Семья как субъект педагогического взаимодействия
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья реализовывает определенные функции: - репродуктивную – рождение детей; - хозяйственно-экономическую (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение); - воспитательную (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей); - коммуникативную (организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами); - рекреативную (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива). Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения. Реализация воспитательной функции семьи обусловлены национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает. Существуют общие факторы, обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Это непрерывное, устойчивое влияние на ребенка с момента рождения; построение отношений в семье на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности; передача опыта от поколения к поколению, чему способствует общение и взаимодействие в семье между людьми разного возраста. Родители имеют возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его интересы и потребности. Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – составная часть относительно социально контролируемой социализации человека. В процессе семейного воспитания передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения. Семейное воспитание – это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Таким образом, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Каковы же задачи семейного воспитания? Они состоят в том, чтобы: - создать максимальные условия для роста и развития ребенка; - передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; - научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; - воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Наиболее общими принципами семейного воспитания являются: - гуманность и милосердие к растущему человеку; - вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; - открытость и доверительность отношений в семье; - оптимальность взаимоотношений в семье; последовательность стар-ших в своих требованиях; оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы. Кроме этих принципов, существует ряд частных правил, не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др. Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие. В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье с его культом человеческой жизни и смерти, с множеством таинств и обрядов. Семьи классифицируют по различным признакам: - по структуре (количеству членов, их возрастному составу): различают семьи из трех поколений – родители, дети, внуки; из двух поколений – родители и дети; однодетные семьи; многодетные (имеющие трех и более детей); неполные, в которых нет одного из родителей; бездетные и др.; - условиям жизни и развития в семье (благополучные и неблагополучные); - стилю семейного воспитания (авторитарный, демократический, либеральный). Имеются и другие подходы к классификации семей. Так, И. Клемантович предлагает выделять семьи по воспитательным возможностям: - ۟благоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых сложились гармоничные отношения между родителями и детьми, основанные на высоких нравственных нормах; родители имеют высокий культурный уровень); - менее благоприятные для развития ребенка (семьи, в которых ему уделяется или чрезмерное внимание, или его недостаточно); - неблагоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители ведут аморальный образ жизни, имеют низкий культурный уровень); - нейтральные (дети предоставлены самим себе). В современной практике семейного воспитания выделяют три стиля отношений: авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, излишней требовательностью. Угрозы, принуждение – вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха и незащищенности, протест или агрессивность, апатию или пассивность. Проявляется это в грубости, лжи, лицемерии. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, ему сопутствует успех, он не боится родителей, рассказывает о сокровенном, прислушивается к советам, имеет чувство собственного достоинства. Либеральный стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безнаказанность. В результате дети растут недисциплинированными, безответственными. Это социально опасный способ отношений с детьми. Наиболее часто в семейном воспитании используются следующие методы и приемы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, поручение, похвала, сочувствие, и т.д. Их применение осуществляется сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуаций. Выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания. Безнадзорность, бесконтрольность. Этот тип, чаще всего, характерен для родителей, излишне занятых своими делами и не уделяющих должного внимания детям. Как правило, в таких семьях дети предоставлены сами себе, часто попадают под влияние негативных факторов социальной среды («уличных компаний» и др.). Гиперопека. При данном типе жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он постоянно сталкивается с многочисленными запретами. В результате этого ребенок постепенно становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя. Часто у детей, особенно у подростков, это выливается в бунт против родительского насилия, они могут принципиально нарушать запреты. Другой разновидностью гиперопеки является воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется. Воспитание по типу Золушки.Такой тип семейного воспитания характеризуется безразличием родителей к своим детям, холодностью, эмоциональной отверженностью. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя со стороны может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, когда кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей. «Жесткое воспитание». За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский отмечал, что страх – самый обильный источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. С малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. В таких случаях возможны невротические срывы, трудно складываются отношения с окружающими. Синдром опасного обращения с детьми. Это один из самых недопустимых типов семейного воспитания, связанный с физическими наказаниями детей, когда на детей воздействуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребенка. Чаще всего физическим наказаниям подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться. Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – вот залоги эффективного семейного воспитания (рис. 27).
Рис. 27. Процесс формирования личности Вопросы для самопроверки: 1. Что такое воспитательный процесс? 2. Какие особенности имеет воспитательный процесс? 3. Что означает непрерывность воспитательного процесса? 4. В чем выражается комплексность воспитательного процесса? 5. Что такое принципы воспитания? Назовите принципы воспитания и охарактеризуйте их сущность. 6. Методы воспитания и их классификация. 7. Назовите основные виды воспитания. 8. Какие средства и формы воспитания используются в воспитательной практике?
Тест к главе 1
1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук: а) В.И. Вернадского; б) Б.М. Кедрова; в) М.В. Ломоносова; г) Ф. Бэкона.
2. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена: а) Эпикуром; б) Демокритом; в) Аристотелем; г) Б. Спинозой.
3. Термин «психология» в научный оборот ввел: а) Р. Декарт; б) Г. Лейбниц; в) Х. Вольф; г) Аристотель.
4. Психология как наука о сознании возникла: а) в XV в.; б) XVI в.; в) XVII в.; г) XVIII в.
5. Психилогия как наука о поведении возникла: а) в XVII в.; б) XVIII в.; в) XIX в.; г) XX в.
6. Краткое стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, – это: а) наблюдение; б) эксперимент; в) тестирование; г) самонаблюдение. 7. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта: а) У. Джемсом; б) Г. Эббингаузом; в) В. Вундтом; г) Х. Вольфом.
8. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу: а) в 1850 г.; б) 1868 г.; в) 1879 г.; г) 1885 г.
9. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию от-крыл: а) И.М. Сеченов; б) Г.И. Челпанов; в) В.М. Бехтерев; г) И.П. Павлов.
10. Автором трактата «О душе» является: а) Платон; б) Демокрит; в) Аристотель; г) Эпикур.
11. Психология как самостоятельная наука оформилась: а) в 40-х гг. XIX в.; б) 80-х гг. XIX в.; в) 90-х гг. XIX в.; г) начале XX в.
12. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина: а) интроверсия; б) интроекция; в) интроспекция; г) интроскопия.
13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющие анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием: а) пилотажным; б) лонгитюдным; в) сравнительным; г) комплексным. Тест к главе 2
1. С переходом организма из гомогенной среды в материально оформленную среду дискретных предметов связанно возникновение: а) раздражимости; б) чувствительности; в) чувственности; г) чувств.
2. Совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса, – это: а) рефлекторная дуга; б) рефлекторное кольцо; в) безусловный рефлекс; г) условный рефлекс. 3. Выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб и продолжается до тех пор, пока одна из них не приведёт к успеху согласно принципу: а) активности; б) диадического взаимодействия; в) проб и ошибок; г) рефлекторной дуги.
4. Теория эволюции в широком смысле: а) принимается в настоящее время подавляющим большинством учёных; б) представляет собой не просто гипотезу, а установленный факт; в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности; г) все ответы верны.
5. Рефлексы: а) всегда врожденные; б) встречаются только у низших животных; в) имеют мало отношения к выживанию; г) все ответы неверны.
6. Инстинктивное поведение преобладает главным образом: а) у насекомых; б) рыб; в) рептилий; г) млекопитающих.
7. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения: а) воля; б) эмоции; в) рефлекс; г) сознание. 8. Психологическая характеристика сознания есть: а) активность; б) интенциональность; в) рефлексивность; г) мотивированность; д) все ответы верны.
9. Приобретённные формы поведения обеспечивают животному адаптацию: а) идеально соответствующую условиям среды; б) к вполне определённому типу среды; в) к различным средам; г) все ответы неверны.
10. Нормальным уровнем функционирования сознания является: а) состояние измененного сознания; б) состояние повышенной психической активности; в) уровень средне-психической активности; г) все ответы верны.
11. Значение как форма существования общественно-исторического опыта опредмечено: а) в социальных ценностях; б) личностных смыслах; в) межличностных отношениях; г) все ответы неверны.
Тест к главе 3
1. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, – это: а) апперцепция; б) перцептивная система; в) перцептивные действия; г) осязание.
2. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает: а) ведущий анализатор; б) предмет отражения; в) форма существования материи; г) активность субъекта. 3. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит: а) ведущий анализатор; б) предмет отражения; в) форма существования материи; г) целенаправленность характера деятельности субъекта.
4. Иллюзии восприятия не обусловлены: а) особенностями строения глаза; б) спецификой процессов кодирования и декодирования информации; в) эффектом иррадиации; г) темпераментом воспринимающего.
5. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются: а) иллюзиями восприятия; б) галлюцинациями; в) фантазиями; г) грёзами.
6. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности называется: а) инсайтом; б) перцепцией; в) апперцепцией; г) сенсибельностью.
7. Константность восприятия – это свойство: а) врождённое; б) приобретённое; в) генетически обусловленное; г) частное.
8. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как: а) целостность; б) предметность; в) константность; г) структурность.
9. Отражением отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет: а) ощущение; б) восприятие; в) память; г) воображение. 10. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются: а) афферентными; б) эфферентными; в) эффективными; г) аффективными.
11. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называ-ется: а) абсолютным нижним порогом; б) порогом различения; в) временным порогом ощущений; г) диапазоном чувствительности к интенсивности.
12. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются: а) экстерорецепторами; б) интерорецепторами; в) проприорецепторами; г) внутренними.
13. К экстерорецептивным относятся ощущения: а) зрительные; б) органические; в) вибрационные; г) температурные.
14. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, – это: а) апперцепция; б) иллюзия; в) наблюдательность; г) осязание.
Тест к главе 4
1. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как: а) объём; б) концентрация; в) распределение; г) переключение. 2. Комплексной характеристикой внимания является показатель: а) его скорости; б) точности; в) успешности; г) объёма.
3. Интенсивность и концентрация внимания являются такой характеристикой внимания, как: а) уровень; б) объём; в) скорость переключения; г) длительность.
4. Характеристикой интенсивности внимания является: а) её объём; б) степень; в) направленность; г) концентрация.
5. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает: а) рефлексия; б) восприятие; в) внимание; г) память.
6. Внимание – это направленность сознания на определённый предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо. Эта направленность: а) избирательная; б) рассеянная; в) распределённая; г) неосознаваемая. 7. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием: а) непроизвольным; б) произвольным; в) послепроизвольным; г) зрительным.
8. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является: а) отсутствие цели деятельности; б) постановка цели деятельности; в) новизна раздражителя; г) эмоциональная значимость объекта.
9. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как: а) концентрация; б) переключение; в) распределение; г) объём.
10. Непосредственно под воздействием раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определённых участках коры головного мозга, возникает внимание: а) непроизвольное; б) произвольное; в) послепроизвольное; г) внутренненаправленное.
11. Условием возникновения непроизвольного внимания не является: а) новизна раздражителя; б) неожиданность раздражителя; в) интерес человека; г) усталость человека.
12. Произвольное внимание не обусловлено: а) осознанием долга и обязанности; б) наличием интересов, мотивов, побуждений; в) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность; г) контрастностью внешних воздействий.
13. Скорость переключения внимания зависит: а) от стимульного материала; б) характера деятельности субъекта с ним; в) уровня мотивации личности; г) гендерных особенностей субъекта.
Тест к главе 5
1. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является: а) ведущий анализатор; б) предмет отражения; в) активность субъекта; г) вид деятельности.
2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью: а) механической; б) логической; в) эмоциональной; г) аудиальной.
3. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память: а) наглядно-образная; б) феноменальная; в) эмоциональная; г) словесно-логическая.
4. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется: а) долговременной; б) эмоциональной; в) произвольной; г) механической.
5. Объём, хранящейся информации в кратковременной памяти: а) 7 ± 2; б) неограничен; в) предел неизвестен; г) в среднем 10.
6. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители: а) психоанализа; б) гештальтпсихологии; в) бихевиоризма; г) ассоцианизма. 7. Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как: а) быстрота; б) прочность; в) точность; г) интенсивность.
8. Опосредованная и непосредственная память различаются: а) по ведущему анализатору; б) использованию вспомогательных средств в процессе запоминания; в) степени активности субъекта; г) видам деятельности.
9. Высшим видом памяти считается память: а) двигательная; б) образная; в) эмоциональная; г) вербальная.
10. В течение четверти секунды функционирует память: а) сенсорная; б) кратковременная; в) долговременная; г) оперативная.
11. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью: а) оперативной; б) иконической; в) кратковременной; г) эхонической.
12. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если: а) он включается в условия достижения цели; б) входит в содержание основной цели деятельности; в) включается в способы достижения цели; г) предъявляется в свободном порядке.
13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является: а) ведущий анализатор; б) предмет отражения; в) активность субъекта; г) вид деятельности. 14. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят: а) от важности запоминаемого материала; б) характера материала; в) предшествующего опыта; г) объема кратковременной памяти.
Тест к главе 6
1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется: а) восприятием; б) мышлением; в) воображение; г) вниманием.
2. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает: а) заражение; б) идентификация; в) интроекция; г) проекция.
3. Сходство представлений с восприятием характеризуется: а) яркостью; б) фрагментарностью; в) неустойчивостью; г) модальностью.
4. Между представлениями разных людей всегда есть различие: а) только по яркости; б) только по полноте образа; в) только по отчетливости; г) по яркости, полноте и отчетливости.
5. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления: а) зрительные; б) слуховые; в) вкусовые; г) тактильно-кинестетические. 6. Основанием классификации воображения на зрительные и слуховые является: а) ведущий анализатор; б) предмет отражения; в) форма существования материи; г) активность субъекта.
7. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется: а) ощущением; б) восприятием; в) представлением; г) следовым процессом.
8. Пассивное и активное воображение различают: а) по предмету отражения; б) форме существования материи; в) направленности отражения; г) степени психической активности.
9. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется: а) агглютинацией; б) типизацией; в) схематизацией; г) все ответы неверны
10. Воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, – это: а) мечта; б) греза; в) творческое воображение; г) все ответы неверны. Тест к главе 7
1. Сущность процесса мышления состоит в установлении связей и от-ношений между такими предметами и явлениями, как: а) беспричинные; б) корреляционные; в) причинно-следственные; г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления. 2. Теоретическое и эмпирическое мышление различают: а) по типу решаемых задач; б) характеру обобщений; в) активности субъекта; г) ведущему анализатору.
3. Практическое мышление направлено: а) на разрешение конкретных задач; б) нахождение общих закономерностей; в) выявление законов; г) установление причинно-следственных связей.
4. Предположение, проект решения задач проявляется как: а) интеллект; б) инсайт; в) эвристика; г) гипотеза.
5. Мгновенное осознание решения некоторых проблем – это: а) мышление; б) интеллект; в) инсайт; г) эвристика.
6. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это: а) мышление; б) инсайт; в) интеллект; г) одаренность.
7. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как: а) анализ; б) синтез; в) обобщение; г) классификация. 8. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется: а) понятием; б) суждением; в) умозаключением; г) рассуждением. 9. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как: а) быстрота; б) гибкость; в) самостоятельность; г) широта.
10. Основные формы мышления рассматривает: а) философия; б) формальная логика; в) педагогика; г) психология.
11. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) понятием; г) суждением.
12. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является: а) ведущий анализатор; б) предмет отражения; в) форма существования материи; г) активность субъекта.
13. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления: а) наглядно-действенного; б) наглядно-образного; в) словесно-логического; г) индуктивного.
14. Теоретическое и практическое мышление различают: а) по типу решаемых задач; б) характеру обобщений; в) активности субъекта; г) ведущему анализатору.
15. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется: а) сравнением; б) анализом; в) синтезом; г) абстрагированием. Тест к главе 8
1. Речь – это: а) психическое явление; б) процесс общения посредством языка; в) обмен информацией между людьми; г) процесс отражения мыслей и чувств.
2. Человеческий язык характеризуется: а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции; б) возможностью передать информацию о прошлых и будущих событиях; в) ограниченной лингвистической компетентностью; г) все ответы верны.
3. Согласно теории научения, речь развивается в результате: а) интериоризации усвоенного языка; б) последовательности приближений; в) подражания родительской модели; г) все ответы верны.
4. В соответствии с релятивистскими теориями любой язык «относителен» и зависит: а) от нашего восприятия мира; б) той или иной культуры; в) опыта, приобретенного путем обусловливания; г) все ответы верны.
5. Внутренняя речь: а) эклектична; б) предикативна; в) эмоционально насыщенна; г) все ответы верны.
6. Звуковая единица речи – это: а) звук; б) слог; в) фонетическое слово; г) все ответы верны.
7. Вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления: а) монологическая речь; б) внутренняя речь; в) письменная речь; г) диалогическая речь. 8. Свойство речи, характеризующееся объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивающееся подготовленностью говорящего, – это: а) выразительность; б) понятность; в) содержательность; г) конкретность.
9. Эгоцентрическая речь – это: а) вид беззвучной речевой деятельности, являющийся основным инструментом мышления; б) вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники; в) громкая речь ребенка, адресованная самому себе; г) произвольная, развернутая и организованная речь.
10. Письменную и устную речь различают: а) по средствам общения; б) способам общения; в) выполняемой функции; г) условиям общения.
Тест к главе 9
1. Из следующих понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» наименее широким по содержанию является понятие: а) индивида; б) личности; в) субъекта деятельности; г) индивидуальности.
2. Из следующих понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» наиболее широким по содержанию является понятие: а) индивида; б) личности; в) субъекта деятельности; г) индивидуальности. 3. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» по объёму содержания находятся в отношении: а) включения; б) соподчинения; в) рода-вида; г) рядоположенности. 4. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий: а) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность; б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность; в) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность; г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность.
5. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это: а) индивид; б) личность; в) субъект деятельности; г) индивидуальность.
6. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие: а) индивида; б) личности; в) субъекта деятельности; г) индивидуальности.
7. Человек как индивид – это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки: а) генетические; б) метаболические; в) нейродинамические; г) социальные.
8. Человек как личность – это человек, раскрывающийся в обусловленности: а) его общением с другими людьми; б) структурой его ценностных ориентаций; в) интернализированными им этническими и культурными стереотипами; г) все ответы верны.
9. Человека как индивида характеризует: а) индивидуальный стиль деятельности; б) креативность; в) мотивационная направленность; г) средний рост.
10. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это: а) индивид; б) личность; в) субъект деятельности; г) индивидуальность. 11. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это: а) воспитанность; б) авторитет; в) задатки; г) равнодушие.
12. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, – это: а) инстинкты; б) механическая память; в) ценностные ориентации; г) музыкальный слух.
13. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это: а) темперамент; б) характер; в) способности; г) направленность.
14. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляются человеку привлекательными и воз-можными, характеризует: а) уровень притязаний; б) локус контроля; в) самооценка; г) самоотношение. Тест к главе 10
1. Какая группа особенностей описана следующей структурой свойств «Индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности?»: а) общие умственные способности; б) художественные способности; в) педагогические способности; г) математические способности.
2. Практическая реализация утверждения «способности не существуют до деятельности» привела: а) к отсутствию научно обобщенной классификации способностей; б) всеобщей специализации способностей; в) окончательному отрыву способностей от общих родовых человеческих качеств; г)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |