Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Целевой и содержательный компоненты процесса обучения



2015-11-10 1685 Обсуждений (0)
Целевой и содержательный компоненты процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определе­нием его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися.

Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхи­щение его конечных результатов, то есть того, к чему должны стремиться пе­дагог и учащиеся.

В этом смысле целевые установки обучения делают для учащихся понят­ными смысл и способы организации учебно-познавательной деятельности и оказывают существенное влияние на ее активизацию.

Практическое определение целей обучения - процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Нужно, однако, помнить, что как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого учебного занятия в отдельности решаются три основные группы взаимосвязанных це­лей. К первой из них относятся цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками), ко второй - цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей) и к третьей - цели воспитательные (фор­мирование научного мировоззрения, нравственности и эстетической культу­ры). Отсюда вытекает, что, проектируя проведение учебных занятий, педаго­гу нужно детально определять как образовательные, так и развивающе - воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти целевые установки. Так, на одних занятиях будет проводиться общее озна­комление с новой темой, на других -‘Преобладать усвоение теоретической стороны изучаемого материала, на третьих - главным будет выработка прак­тических умений и навыков, на четвертых - проверка знаний и т.д. Все это необходимо доводить до сознания учащихся, чтобы они хорошо понимали целевую направленность своей учебно-познавательной деятельности.

Хотя содержание обучения раскрывается в учебных программах и учеб­никах, тем не менее при подготовке к занятиям учителю необходимо тща­тельно продумывать вопрос о том, каким конкретно должно быть это содер­жание, что необходимо усвоить учащимся. Что же должно здесь привлекать внимание?

Прежде всего следует конкретизировать объем теоретических положений в изучаемом материале, выделить те из них, которые являются ведущими. Вместе с тем в процессе изложения необходимо подчеркнуть те вопросы, которые связывают новый материал с ранее изученным и подготавливают учащихся к осмыслению последующих знаний.

Не менее важным является также определение тех умений и навыков, ко­торые необходимо выработать у учащихся в связи с изучаемым материалом.

Наконец, необходимо акцентировать внимание на тех мировоззренческих и морально-эстетических идеях, которые заключены в учебном материале и имеют важное воспитательное значение.

При определении содержания учебных занятий нужно также решить во­прос о том, как наиболее целесообразно излагать программный материал, разбивая его на отдельные темы или используя методику объяснения его укрупненными блоками, когда на одних занятиях изучаются сразу две-три и более родственные темы, а закрепление их проводится на последующих уро­ках.

Естественно, что, определив предварительно содержание учебных заня­тий, учителю необходимо довести до сознания учащихся тему нового мате­риала, ее главные вопросы, которые им нужно усвоить, и обратить внимание на те практические умения и навыки, которые им предстоит выработать.

Это будет давать им ориентировку в работе, концентрировать их учебно­познавательную деятельность на овладении важнейшими положениями изу­чаемого материала.

 

27.Потребностис,* - т-тивэционньш компонент обучений.

Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся про­исходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности.

Учащийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству, когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овла­дению изучаемым материалом. В этом отношении весьма глубокий смысл | имеют слова выдающегося французского физика В.Иаскаля: ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел который надо зажечь.

Как же нужно формировать у учащихся потребность в учении и интерес к овладению знаниями?

На этот процесс оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М. А.Данилов утверждал, что переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся.

Но как же приводить в действие эту движущую силу? Как формировать у учащихся потребность в учении? Весьма действенным фактором в этом от­ношении является личность учителя, его эрудиция (от лат. erudition - уче­ность, образованность) и мастерство преподавания. Когда учитель в совер­шенстве и глубоко владеет наукой в процессе обучения он оперирует инте­ресными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозо­ром, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает пси­хологический механизм подражания, и учащиеся переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что и стимулирует их к более активному учению.

Формированию потребности в учении способствует доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним. Если же между учителем и учащимися складываются негативные от­ношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятель­ности учащихся. В подобных случаях немедленно вступает в силу закон тор­можения психики человека, в том числе и его познавательной деятельности.

Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые учителем методические приемы обучения: демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фак­тов, создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникающими познавательными задачами и не­достаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление изобретательностью и могуществом человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.

Существенное влияние на формирование потребности в овладении зна­ниями оказывает общая закономерность воспитания, согласно которой ак­тивная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успе­хов в учении. Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащих­ся крепнет уверенность в своих силах и они учатся с еще большей охотой.

 



2015-11-10 1685 Обсуждений (0)
Целевой и содержательный компоненты процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Целевой и содержательный компоненты процесса обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1685)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)