Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА II. В.А. Жуковский



2015-11-10 863 Обсуждений (0)
ТЕМА II. В.А. Жуковский 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Романтическая поэзия Жуковского

* Задание. Проанализировав стихотворения, сформулируйте ответ на следующий вопрос: В чем заключается своеобразие романтического идеала Жуковского на разных этапах его творчества: «К Нине», «Певец», «Мой друг, хранитель – ангел мой», «Тургеневу, в ответ на его письмо», «К самому себе», «Теон и Эсхин», «9 марта 1823 г.», «Невыразимое».

I. Эстетические принципы поэзии Жуковского:

а) лирическое «я» (роль авторского перевоплощения в стихотворных монологах, тип лиризма и формы его выражения);

б) романтическая философия воспоминания, двоемирия, вдохновения, «таинственного покрывала», невыразимого и формы его выражения;

в) природа как форма воплощения настроения (романтические мотивы вечера, ночи, функции мотивов луны, солнца, тумана, метели, водная стихия и ее поэтическая функция, состояния переходов, слияние красок, акварельных полутонов как черты лирики природы, формулы идиллико-пейзажной лирики европейского романтизма и реальные наблюдения природы);

г) принцип музыкальности (значение лейтмотивов, автореминисценций, курсивов, междометий, вопросительная интонация и ее значения для мелодики);

д) новые функции поэтического слова у Жуковского, многозначность и ассоциативность слова, многозначная семантика понятий «тихий», «сладкий», особенности эпитета, роль сложных эпитетов, опорные слова в лирике поэта;

е) поэтический синтаксис (экспрессия и эмоциональная напряженность, роль ритма и интонации, системы синтаксических связей: анафоры, роль многоточий, тире, вопросов, восклицаний, бессоюзия).

II. Жуковский о принципах изображения природы в поэтическом искусстве (см. письмо к Г-Ф Рейтерну 1830 г. // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985. – С. 386-370).

III. Поэтика пейзажей Жуковского:

а) природа как форма воплощения романтического двоемирия (пейзаж-настроение, пейзаж-интроспекция);

б) расширение субъекта;

в) функция мотивов луны, заката и т.д.;

г) «невыразимое» в контексте поэзии Жуковского;

д) символика запредельного, роль метафорического эпитета, музыкальность (поэтическая лексика с усложненной семантикой, ритмико-мелодический строй, синтаксис, фоника и т.д.);

е) пейзаж как органика и реальность: визуальный, акустический, тактильный и др. коды;

ж) пейзаж как культура: живописный, музыкальный и др. коды.

 

Литература

Теория:

пейзаж

1. Григорьян, К.Н. Пейзаж в живописи и литературе // Литература и живопись. – Л., 1982. – С. 128-146.

2. Эпштейн, М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной». – М., 1990. – С. 210-211.

 

История литературы:

1. История всемирной литературы: В 9 т.Т. 6. – М., 1989. – С. 297-299.

2. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.: Наука, 1976. – С. 19-30.

3. Шаталов, С. Романтизм Жуковского// История романтизма в русской литературе (1790 – 1825). – М., 1979. – С. 133-141.

4. Смирнов, А.А. Романтический принцип самовыражения в лирике Жуковского // Жуковский и русская литература конца XVIII-XIX в. – М., 1988. – С. 11-27.

5. Портнова, М.А. О художественном методе Жуковского-лирика // Изв. АН СССР. ОЛЯ. – 1991. – Т.50. – № 2. – С.135-142.

6. Виницкий, И.Ю. Радость и печаль в жизни и поэзии Жуковского // Изв. РАН. ОЛЯ. – 1996. – Т. 55. – № 5. – С. 31-47.

7. Канунова, Ф.З. Мотив «завесы» в поэзии Жуковского (эстетика «невыразимого» и религия) // Гуманитарные. науки в Сибири. – 1996. – № 4. – С. 12–19.

8. Лотман, Ю.М. «Три путника» Жуковского// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.

 

Дополнительно

1. Вуич, Л. «Ландшафт судьбы» поэта Жуковского // Наше наследие. – 1997. – № 41. – С. 33-39.

2. Виницкий, И.Ю. Жуковский и Моцарт [О пер. В. А. Жуковским нем. текста «Реквиема»] // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз. – 1998. – Т. 56. – N 4. – С. 56-59.

3. Марченко, Н.А. «Любимец нежных муз» В.А. Жуковский: [О портретах писателя]// Уроки лит.: Прил. к журн. «Литература в школе». – 2001. – N 1. – С. 8-11.

4. Воеводина, Е.Н. В.А. Жуковский в контексте живописи первой половины XIX века // Литература в школе – М., 2009. – N 6. – С. 18-20.

5. Лебедева, О.Б. К семантике образа русского демона: Демон, Гений, Муза (В.А. Жуковский и А.С.Пушкин) // Поэтика русской литературы. – М., 2009. – C. 146-157.

6. Айзикова, И.А. Мотив привидения в русской литературе XIX века: К вопросу об эволюции мотива (В.А. Жуковский – А.П. Чехов) // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. – Новосибирск, 2006. – Вып. 7. – С. 133-149.

 

ТЕМА III. И.А. Крылов

Басня в творчестве Крылова

I. Теория и история басни в русской критике и литературоведении.

II. Новаторство Крылова в басенном жанре (проблема характера, особенности сюжетосложения, повествовательная манера, авторские маски, соотношение сюжета и морали и т.д.).

III. Типология басни в творчестве Крылова.

 

Литература

Теория:

жанр басни

аллегория

иносказание

мораль

художественность

1. Жуковский, В.А. О басне и баснях Крылова // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985.

2. Выготский, Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.

3. Федоров, В.Д. О природе поэтической реальности. – М.: Советский писатель, 1984. – 184 с.

 

Научные статьи

1. Гак, В.Г. Литературные варианты и особенности национальной культуры (Лафонтен и Крылов)// Филологические науки. – 1996. – № 3. – С. 54-63.

2. Зыкова, Г.В. Крылов и Салтыков-Щедрин // Русская словесность. – 1996. – № 5. – С. 24-26.

3. Речицкий, И.Х. Басни, отданные в письме. Исторический комментарий // Русская литература. – 1995. – № 2.

4. Козовина, В.Г. Крылов // Литература в школе. – 1994. – № 4. – С. 6-14.

 

ТЕМА IV. А.С. Пушкин

1. Жанр элегии в поэзии Пушкина 20-х годов

Задания:

а) опираясь на «Летопись жизни и творчества Пушкина», восстановите биографическую канву пушкинского творчества (1820-1824);

б) посмотрите определения жанра элегии по разнообразным литературоведческим источникам (КЛЭ, словарь литературоведческих терминов и т.д.).

I. Элегии Пушкина: реальная биография и поэтический миф.

II. Трансформация унылой элегии в творчестве Пушкина

1. «Погасло дневное светило» (1820)

– какое значение имеет пушкинская пометка: «Черное море. 1820 сентябрь»? И добавление: «ночью на корабле» при переезде из Феодосии в Гурзуф?

– смысл эпиграфа, который поэт предпослал элегии при подготовке своего сборника в 1825 г. : “Good night. My native land. Byron” («Прощай, родная земля». Байрон. Англ.);

– пейзаж: пластика и интроспекция, пространственная организация и смена планов;

– морской код в элегии (мифологемы вечного возвращения и нисхождения и т.д.);

– архетипические сюжеты;

– мотив воспоминания и его структурообразующая роль;

– музыкальность и роль лейтмотива.

2. «Я пережил свои желанья» (1821)

– насколько значимо то, что Пушкин хотел эти стихи включить в монолог Пленника в поэме «Кавказский Пленник»;

– модус разочарования (как реализуется мотив разочарования);

– мотивировка разочарования (внутренние причины, внеличностные и т.д.);

– романтические формулы и символика, семантика ключевых слов;

– время в текстовом пространстве элегии;

– насколько значима смена местоименных форм;

– смысл и функция аналогии человек – природа (мифологема человек-растение в сюжете и последний катрен);

– библейские ассоциации.

3. «Кто, волны, вас остановил» (1823).

– Монолог как форма самопознания и познания мира;

– принцип градации и его функция;

– параллелизм человека и природы, наложение планов и смысл иносказания;

– оппозиция покой/буря и ее смысл;

– мотив сна;

– семантика лени («дремота лени»);

– мотивировка разочарования (кто этот «кто»?, семантика волшебного жезла);

– символика водной стихии;

– значение призыва в финале (волевой акт, реализованный в слове, отсюда значение Слова – архетипический орфический сюжет);

– какое значение имеет замечание комментаторов: «Черновой набросок. В стихах изображается общеевропейская реакция, задушившая все революционные движения начала 20-х гг.» (Пушкин А.С. Полн. Собр. Соч. : В 10 т. Т. III. М., 1956. С. 415).

4. «Демон» (1823).

– Принцип антитезы в основе композиции и его содержательность;

– две модели бытия («тогда» и «сейчас») и система ценностей;

– последовательность отрицания и обобщающий жест;

– мотивировка разочарования;

– что есть Демон? См. следующие трактовки:

  • А. Раевский (по утверждению некоторых критиков – современников Пушкина и литературоведов);
  • мифологический персонаж – символическое воплощение зла;
  • литературный архетип – Мефистофель Гете и т.д.

– значимость монолога, занимающего все пространство элегии.

– как корректирует имеющиеся интерпретации пушкинское замечание из наброска 1825 г. «О стихотворении “Демон”», которое, впрочем, нельзя рассматривать как иллюстрацию: «В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нем сомнения, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезнет, уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души”» [Пушкин, 1962, VI: 262].

5. «Свободы сеятель пустынный» (1823).

– Эпиграф, его смысл. Неточная цитата и ее функции.

  • Изыде сеятель сеяти семена своя (А.С.Пушкин)
  • Се изыде сеяй, да сеет Матфей: 13; 3
  • Се изыде сеяй сети Марк: 4; 3
  • Изыде сеяй семене своего Лука: 8; 5

– Риторика как основа структуры 1 строфы (тезис – антитезис – синтез);

– двухчастность и ее содержательность: моделирование точки зрения «я», динамика своего/чужого («чужое» как «свое», отрицание «чужого» через свой опыт, оппозиция свое / чужое).

– причинно-следственная следственная связь частей и логика постижения мира;

– библейский сюжет, составляющий «раму» авторского;

– аналогия как проигрывание древнего мифа в авторской реальности;

– смысл иносказательности, механизм превращения притчи в пророчество;

– время и вечность. Бесконечно длящееся настоящее в тексте;

– мотивировка разочарования: текст и контекст;

– трансформация жанра;

6. Судьба элегии в поэзии Пушкина.

 

Литература

Теория: биография

байронизм

миф

мифотворчество

элегия

1. Сквозников, В.Д. Биографический аспект в содержании поэтического произведения // Методология анализа литературного произведения. М.: Наука, 1988. – С. 86–107.

 

История литературы:

1. Летопись жизни и творчества Пушкина (1799 – 1837). – Л., 1990.

 

Дополнительно:

1. Сидяков, Л.С. Пушкин и Жуковский. У истоков биографизма пушкинской лирики// Изв. АН СССР. ОЛЯ. – 1984. – Т. 43. – №3. – С. 195-203.

2. Чижов, А. «Под бурями судьбы жестокой»// Кодры. – 1986. – № 9. – С. 149-151.

3. Кибальник, С.А. Об автобиографизме лирики южного периода // Русская литература – 1987. – № 1. – С. 89-99.

4. Муравьева, О.С. Об особенностях поэтики пушкинской лирики // Пушкин. Исслед. и материалы. Т. XIII. – Л.,1989. – С. 21-32.

5. Гаспаров, М.Л. Три типа русской романтической элегии // Контекст1988. – М., 1989. – С. 39-63.

6. Кибальник, С.А. Тема изгнания в поэзии Пушкина // Пушкин. Исслед. и материалы. – Т. XIV. – Л., 1991. – С. 33-50.

7. Муравьева, О.С. Пушкин и Наполеон // Пушкин. Исслед. и материалы. Т.XIV. – Л.,1991. – С. 5-32.

8. Кудрявина, И.М., Мальчукова, Т.Г. Миф в лирике Пушкина 20-х годов // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. – Петрозаводск, 1991. – С. 24-51.

9. Старк, В.П. Притча о сеятеле и тема поэта-пророка в лирике Пушкина // Пушкин. Исслед. и материалы. Т.XIV. – Л.,1991. – С. 51-64.

10. Фоменко, И. Три пушкинские отсылки к сакральным текстам //Литературный текст: Проблемы и методы исследования / Аспекты теоретической поэтики. К 60-летию Натана Давидовича Тамарченко. Сборник научных трудов – М.; Тверь, 2000. Вып. VI. – 246 с.

11. Фоменко, И.В. Три статьи о поэтике: Пушкин. Тютчев. Бродский. – Тверь: изд-во Тверского ун-та, 2002. – 10 с. – Серия: Лекции в Твери.

11. Шапир, М.И. Пушкин и Овидий// Изв. РАН. ОЛЯ. – 1997. – Т.56. – № 3. – С. 37-39

 

2. Жанр послания в лирике Пушкина

I. Послания периода южной ссылки

1. Биографический контекст: реальная ссылка на юг и миф о Поэте («лиризм добровольного изгнания»).

2. Цикл посланий к Чаадаеву:

а) просветительские иллюзии и интимность переживания общего (декабристские идеалы и политическая символика) в первом послании «К Чаадаеву» (1818). Художественно-изобразительные средства, жанровое и композиционное своеобразие;

б) послание «Чаадаеву» (1821), отражение в нём кризиса поэта. Модус разочарования и его роль в послании. Лирическое переживание и его реализация в архитектонике, композиции и стиле;

в) переосмысление мотивов этих посланий в послании «Чаадаеву»

1824 года («К чему холодные сомненья?»):

– мистификация даты 1820 вместо 1824 и подзаголовок «С морского берега Тавриды»,

– «тень Назона» и ее функции,

– «чужая речь» и ее функции,

– семантика лени и ее ироническое переосмысление,

– переосмысление соотношения личности и обстоятельств,

– мотивировки разочарования,

– графический эквивалент текст

3. Реальная и мифологизированная биография в посланиях 20-х гг. и система намеков:

– конкретизация авторского образа (пластика портрета, появление фактов реальной биографии, своеобразно интерпретированных, углубление в историю рода и т.д.);

– осмысление соотношения личности и истории, судьбы;

– архетипический овидиев сюжет и его роль;

– конкретизация образа адресата и уход от двойничества автора и адресата.

III. Послания 30-х гг.

1. «Чужое слово» в посланиях и его функция;

2. история рода в приложении к адресату;

3. причины отказа от жанра.

 

Литература

1. Немировский, И.В. Биографический подтекст дружеских посланий Пушкина периода южной ссылки // Русская литература. – 1988. – № 3. – С. 165-170.

2. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. – СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 1999. – 431 с.

3. Бочаров, С.Г. Поэтическое предание и поэтика Пушкина // История русской литературы: Хрестоматия литературоведческих материалов. – Барнаул, 2004. [Электронный ресурс]

 

3.«Признание» Баратынского и «Признание» Пушкина

I. Пушкин и Баратынский: биографический контекст. Архетипический сюжет – миф о Моцарте и Сальери в русской культуре: содружество и соперничество.

II. Полемика об элегии в русской литературе 20-30-х гг.:

1. В.Кюхельбекер и др. о механизме унылой элегии и об обновлении жанра.

2. Тенденции в русской литературе: синтез жанров.

III. «Признание»Баратынского: обращенность жанра – признание в нелюбви:

· антиромантическая концепция любви и система времен;

  • «романический конфликт» и романный пафос: персонажи, сюжетные разветвления, романная панорама (мифологема жизнь-путь и история любви, оппозиция огонь/холод и поэтическая метафорика жизни сердца, гипотетический сюжет как гадание о судьбе и логическое его выстраивание, сновидный характер его, мотив прощания и т.д.);
  • оппозиция чувство/рассудок и устремленность к чужому сознанию, диалогическая напряженность;
  • метафизика поэта и принятие непреложного закона судьбы;
  • фатализм и гармония;
  • авторский идеал и семантика покоя;
  • «неодолимая черта» и снятие диалогичности;
  • «оглядка» и отказной жест;
  • укрупнение масштаба: жизнь как космический театр;
  • персонификация Судьбы в финале.

IV. «Признание» Пушкина: между элегией и посланием:

комментарий к посвящению: загадка прототипа (см. справочные издания);

  • исповедальность монолога и диалектика чувств;

· «раздвоение» как открытие сложности и неоднозначности естественного чувства;

· «многоголосие» (выделите голоса и поясните стоящие за ними позиции);

  • психология и логика влюбленного;

· формулы любви как сплав страдания и счастья («болезнь любви», «безумие», «детское умиление», «ревнивая печаль» и т.д., их генезис и семантика);

  • конкретно-психологические детали и предметные ассоциации;

· «женское» как «ангельское»: визуальный, акустический, тактильный коды;

· контрапункт в организации сюжета: новеллистический поворот «лирического переживания», «музыкальные ходы»;

  • словесный жест в финале;
  • ситуация обмана: игровая стихия и правила игры;

· «онтология обмана»: обман как творческое преображение жизни;

  • «онтология обмана»: «энергия духовного соединения»;
  • свободное движение интонации, принцип болтовни;
  • афористичность концовки;
  • полемика с Баратынским.

 

Литература

1. Вольперт, Л.И. Пушкин в роли Пушкина: творческая игра по моделям французской литературы. – М.: Яз. рус. культуры, 1998. – 327 с.

2. Зырянов, О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. – 548 с.

3. Семенова, С.Г. Метафизика русской литературы. – М.: Изд. дом «ПоРог», 2004. (Humanitas). –512 с.

 

Научные статьи

1. Сидяков, Л.С. Изменения в системе лирики Пушкина 1820-1830-х гг.// Пушкин. Исследования и материалы. Т.X. – Л., 1982. – С. 48-69.

2. Березкина, С.В. «Алина, сжальтесь надо мною…» (Из комментариев к «Признанию» А.С.Пушкина) // Временник пушкинской комиссии. Вып. 24. – Л., 1991. – С. 131-140.

3. Семенова, С.Г. Пушкинская философия Эроса (в контексте русской мысли конца XIX-начала XX вв.)// Вопросы философии. – 2000. – № 1. – С. 33-55.

4. Виролайнен, М. «Я» и «не-я» в поэтике А.С. Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 16-17. – СПб., 2003. – С. 94-101.

 

Дополнительно:

1. Трубицына, В. «Немой язык» любви в песенной лирике А.П. Сумарокова// Культура и текст-2005. – СПб.; Самара; Барнаул, 2005. – С. 12-16.

* Приложение

1. Философские мотивы в лирике Пушкина:

а) человек и время: «19 октября 1825», «19 октября 1827», «Была пора: наш праздник молодой» (1836), «Телега жизни» (1823), «Если жизнь тебя обманет» (1825), «Три ключа» (1827), «Воспоминание» (1828), «Чем чаще празднует лицей…» (1831);

б) жизнь и смерть: «Умолкну скоро я» (1821), «Таврида» (1822), «Надеждой сладостной младенчески дыша» (1823), «'Люблю ваш сумрак неизвестный» (1825), «Пущину» (1826);

в) поиск смысла жизни: «Дар напрасный, дар случайный» (1828), «Предчувствие» (1828), «Цветок» (1828), «Элегия» (1830), «Два чувства дивно близки нам» (1830), «Когда б не смутное влеченье» (1833), «Не дай мне бог сойти с ума» (1833);

г) проблема творческой личности: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Прозаик и поэт» (1825), «Пророк» (1826), «Поэт» (1826), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту»(1830), «Эхо» (1831).

2. Любовная элегия Пушкина: «Умолкну скоро я» (1821), «Ночь» (1823), «Простишь ли мне ревнивые мечты» (1823), «Ненастный день потух»(1824), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновенье»(1825), «Все в жертву памяти твоей» (1825), «Под небом голубым» (1826), «Признание» (1826), «Не пой, красавица, при мне» (1828), «Подъезжая под Ижоры» (1829), «Приметы» (1829).

3. Лирические циклы: кавказский («Кавказ», 1829, «Обвал», 1829, «Монастырь на Казбеке», 1829); стихи, сочиненные во время путешествия («Дорожные жалобы», «Калмычке», «На холмах Грузии» - 1829); зимнедорожный цикл («Зимний вечер», 1825, «Зимняя дорога», 1826, «Зимнее утро», 1829, «Бесы», 1830), лицейские годовщины ( «..» ), антологические («Анчар», «Арион», «Аквилон»), прощальный цикл Болдинской осени («Прощание», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальней»), каменноостровский цикл 1836.

 



2015-11-10 863 Обсуждений (0)
ТЕМА II. В.А. Жуковский 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА II. В.А. Жуковский

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (863)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)