Тема 4. Антропологическая сущность общественного прогресса. Поиск образа современного человека
Объективность реального мира и субъективность модели человеческого представления о мире. Человек как принцип познания мира. Менталитет, мировоззрение - определители жизни личности. Персонализация человеческого бытия. Проблема инерционности. Образ человека как исторического и философского явления. Особенности представления человека в зеркале антропософии, теософии, оккультизма. Кризисное состояние современного человеческого бытия. Поиски образа нового человека: - развитие идеи «образа сверхчеловека»; - развитие идеи «образа античеловека» и сатанизм; - развитие идеи образа «информационного человека» и виртуальный мир высоких технологий. Кризис внутреннего мира человека. Новые интерпретации в понимании феномена человека, возможных вариантов его развития. Проблема биологической, социальной, интеллектуальной, психологической адаптации человека в современном мире. Господствующие архетипы человеческой ментальности сегодня и их влияние на общество. Прогресс и возможности прогнозирования развития общества и человека. Современная антропологическая философия о современном человеке и его потенциальных возможностях совершенствования. Технобиологические и биосоциальные модели развития человека. Футурология о возможных прогнозах развития цивилизации в XXI столетии. Человек и развитие новых информационных технологий. Основные итоги некоторых поисков образа современного человека в контексте потенциальных возможностей развития информационного общества.
Тема 5. Техника и человек. Проблема выживания в искусственном мире Вопросы семинара: 1. Техника, технологии, высокие технологии: роль и место в процессе развития человека и общества. 2. Философия техники как основа гармоничной жизни человека в мире технологических процессов. 3. Человек – техника – искусственный интеллект. 4. Развитие высоких технологий и этика.
Тема 6. Детерминизм и свобода воли. Проблема свободы и ответственности человека Вопросы семинара: 1. Понятие свободы в философской антропологии. 2. Детерминизм и свобода воли человека. Понятие позитивной и негативной свободы. 3. Свобода и ответственность – основа совершенствования человека. 4. Взаимодействие свободы и культуры. 5. Современное общество и проблема свободы человека.
Темы эссе: 1. «В род богов никому не позволено попасть, если он не занимается философией». (Платон). 2. «Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая». (Августин Блаженный). 3. «Свобода важнее равенства». (К.Поппер). 4. «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем». (Ж.-П.Сартр). 5. «Все же, возможно, что человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил». (М.Хайдеггер). 6. «Постмодернистское общество уже не способно выступать как тотальность… Постмодерн – это мир одиноких». (А.Тарасов).
Вопросы для зачета 1. Представьте краткую характеристику основных этапов формирования философской антропологии как науки. 2. Представьте сравнительно-сопоставительный анализ основных направлений современной философской антропологии: феноменологии и герменевтики. 3. Представьте процесс формирования человека через характеристику его биологической, социальной и духовной сущности. 4. Какова роль самосознания человека в развитии его жизни? 5. Какова роль общественных институтов в жизни человека? 6. Представьте суть взаимодействия процесса формирования целеполагания в жизни и собственно жизнь человека. 7. Какова роль духовной культуры в формировании и развитии человека? 8. Чем обусловлен, с точки зрения современных философов, процесс деградации культуры в постиндустриальном обществе? 9. Представьте механизм, определяющий взаимодействие людей в сфере религии. 10. Почему человечество так много внимания уделяет проблеме смерти? Как на ваш взгляд можно достичь гармонии в понимании жизни и смерти? 11. Какова роль психологического знания в формировании жизненного мира личности? 12. Представьте сравнительно-сопосавительный анализ отражения образа человека в зеркале антропософии, теософии, оккультизма. 13. Представьте анализ футурологических концепций развития человека и общества в информационном пространстве. 14. Как взаимодействуют на ваш взгляд в контексте человеческой деятельности высокотехнологическое производство и этика? 15. Что такое свобода? Когда по вашему мнению человек достигает свободы? 16. Как взаимодействуют на ваш взгляд в контексте человеческой деятельности свобода и культура?
Литература
21. Философия от античности до современности: Электронная библиотека. –М.: Direct Media.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |