Цель и задачи исследования
Исходя из актуальности исследуемой проблемы, выбранных объекта и предмета исследования, определяются его цель и задачи. Следовательно, целеполагание в психолого-педагогическом исследовании – есть выбор наиболее оптимальных, с точки зрения изучаемой проблемы, способов преобразования реальной педагогической действительности из существующего положения в новое, требуемое состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвосхищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть исследовательское целеполагание. Таким образом, цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах исследования. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой. Цель исследования – это конкретный, качественно и количественно охарактеризованный, наиболее вероятный ожидаемый результат, это мысленное предвосхищение результата научного поиска. Целью исследований по педагогике может быть следующее: разработка новых методик, технологий содержания и методов обучения (воспитания); путей и средств совершенствования управления учебно-познавательным процессом, форм и методов работы детских и молодежных организаций и др. Цель любого исследования – решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования. Обычно выдвигают не более трех-четырех основных задач, при этом частные задачи относят к одной из основных. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в школьной практике. Единого стандарта в формулировке задач нет. Однако наиболее часто встречается следующая последовательность постановки задач исследования: 1) выявление сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого объекта; 2) обоснование необходимой системы мер эффективного функционирования и развития объекта, развитие общих способов преобразования объекта, построение его модели; 3)экспериментальная проверка предложенной системы мер эффективного функционирования и развития объекта; 4) разработка конкретных методик педагогического действия, научно-практических рекомендаций. Определяя задачи исследования, студенты нередко допускают следующие ошибки: 1) Формулируются не задачи, а пути достижения поставленной цели. Например, студенты пишут: «Проанализировать литературу и сложившийся опыт формирования ценностных ориентаций школьников», «Изучить состояние проблемы формирования научного мировоззрения учащихся» и т.д., забывая, что изучение, анализ, ознакомление не является самоцелью, это необходимое средство для решения определенной научной задачи, которую и необходимо четко сформулировать. 2) Нет соответствия между целью и задачами. Задачи должны целостно отражать цель исследования, но не быть шире ее, то есть они должны конкретизировать цель и в сумме своей быть адекватными этой цели. 3) Задачи исследования часто перекрывают друг друга. Например, студенты пишут: «Раскрыть основные условия воспитательной эффективности уроков труда». «Определить важнейшие требования к оборудованию и оформлению кабинета с учетом задач трудового воспитания». Очевидно, что одним из условий воспитательной эффективности уроков труда является правильный подбор оборудования и оформления кабинета, мастерских с учетом трудового воспитания. Следовательно, первая задача включает в себя вторую. Студенту следует помнить, что задачи исследования должны быть соизмеримы по своей значимости. Правильно поставленные задачи помогают целенаправленно и последовательно проводить теоретические изыскания и экспериментальную работу. Приведем пример возможной постановки цели и задач исследования, которые реальны, взаимосвязаны и последовательно реализуемы: Цель исследования – разработать систему трудового воспитания в современной школе и выявить условия ее эффективного функционирования. Задачи исследования: определить требования общества на современном этапе его развития к трудовой подготовке школьников и раскрыть возможности учебно-воспитательного процесса школы в осуществлении этих требований; разработать систему трудового воспитания школьников и выявить комплекс условий ее эффективного функционирования; экспериментально проверить и оценить эффективность разработанных путей и средств трудового воспитания школьников; опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса трудового воспитания школьников. Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |