора (проследить по главам эволюцию автора, отметить строфы, где автор самораскрывается, выяснить функцию жанровой маски автора, ее роль в семантико-стилистической игре, создающей эффект внутреннего многоголосия, подвижность авторской точки зрения и т.д.).

III. Автор и его герой в романе.

1.Смысл эпиграфа к 1 главе и его функции.

2. Переосмысление функции монолога, открывающего роман; соотношение слова героя и слова автора. Интертексты.

3. Ретро-план: биография Онегина и ее функции (установка на типичность и ее реализация, «летящий» ритм бытия Онегина, его содержательность, функция «дня Онегина», «мода» и ее контекстуальные смыслы, графический эквивалент текста и его функции в романе и т.д.).

4. Разочарование Онегина как сгусток смыслов: литературный код и байроническая маска (Child-Harold), «двоение» смысла в авторском повествовании (игра стилями: между высоким и ироническим).

5. Сопряжение временных планов романа в Авторе:

а) «двойничество» персонажей и авторская оценка Онегина, обозначение художественного принципа («Всегда я рад заметить разность…») – отделение автора от героя, уход от портретности и автобиографизма,

б) игра временными планами: онегинская хандра как сброшенная автором маска,

в) персонификация Хандры («…тень иль верная жена») и ее смысл,

г) «жизнь души» в переосмыслении элегических формул: «все впечатленья бытия»,

д) элегический модус и метатекст.

6. Дуэтность в романе: Онегин и Ленский.

а) Онегин в зеркале окружения: «чужая речь» и новые маски героя, анализ XIV строфы из 2-ой главы: смысл аналогии с Наполеоном,

б) Онегин как несостоявшийся демон в ситуации с Ленским.

7. Ключевые эпизоды в вершинной композиции (конец 3-начало 4 гл., 6 гл.):

* Отповедь Онегина:

· вегетативный код (сад и сирени),

· как рифмуется содержание «Песни девушек», письма Татьяны и XLI строфы 3 гл.?

· демоническая ипостась Онегина (мифологема огня, статуи – «подобно грозной тени», «…как огнем обожжена…») и сюжетный архетип,

· прием ретардации – торможение сюжета – и его содержательность (экскурсы в прошлое героя),

· поведенческий код Онегина (маска и игровое начало, неоднозначность авторской оценки поступка Онегина, проблема «личность и обстоятельства»).

* Дуэль Онегина с Ленским:

· внутренний монолог Онегина накануне дуэли, его смысл,

· прием ретардации – остановка сюжета (природный код в описании смерти Ленского, содержательность гипотетических сюжетов о Ленском, архетип кладбища: «элегия» в романе).

* Авторская лирика конца 6-ой главы (смысл автопризнаний в XLIII строфе, элегический модус: элегические формулы и реальный возраст – «Ужель мне скоро тридцать лет?», формулы «середины жизни» и их интертекстуальные смыслы, мотив пути-дороги, его символика, сопряжение неоднозначных эмоций – мудрое и смиренное принятие законов бытия, благодарность за миги бытия, мифологема души и т.д.).

8. 8 глава: динамика авторского отношения к герою:

· диалог Автора с толпой: авторское оправдание Онегина и причины его,

· онегинская влюбленность в Татьяну и ее интерпретации (прямая авторская оценка, поведенческий код: «безумие страсти», возможность возрождения через любовь, мотив запретного плода и его смысл, XXIX строфа – мотив несвоевременности страсти, зеркальность интерпретаций в точках зрения Онегина и Татьяны),

· поэтика зеркальности,

· открытый финал, его функции,

· мифологемы пира и праздника жизни, мифологема берега в авторской лирике.

IV. Система персонажей в романе.

· * Задание. Опираясь на различные комментарии и литературоведческие источники, выясните принципы построения «колебательных» образов персонажей:

а) Онегин:

· имя центрального персонажа, его семантика и акватический код,

· лицо и маска в романе (ключевые формулы: «страсти», «лень», «скука» и «тоска» – как состояния души героя, «скука» и «тоска» как полюса семантического напряжения (см. значения по словарю В.Даля и в контексте романа),

· принцип стереоскопичности в моделировании персонажа (двоение авторских оценок, Онегин в восприятии Татьяны, «ритуальное» и «индивидуальное» в поведении Онегина, психологизм, вещный мир и его роль в раскрытии персонажа, роль символики и т.д.),

· споры об эволюции Онегина в науке,

б) другие персонажи романа (авторская игра с именами, принцип введения имен – конкордация – антропонимическая предопределенность Онегина и Татьяны, неназванность женщин, разность приемов раскрытия персонажей и закономерности использования этих приемов, функция «минус-приема», символика, роль пейзажа и т.д.),

в) Татьяна в системе кодов: природный (лунный, вегетативный и др. коды) и культурный (романный и т.д.); «черный соболь» и «пушистый боа» как культурные коды, миф о Нине как ключ к тайне души, тайная и мрачная ипостась Вечно Женственного; Нина и Клеопатра и т.д.;

в) статус Автора и персонажей:

· персонажи как создания автора, его демиургической воли,

· воплощение полярных состояний души и авторских творческих принципов: Онегин – «мой демон», «Татьяны верный идеал…» – изменчивость и постоянство;

· мотив своеволия Татьяны и своеволия Музы (метаморфозы саморазвития сюжета).

V. Художественные принципы организации романа как целого:

· сюжет как взаимная соотнесенность судеб, композиция сюжета,

· композиционные принципы романа (зеркальность, симметрия, монтаж, «чужая» речь и т.д.),

· сон Татьяны как геометрический центр романа, мифопоэтика сна, функции сна,

· пейзаж в романе (усадебный и урбанистический), его функции,

· хронотоп романа (художественное время, формы организации пространства, пространственная модель, семантика календарного времени),

· диалог автора с читателем, принцип диалогичности, образ читателя, тематика разговоров с читателем, игра автора с читателем как принцип поэтики,

· роль эпиграфов,

· онегинская строфа как содержательная единица романа.

·

· * Доклады заслушиваются на вызывной консультации (форма школы-семинара)

·

1. Природный мир в романе (концепция природы, народный месяце слов: природа в календарном цикле – картины осенней природы, зимний пейзаж, весенний и летний пейзажи), луна и солнце в романе: балладный код в сюжете Татьяны, Татьяна, Ленский и луна, солнце в оптике персонажей и т.д.), пейзаж в романе (усадебный и урбанистический), его функции.

2. Композиционные принципы романа (зеркальность, симметрия, монтаж, «чужая» речь и т.д.) в научной литературе.

3. Сон Татьяны и его интерпретации в пушкинистике (М. Гершензон, Ю.М.Ломан, В.М. Маркович, Ю.Н.Чумаков, В.Набоков и др.)

* К семиотике литературного сна (а также – волшебного зеркала) обращается в своей статье С.Т. Золян. По мнению исследователя, «сон или зеркало отражают актуальный мир, но в иной момент времени – в прошлом или будущем относительно момента видения». Автор также считает, что сон или зеркало показывают истинную сущность индивида, героя – «кем является заданный индивид в некотором ином мире» (Золян С.Т. «Свет мой зеркальце скажи…» (к семиотике волшебного зеркала) // Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. –Тарту, 1988. – Вып. XXII. – С. 32).)

· С. Сендерович в статье Две главы о “Евгении Онегине” отстаивает точку зрения, что и письмо Татьяны, и её сон выполняют функцию психологической характеристики Татьяны: письмо и сон Татьяны – сознательная и бессознательная интерпретация одних и тех же обстоятельств (Сендерович С. Две смерти Ленского // Сендерович С. Фигура сокрытия. Избранные работы. Т. 1. – М., 2012. – С. 314-316).

4. Диалог автора с читателем (принцип диалогичности, образ читателя в историко-культурной перспективе, тематика разговоров с читателем, игра автора с читателем как принцип поэтики и т.д.).

5. «Золотое сечение» пушкинского романа (труды О.Н. Гринбаума»).

· * Сон Татьяны как метаметафора: «здесь и сказочный сюжет с фольклорно-мифологическими фигурами, и реальные герои романа (Ольга, Ленский, Онегин), помещенные в контекст святочных гаданий, и вовсе не сказочный, трагический финал сновидения. Но более всего Сон Татьяны – это судьбоносный Рубикон, включающий в себя метафорически представленное прошлое главной героини романа и провидческое предсказание будущих событий. Сон Татьяны переступает границы своего волшебного сказочного сюжета и превращается в Трагедию. Ритмодинамическая панорама эмоциональной неустойчивости повествования позволяет говорить о том, что начало строфы XXI есть лишь кульминация развития трагического сюжета, а начинается трагедия, как это ни парадоксально, с появлением в сновидении Татьяны столь “милого” ее сердцу Онегина (строфа XVII), но – в компании диковинных зверей, чудовищ, и – в роли хозяина этой страшной “шайки домовых”. Действительно, развитие событий и ритмика пушкинского стиха в строфах Сна Татьяны демонстрируют переход от более или менее плавного движения ко все более и более выразительному и драматическому по своему характеру повествованию. Поведение кривой на участке от XVII до XXV строфы резко меняется, амплитуда колебаний величин O(t) многократно усиливается, а ее затухание происходит, лишь начиная с XXVI строфы – в сценах описания Именин Татьяны. Строфа XVII выступает не только как гармонический центр динамического развития сюжета, но и как динамический контрапункт ритмоощущений – на границе XVII и XVIII строф завершается плавное течение повествования и начинается процесс эмоционального перенапряжения, стресса, шока. Именно такой, вначале относительно плавный, а затем все более выразительный пилообразный характер кривой с резкими перепадами уровня ритмико-гармонической точности соответствует крайне эмоциональной напряженности второй части Сна Татьяны – подобное соотнесение ритма и смысла более всего указывают как на их реальное единство, так и на возможность измерения такого единого ритмо-смысла» (Гринбаум О. роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Ритмико-смысловой комментарий. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 330 с.).

·

Литература

Комментарии

1. Бродский, Н. «Евгений Онегин». Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964. – 415 с.

2. Реизов, Б. Из комментариев к «Евгению Онегину»// Современные проблемы литературоведения и языкознания. – М.: Наука, 1974. – С. 246-254.

3. Пушкин А.С. Евгений Онегин: роман в стихах [вступ. ст. и коммент. А. Тархова]. – М.: Художественная литература, 1978. – 302 с. – (Школьная библиотека).

4. Лотман, Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.

5. Реизов, Б. История и современность. – Л.: Наука, 1986. – 318 с.

6. Мочульский, К. Заметки о «Евгении Онегине»// Лит. в школе. – 1989. – № 3. – С. 31-35.

7. Набоков, В.В. Комментарий к роману «Евгений Онегин». – СПб.: Искусство-СПБ, Набоковский фонд, 1998. – 926 с.

8. Крюков, О.С. Ономастикон романа Пушкина «Евгений Онегин». – М.: МИК, 1999. – 152 с.

9. Онегинская энциклопедия: в 2 т. – М.: Русский путь, 1999-2004. Т.1. А–К / Под общ. ред. Н.И.Михайловой; сост. Н.И.Михайлова, В.А.Кошелев, М.В.Строганов. Т. 1. А-К. – М.: Русский путь, 1999. – 576 с. Т.2. Л-Я; А-Z / Под общ. ред. Н.И.Михайловой; сост. Н.И.Михайлова, В.А.Кошелев, М.В.Строганов. – М.: Русский путь, 2004. – 804 с.

10. Красухин, Г.Г. Путеводитель по роману А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: учебное пособие. – М.: изд-во МГУ, 2012. – 224 с. (Школа вдумчивого чтения).

·

Научная литература

1. Гуковский, Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М.: ГИХЛ, 1957. – 416 с.

2. Макогоненко, Г.П. «Евгений Онегин» Пушкина. – М.: Художественная литература, 1971. – С. 101-208.

3. Мейлах, Б.С. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. – М.: Просвещение,1984. – 160 с.

4. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина: очерки. – М., 1974. – 207 с.

5. Бочаров, С.Г. О реальном и возможном сюжете «Евгения Онегина»// Динамическая поэтика. – М., 1990. – С. 14-38.

6. Бочаров, С.Г. О реальном и возможном сюжете «Евгения Онегина» // Бочаров, С.Г. Сюжеты русской литературы. – М.: Языки русской литературы, 1999. – С. 17-77.

7. Бочаров, С.Г. Форма плана // Бочаров, С.Г. Филологические сюжеты. – М.: Языки русской культуры, 2007. – С. 25-53.

8. Гуревич, А.М. «Евгений Онегин»: авторская позиция и художественный метод// Изв. АН СССР. ОЛЯ. – 1987. – Т. 46. – № 1. – С. 7-19.

9. Билинкис, Я. Автор в «Евгении Онегине» // Русская классика и изучение литературы в школе. – М: Просвещение., 1986. – С.69-78.

10. Лотман, Ю.М. К эволюции построения характеров // Пушкин. Исслед. и материалы. Т. 3. – М.; Л., 1960. – С. 131-173.

11. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя / Ю.М.Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

12. Непомнящий, В.С. Поэзия и судьба. – М.: Советский писатель, 1983. – 367 с.

13. Благой, Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. – М.: Художественная. Литература, 1979. Т. 1. – 549 с. Т. 2. – 511 с.

14. Чумаков, Ю.Н. В мире стихотворного романа. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 128 с. (Перечитывая классику.)

15. Пеньковский, А.Б. Нина: культурный миф золотого века в лингвистическом освещении. – М.: Индрик, 2003. – 640 с.

16. Мейер Х. «Онегиных есть много» (имя-цитата в качестве «закалки» и перформативного повторения // Пушкин. Исследования и материалы. – СПб., 2003. – С. 259-284.

17. Альтшуллер М.Г. «Евгений Онегин»: et in arcadia // Пушкин. Исследования и материалы. – СПб., 2003. – С.218-236.

18. Казакова, С. «Почтовый код» в художественных произведениях Пушкина // Вопросы литературы. – 2014. – № 2. – С. 368-381.

 

Дополнительно:

1. Виноградов, В.В. Стиль Пушкина. – М.: Гос. изд-во Художественная литература, 1941. – 620 с.

2. Винокур, Г.О. Слово и стих в «Евгении Онегине» // Пушкин. Сб. статей. – М., 1941. – С. 155-213.

3. Бахтин, М.М. Из предыстории романного слова // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 411 - 418.

4. Лотман, Ю.М. Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – Тарту, 1975 или: Лотман, Ю.М. Пушкин (отд. том).

5. Тынянов, Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. – С. 52-78.

6. Пушкин. Исследования и материалы. Т. IX. – Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1979. – 358 с.

7. Маркович, В.М. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина»// Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман. – Л., 1982. – С.186-200.

8. Пушкин. Исследования и материалы. Т. XI. – Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1983. – 360 с.

9. Маймин, Е., Слинина, Э. Теория и практика литературоведческого анализа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

10. Ерофеева, Н.Н. Сон Татьяны в смысловой структуре романа «Евгений Онегин» // Сон – семиотическое окно. М., 1993. – С. 96-108.

11. Мурьянов, М.Ф. Онегинский недуг // Вестник Российской Академии Наук. – 1995. – Т.65. – № 2.– С. 153-163.

12. Чумаков, Ю.Н. Татьяна, княгиня N, Муза // Концепция и смысл. – СПб., 1996. – С. 101—114.

13. Баевский, В.С. Присутствие Байрона в «Евгении Онегине» // Изв. РАН. ОЛЯ. – 1996. – Т.55. – № 6. – С. 4-14;

14. Недзвецкий, В.А. «Евгений Онегин» как стихотворный роман // Изв. РАН. ОЛЯ. – 1996. – Т.55. – № 4. – С. 3-17.

 

Занятие № 4



2015-11-10 1334 Обсуждений (0)
Лирика А.С. Пушкина 30-х гг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лирика А.С. Пушкина 30-х гг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)