малонагруженные, работающие при умеренных окружных скоростях:
отверстие
7-9
0,8 – 0,2
вал
8-10
0,4 – 0,1
высоконагруженные, работающие при больших окружных скоростях:
отверстие
8-9
0,4 – 0,2
вал
9-10
0,2 – 0,1
Упорные подшипники скольжения:
малонагруженные
7-8
0,8 – 0,4
высоконагруженные, работающие при больших окружных скоростях
8-10
0,4 – 0,1
Сферические поверхности самоустанавливающихся подшипников и т.п.
9-12
0,2 – 0,025
Неподвижные соединения с посадкой скольжения:
отверстие
8-9
0,4 – 0,2
вал
9-11
0,2 – 0,05
Соединения с переходными посадками:
отверстие
7-9
0,8 – 0,2
вал
8-10
0,4 – 0,1
Прессовые и конусные соединения:
отверстие
7-10
0,8 – 0,1
вал
8-11
0,4 – 0,05
Упорные буртики неподвижных цилиндрических соединений (рабочие поверхности
6-8
1,6 – 0,4
Посадки подшипников качения:
отверстие в корпусе при классе точности подшипника:
нормальном
8-9
0,4 – 0,2
повышенным
9-10
0,2 – 0,1
высоком
10-11
0,1 – 0,05
прецизионном
11-12
0,05 – 0,025
вал при классе точности подшипника:
нормальном
8-10
0,4 – 0,1
повышенным
10-11
0,1 – 0,05
высоком
11-12
0,05 – 0,025
прецизионном
12-13
0,025 – 0,012
Продолжение таблицы 68
Типовые детали
Шероховатость поверхности
Класс
Ra
Шлицевые соединения, центрирование:
по наружному диаметру:
отверстие
7-10
0,8 – 0,1
вал
8-10
0,4 – 0,1
по внутреннему диаметру:
отверстие
9-12
0,2 – 0,025
вал
7-9
0,8 – 0,2
по граням шлицов:
охватывающие поверхности
7-10
0,8 – 0,1
охватываемые поверхности
8-11
0,4 – 0,05
Шлицевые соединения с зазором:
рабочие грани
7-10
0,8 – 0,1
отверстие
8-11
0,4 – 0,05
вал
7-8
0,8 – 0,4
Шпоночно-пазовые соединения (рабочие грани):
пазы
5-7
3,2 – 0,8
шпонки
6-8
1,6 – 0,4
Направляющие призматические поверхности:
охватывающие
8-10
0,4 – 0,1
охватываемые
9-12
0,2 – 0,025
Резьбы наружные:
рядовые
5-6
3,2 – 1,6
повышенной точности
6-7
1,6 – 0,8
точные
8-9
0,4 – 0,2
Резьбы внутренние:
рядовые
4-5
6,4 – 3,2
повышенной точности
5-6
3,2 – 1,6
точные
7-8
0,8 – 0,4
Винты ходовые (рабочие поверхности):
гайка
8-10
0,4 – 0,1
винт
10-12
0,1 – 0,025
Прямозубые колеса (рабочие поверхности зубьев):
неответственного назначения
6-7
1,6 – 0,8
работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях
7-8
0,8 – 0,4
работающие при средних нагрузках и окружных скоростях
9-10
0,2 – 0,1
тяжелонагруженные, подверженные ударной нагрузке и работающие при высоких окружных скоростях
10-12
0,1 – 0,025
Косозубые и шевронные колеса (рабочие поверхности зубьев):
работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях
6-8
1,6 – 0,4
тяжелонагруженные и работающие при высоких окружных скоростях
8-10
0,4 – 0,1
Конические колеса (рабочие поверхности зубьев):
работающие при умеренных нагрузках и окружных скоростях
7-8
0,8 – 0,4
тяжелонагруженные и работающие при высоких окружных скоростях
8-10
0,4 – 0,1
Продолжение таблицы 68
Типовые детали
Шероховатость поверхности
Класс
Ra
Червячные колеса (рабочие поверхности зубьев):
работающие при умеренных нагрузках
7-8
0,8 – 0,4
тяжелонагруженные
8-10
0,4 – 0,1
Червяки (рабочие поверхности витков):
работающие при умеренных нагрузках
8-9
0,4 – 0,2
тяжелонагруженные
10-11
0,1 – 0,05
Фрикционы, тормоза (рабочие поверхности):
цилиндрические
9-12
0,2 – 0,025
плоские
8-10
0,4 – 0,1
Уплотнения цилиндрические контактные (рабочие поверхности валов):
с мягкими элементами манжеты
10-11
0,1 – 0,05
с металлическими элементами
11-12
0,05 – 0,025
Уплотнения торцевые (рабочие поверхности дисков):
с мягкими элементами
9-10
0,2 – 0,1
с металлическими элементами
10-12
0,1 – 0,025
Уплотняющие поверхности ниппелей, штуцеров и т.п.
7-9
0,8 – 0,2
Шкивы (рабочие поверхности):
под плоские ремни
9-12
0,2 – 0,025
клиноременных передач
8-10
0,4 – 0,1
Стыки герметичные, собираемые на прокладках:
мягких
6-8
1,6 – 0,4
твердых
8-9
0,4 – 0,2
из мягких металлов
9-10
0,2 – 0,1
Стыки герметичные (металл по металлу)
10-12
0,1 – 0,025
Привалочные плоскости:
рядовые
5-7
3,2 – 0,8
точные
8-10
0,4 – 0,1
Свободные поверхности деталей (торцы и ненесущие цилиндрические поверхности валов, фаски, неработающие поверхности зубчатых колес, шкивов, маховиков, рычагов и т.п.)