Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская драматургия XIX века



2015-11-10 1126 Обсуждений (0)
Русская драматургия XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Художественная структура комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

* Практические задания по систематизации материала

Сформулируйте эстетические принципы Грибоедова, опираясь на его письмо к П. Катенину. Прокомментируйте позиции участников спора и суть полемики.

Законспектируйте несколько литературоведческих источников, выделите проблемы, обозначенные учеными при изучении комедии. Отметьте наиболее оригинальные, на ваш взгляд, работы, проанализируйте их.

 

Вопросы для собеседования

I. Особенности конфликта:

а) сущность, социальная природа и особенности развития. Отражение в комедии декабристских идей и настроений;

б) конфликт, его специфика, двуединая интрига; две драмы Чацкого («Горе от ума» и «Горе от любви»), их соотношение в комедии;

в) конфликт: «архетипическое» и «историческое»;

г) Москва и «московский текст» (утопия социальной гармонии и реальная жизнь).

II. Персонаж: текст и внетекстовая реальность (исторический фон и эс-

тетическая перспектива). Принципы моделирования и природа харак-

тера:

  • литературные, театральные ассоциации (амплуа, роли и т.д.);

· смешение кодов в Чацком и колеблющийся смысл: элегический канон и его снижение (мотив высокого безумия, добровольного изгнанника, беглеца, не понятого миром странника и т.д.; пародийность мотива кареты), игра со схемами классицизма (смена полюсов и точка зрения);

· Молчалин, Софья и др.;

· жизнеподобие (конкретизация: историческая, социальная, пси-

хологическая, разрушение рационалистической схемы, «живое»

как противоречивое и т.д.);

  • авторская оценка;
  • поведенческий код;
  • принцип компромисса;
  • место Репетилова, функции внесценических и внесюжетных

персонажей;

· споры о Чацком в русской критике и литературоведении.

III. Художественная структура комедии:

а) поэтика названия;

б) своеобразие сюжета;

в) роль экспозиции в обрисовке характеров действующих лиц;

г) жизненная достоверность завязки;

д) нарастание драматизма и идейная кульминация;

е) особенность развязки (неожиданность концевых актов);

ж) многозначность финала.

Композиционные принципы:

· музыкальность структуры (симметрия, зеркальность, контра-

пункт, «закольцованность» и др.);

· финал, его ритм, семантика и функции; «удвоение» в структуре финала;

«В финале все звенья, в том числе последнее, оказываются разорваны, вместо сил центростремительных торжествуют силы центробежные. При этом финал по своему звучанию остается финалом, но – как бы в зеркальном отражении, с переменой положительных знаков на отрицательные» (Э. Худошина).

· «разыгрывание» финала в предшествующих действиях;

· классицистическая, геометрически ясная формульность и не-

классическая неопределенность;

  • метафизические обертоны;
  • трансформация единств;
  • авторская позиция (автор и герой, диалектика комического и

трагического).

IV. Жанровый генезис и синтез (французская комедия, буффонада и т.д.).

V. Комедийный смех:

· динамика комедийных сцеплений, их ритм, от комической несообразности к трагедии непонимания;

· диалогизация комедийного конфликта;

· «античный принцип» – динамика равенства всех перед судьбой – и его уравнительная тенденция;

· «диалоги глухих»;

· авторские ремарки и их многозначность (иронические, паузные – «молчание» и т.д.).

VI. Функция стихотворной формы (повторы, рифмы и т.д.).

* Задание. Анализ афиши: поэтика имен и принцип моделирования персонажей.

1. Проанализируйте работу М.Киселева. Покажите многозначность

семантики имен персонажей;

2. Анализ мотивов комедии;

3. Рифмы персонажей и рифмы ситуаций, их содержательность: поэтика зеркальности;

4. Анализ композиции сюжета.

 

Литература

Теория

1. Хализев, В. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. – Л.: изд-во ЛГУ, 1988. – С. 6-27.

 

Анализ комедии

1. Медведева, И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М.: Художествен

ная литература, 1974. – 201 с.

2. Маймин, Е.А. Опыты литературного анализа: кн. для учителя. – М.:

Просвещение, 1972. – 207 с.

3. Маймин, Е. Теория и практика литературоведческого анализа: учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

4. Маркович, В.М. Комедия в стихах Грибоедова «Горе от ума» //Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 59-91.

5. Шавроги, С.М. О сюжете комедии «Горе от ума» // Русская литература. – 1994. – № 1.

6. Билинкис, Я.С. Об одной сцене в «Горе от ума» // Русская литература. – СПб., 1995. – N 3. – С. 249-250.

7. Билинкис, М.Я. Феномен «Горя от ума» // «Век нынешний и век минувший...»: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении: [Сборник статей / Вступ. ст. В.М. Маркович; Коммент. М.Я. Билинкиса]. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 392-404.

8. Александрова, М.А. О последнем акте «Горя от ума» // Драма и театр. – Тверь, 2002. – Вып. 4. – С. 30-39.

 

Критика

1. Белинский, В.Г. Горе от ума // Собр. соч.: в 9 т. – М.: Художественная литература – Т. 2. – 1972. – С. 171 – 254 .

2. Вяземский, П.А. Заметки о комедии «Горе от ума» // Новое литературное обозрение. – 1999. – №38. – С. 237 – 251.

3. Гончаров, И.А. Мильон терзаний // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Гослитиздат. – Т. 8. – 1955. – С. 7 – 41.

4. Гоголь, Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем же ее особенность// Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т.Т. – М., 1953.

5. Пушкин, А.С. Письмо Вяземскому, А. Бестужеву от начала 1825 г.// Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 Т. Т. 10.

6. Гончаров, И.А. «Мильон терзаний» (любое издание).

 

Научная литература

1. Тынянов, Ю.Н. Сюжет «Горя от ума»// Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969.

2. Пиксанов, Н.К. Творческая история «Горе от ума». – М.: Наука, 1971. – 400 с.

3. Медведева, И.Н. «Горе от ума» Грибоедова. – М.: Художественная литература , 1971. – 201 с.

4. Борисов, А. «Горе от ума» Грибоедова и стихотворная комедия его времени. – Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1978. – 104 с.

5. Фомичев, С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

6. Смольников, И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

7. Баженов, А. К тайне «Горя от ума». Грибоедов и его бессмертная комедия. – М.: изд-во МГУ, 2001. – 96 с.

8. Фомичев, С.А. А.С. Грибоедов: Энциклопедия. – СПб.: Нестор-история, 2007. – 394 с.

9. Словарь литературных персонажей: В 2 т. / Сост. и отв. ред. В.П. Мещеряков. – М.: Учеб. центр «Моск. Лицей», 1997. – Т. 1: XVIII-середина XIX вв. – М.: Учеб. центр «Моск. Лицей». – 254 с.; Т.2. – 223 с.

 

Научные статьи

* Задание.

Проследите, как меняется проблематика научных исследований.

Сделайте конспекты нескольких статей при подготовке к занятию.

1. Корман, Б.О. К дискуссии о комедии Грибоедова «Горе от ума» // Известия АН СССР. ОЛЯ. Вып. VI. – Т. 29. – 1970. – С. 522-531.

2. Соловьев, В. Живые и жильцы (Философия и композиция «Горя от ума»)// Вопросы литературы. – 1970. – № 11. – С.155-176.

3. Левин, В. Грибоедов и Чацкий// Известия АН СССР. Серия: ОЛЯ. – 1970. – № 1. – Т. 29. – С. 33-47.

4. Голлер, В. Драма одной комедии // Вопросы литературы. – 1988. – №1. – С. 109–145.

5. Свердлина, С.В. Монологи без адресата в «Горе от ума» Грибоедова // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. – М., 1987. – N 2. – С. 71-73.

6. Хазан, В.И. Проблема художественного пространства в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Вопросы русской литературы. – Львов, 1988. – Вып. 1 (51). – С. 3-11.

7. Качинская, И.Б. О речевой маске Репетилова // Русская речь. – М., 1990. – N 2. – С. 31-36.

8. Огнянова, Е.М. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: (Из опыта комментирования) // Русская словесность. – М., 1993. – N 3. – С. 52-56.

9. Шаврыгин, С.М. О сюжете комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: (А.И. Писарев – А.А. Шаховской – А.С. Грибоедов) // Русская литература. – СПб., 1994. – N 1. – С. 123-142.

10. Моторин, А.В. Эволюция художественного миропонимания в творчестве А.С. Грибоедова // Русская литература. – СПб., 1993. – N 1. – С. 21-36.

11. Шестакова, Л.Л. «Рукой Грибоедова... водил сам русский язык»: наблюдения над языком комедии в соотношении с центральной проблемой-проблемой ума// 1995. – № 1. – С.51-58. (Анализ художественного текста). – № 7-8. – С.98-139.

12. Глассе, А. «Княгиня Марья Алексеевна» // Новое литературное обозрение. – М., 1996. – N 17. – С. 119-140.

13. Лебедева, О.Б. А.С. Грибоедов и Д.И. Фонвизин: К проблеме типологии действия и сюжетосложения русской высокой комедии // Русская литература. – СПб., 1996. – N 1. – С. 129-138.

14. Кичикова, Б.А. Жанровое своеобразие «Горя от ума» Грибоедова: (Поэтические жанры в структуре стихотворной комедии)// Русская литература. – СПб., 1996. – N 1. – С. 138-150.

15. Фуксон, Л.Ю. Еще раз о смысле названия «Горе от ума» // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Филология. – Новосибирск, 2001. – N 4. – С. 8-12.

16. Кунарев, А.А. «Ба! Знакомые все лица!..»: Заметки об антропонимике «Горя от ума». – М., 2002. – N 5. – С. 123-128.

17. Успенский, В.А. Все ли и все ли врут календари? // Новое литературное обозрение. – М., 2002 . – N 56. – С. 232-240.

18. Цимбаева, Е. Художественный образ в историческом контексте: (Анализ биографий персонажей «Горя от ума»)// Вопросы литературы. – М., 2003. – Вып. 4. – С. 98-139.

19. Цимбаева, Е.Н. Художественный образ в историческом контексте: анализ биографий персонажей «Горя от ума» // Воросы литературы. – 2003. – № 7-8. – С.98-139.

20. Кунарев, А.А. «К чинам и высоким званиям питаю отвращение...»: (Фрагменты комментария к комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова) // Русская словесность. – М., 2004. – N 3. – С. 27-39.

21. Стапанов, А.В. Ум как слово-концепт в «Горе от ума» // Русская словесность. – М., 2004. – N 1. – С. 59-63.

22. Алпатова, Т. «Магия слова» в художественном мире «Горя от ума» А.С.Грибоедова // Литература в школе. – М., 2004. – N 8. – С. 2-7. Статья вторая // Литература в школе. – М., 2004. – N 10. – С. 2-7.

23. Калашников, С.Б. О лирическом принципе сюжетосложения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»// Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Гуманит. науки. – Воронеж, 2004. – N 2. – C. 120-124.

24. Радомская, Т.И. Книга в жизни и творчестве А.С. Грибоедова// Библиотековедение. – М., 2006. – N 6. – С. 50-55.

25. Радомская, Т.И. Проблемы книги, ума и знания в творческом миреА.С. Грибоедова// Литература в школе. – М., 2007. – N 10. – С. 11-13.

26. Тодоров, Л.В. Драматургический стих Грибоедова // Литература в школе. – М., 2007. – N 9. – С. 7-11.

27. Влащенко, В.И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина: «Горе от ума» и «Метель» // Литература в школе. – М., 2007. – N 9. – С. 2-7.

28. Влащенко, В.И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина: «Горе от ума» и «Метель»// Литература в школе. – М., 2007. – N 10. – С. 7-11.

29. Шарафадина, К.И. Поэтология цветочного мотива сна Софьи в «Горе от ума» А.С. Грибоедова // Филологические науки. – М., 2008. – N 1. – С. 14-23.

30. Козлова, С.М.; Зимина, М.А. Историческая динамика дискурса безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Сибирский филологический журнал. – Барнаул и др., 2009. – N 3. – С. 33-36.

31. Голлер, Б. «Горе от ума» в меняющемся мире// Вопросы литературы. – М., 2009. – Вып. 4. – С. 220-290.

32. Кунарев, А.А. «...и в карты не садись: продаст»: Из комментариев к «Горю от ума» А.С. Грибоедова // Литература в школе. – М., 2010. – N 12. – С. 20-22.

33. Кунарев, А.А. Кого пригрел Фамусов: Из комментариев к «Горю от ума» А.С. Грибоедова// Литература в школе. – М., 2011. – N 2. – С. 13-15.

 

Дополнительно:

Материалы, опубликованные в журнале «Литература» (изд. Дом «Первое сентября»)

1. Зорин, А. «Горе от ума» и русская комедиогафия 10-20-х годов XIX века (N3/1993)

2. Айзерман, Л. «Горе уму и горе от ума» (N1/1995).

3. Мезенцева, Л. «Летящий чепчик» (N5/1995)

4. Влащенко, Вл. Чацкий и Софья (N12/1995).

5. Рассадин, С. Загадка Чацкого (N20/1996).

6. Пророков, М. «Который же из двух?». О сюжете сна и герое конфликта в комедии Грибоедова (N2/1997).

7. Ищук-Фадеева, Н. Комедия о трагедии личности (N27/1997).

8. Кошелев, В. «Свет глупеющий» и «свет пустой». Грибоедовские формулы в пушкинском «Онегине» (N34/2000).

9. Менделеева, Д. Комедия без героя (N44/2000).

10. Машевский, А. Кому от ума горе? О комедии Грибоедова (N11/2003).

11. Романичева, Е. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (N9/2005).

12. Романичева, Е. В чём смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (N9/2005).

13. Рылова, А. Роль костюма в комедии «Горе от ума» (N12/2005).

14. Горский, М. Мотив глухоты в комедии «Горе от ума» (N12/2005).

 



2015-11-10 1126 Обсуждений (0)
Русская драматургия XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская драматургия XIX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)