Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешние и внутренние факторы развития личности, понятие о персонификации воспитания



2015-11-10 10071 Обсуждений (0)
Внешние и внутренние факторы развития личности, понятие о персонификации воспитания 4.75 из 5.00 8 оценок




Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали делить на две группы внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействии (среды и воспитания), относятся к внутренним факторам. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Чтобы, скажем, студент хорошо учился различные советы, поучения и замечания преподавателей оказываются действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние императивы (побудители) его активности в овладении знаниями и личностном формировании в целом. Из этого вытекает - что этот процесс по существу приобретает характер саморазвития.

В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее, то есть психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификация воспитания (от лат.persona - личность, facere -делать). Под персонификацией воспитания понимается:

Сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления). Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления.

На развитие личности влияют следующие факторы:

1 Социальные условия (окружающая среда)

2. Биологическая природа человека (наследственность), её влияние проявляется в следующем:

а)человек имеет природную способность к развитию;

б)у людей есть природная предрасположенность к той или иной деятельности (таланты, задатки);

в)человек имеет огромные биологические возможности к развитию, но использует их только на 8-12%;

г)биологические особенности человека также сказываются на развитии личности (тормозят, ускоряют) - физические недостатки, речевые дефекты, рост, цвет волос);

3. Воспитание - с его помощью реализуется соц. программа развития человека.

 

10.Философское определение воспитания, структура и особенности ус­воения общественного опыта.

Понятие воспитание употребляется в самых различных значениях. Воспи­тание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально орга­низованный педагогический процесс.

К.Д.Ушинский писал, что в отличие от средовых и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организо­ванный педагогический процесс.

Но в чем же состоит сущность воспитания.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельно­сти, то она обычно ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организо- ванное пе­дагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирова­ния у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово воздействие как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся с понуждением опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

Однако как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педаго­га.

Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американ­ский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал:

Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем из­менений.

Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем "присвоения человеческой действительности".

В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, при­званное способствовать присвоению растущей личностью человеческой дей­ствительности.

Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю со­вокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны "распредметить" его, то есть, по сущест­ву, в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем дея­тельность (трудовую, познавательную, социальную, художественно­эстетическую и т.д.) и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы соб­ственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений чело­век овладевает общественным опытом и его различными структурными ком­понентами.

Основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растуще­го человека в деятельность по "распредмечиванию" различных сторон обще­ственного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом вы­рабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность.

На этом основании воспитание в философии определяется как воспроиз­водство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуазьную форму существования.

 

11.Понятие о воспитании в широком и узком смысле слова, общие науч­ные закономерности и принципы воспитания.

Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогиче­ского процесса имеет уяснение тех специфических способов, с помощью ко­торых личность овладевает различными компонентами общественного опыта.

Специфика воспитательного процесса, который, с одной стороны, вклю­чает в себя обучение, а с другой - формирование разнообразных социальных и духовных отношений, повлекла за собой разграничение в педагогике поня­тий воспитания в широком и узком смысле. Так, когда оно обозначает весь процесс всестороннего развития личности, включая обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообраз­ных духовных отношений, оно понимается в широком значении. В узком же смысле воспитание обозначает специфический процесс формирования соци­альных и духовных отношений.

Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон - обучения и воспитания в узком смысле — в известной мере носит условный характер. В реальной педагогической деятельности, они всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга.

Нельзя осуществлять действенное воспитание без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.

Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повто­ряющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация ко­торых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и форми­ровании личности.

Общие закономерности воспитания:

1 .Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в дея­тельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное разви­тие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности.

2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обуславливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельно­сти. Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта, то есть действующего лица.

Большой движущей силой активности и развития человека является инте­рес. Интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая ста­дию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлека­тельный характер.

Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются мотивы деятельности и поведения. Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит поставленная и определенным образом обоснованная цель.

3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.Психологической ос­новой этой закономерности является то, что характер отношении педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на её деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным ува­жением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызы­вать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

Можно сказать, что воспитание - это эффект благожелательного сотруд­ничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.

4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспек­тивы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой за­кономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех резуль­татов, которых он хочет достичь в своём развитии. Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании.

5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положитель­ные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности яв­ляется то, что открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Всякая дея­тельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии.

6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные осо­бенности учащихся.

1.Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

8.В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованно-, сти педагогических уситй учителей, семьи и общественных организаций.

Когда в науке достаточно обстоятельно разработаны теоретические законо- мерности, они становятся принципами практической деятельности. Речь идет о том, что установленные в науке закономерности должны обусловить харак­тер соответствующей практической деятельности, выступать как принципи­альные требования к ее организации.

 

12.Наиболее известные в мире системы воспитания. |

Система воспитания - это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приёмов их поэтапной реализации в рамках определённой соц. структуры (семьи, школы, вуза, государства).

1 Спартанская система воспитания - 6-4 вв до н.э.

Цель -подготовка воина, члена военной общины.

Воспитание проходило в 3 этапа:

1 этап (7-15 лет) — в военном лагере дети приобретали навыки письма и чтения, главное физическое закаливание, приучали к немногое л овию.

2 этап (15-20 лет) - к минимальному обучению грамотой добавляют обучение пению и музыкой, ужесточают способы воспитания.

3 этап (20-30 лет) - в военной общине воины учились владеть всеми видами оружия и постепенно приобретают статус полноправных членов общины.

2 . Афинская система воспитания.

Образец воспитания в Др. Греции

Цель - всестороннее гармоничное развитие личности.

До 7 лет дома.

1 этап (7-16 лет) - мальчики получают литературное, музыкальное и военно- спортивное образование в школах.

2 этап (16-18 лет) - совершенствовали образование в гимназиях.

3 этап (18-20 лет) - обучались эфебии (высшая школа военного мастерства).

3. Религиозная система воспитания - 6-15 вв в Еврбпе.

Цель - привести человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозных нравственных норм.

4. Сословная система воспитания представлена в виде:

а) рыцарское воспитание;

б) система воспитания джэнтельмена по Д. Локку.

До 7 лет дома.

1 этап (7-14 лет) - мальчик при дворе феодала служил пажом при его супруге, жил на женской стороне замка.

2 этап (14-21 год) переходил на мужскую половину замка и становился оруженосцем при рыцарях феодалах. Необходимо было освоить: «начало любви, войны и религии».

3 этап - в 21 год посвящение в рыцари. Испытание на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах и пирах.

Рыцарь должен был овладеть 7 рыцарскимидобрадетелями:

1) Ездить на коне

2) Владеть копьём

3) Фехтовать

4) Плавать

5) Играть в шашки

6) Охотиться

7) Слагать и петь песни в честь дамы сердца под музыку аккомпонемента. В сословиях воспитывали джэнтельменов - человек отличается

утончённостью в обращении с людьми и обладающий качествами дельца и

предпринимателя.

Воспитание включало в себя:

1 )физическое воспитание, выработку характера, развитие воли;

2) нравственное воспитание, обучение хорошим манерам;

3) трудовое воспитание;

4 )развитие любознательности и интереса к учению.

5 Гистема воспитания человека в коллективе и через коллектив (коммунистическая система воспитания).

А.С .Макаренко. 1930-1980 СССР.

Главная задача - воспитание человека коллективиста, для которого общественные интересы всегда должны быть выше личных.

 

13.Включение учащихся в деятельность и её активизация как важней­шие закономерности воспитания, деятельностно-отношенческая кон­цепция воспитания.

Для педагогики весьма важным является то, что мера личностного разви­тия человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в это деятельности, а также от характера её направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности.

Задача педагога: постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отно­шение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней высту­пают как определяющие факторы воспитания и личностного развития уча­щихся.

Приведенные суждения достаточно четко раскрывают сущность воспита­ния и дают возможность подойти к его определению как научного понятия.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению обществ венным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке воспитания получил название деятельно­стно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции со­стоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельно­сти и формирования положительного отношения к ней воспитание невоз­можно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего про­цесса.

Поскольку целью воспитания является всестороннее и гармоничное раз­витие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относят­ся:

- учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процес-, се которой решаются задачи умственного и технического развития;

- гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

- общественно-полезный, производительный труд, формирующий стрем­ление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других

сторон развития личности;

- морально-познавательная и нравственно практическая деятельность (за­щита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и

т. д.);

- художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетиче­скому развитию;

- физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, обеспечи-вающая физическое развитие.

 

14.Постановка целей и реализация перспектив успешного личностного роста учащихся, опора на их положительные качества как общие зако­номерности воспитания и их психолого-педагогические основы.

В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перепек- \ тивы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой за­кономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех резуль­татов, которые он хочет достичь в своём развитии.

Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и та­ким образом направляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реа­лизуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от дос­тигнутых успехов.

Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного

совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании.

В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положитель­ные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности яв­ляется то, что открывая перед учащимися перспективы их роста и всесторон­него развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испыты­вают они в процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии. Это) напряжение усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать но- iвыми способами деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные

стереотипы поведения. Не всем это дается легко.

Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоя- jнии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, в опре- 1 деленной мере обладают отрицательным внушающим воздействием. П.П.Блонский считал, что в этих случаях гораздо эффективнее ДРУГОЙ под- I ход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки, а совме­стно с учеником бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нуж­ны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей.

Принцип воспитания через положительное требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Дети, которым очень часто напоминали об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

 

15.Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся как важ­нейшая закономерность воспитания, возрастная периодизация школь­ников.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависи­мости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и со­циального) существенно отличаются друг от друга Вот почему разви­тие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индиви­дуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологи.

Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания от­дельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот матери­ал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индиви­дуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зави­сит их внимание на уроке и общая работоспособность.

Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразив­шиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нерв­ной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические на­грузки, определять место посадки учеников в классе (напри­мер, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, под­верженных простудным заболеваниям — дальше от окон и т.д.), а также ска­зываться на участии в различных спортивно-массовых и оздорови-тельных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особен­ностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: бо­лее сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсив­нее развивались их интеллектуальные способности: слабей­шим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их па­мять, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно­эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличает­ся повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарища­ми. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной дея­тельности, распределении общественных поручений и преодолении отри­цательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудитель­ных факторов поведения и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учите­лям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их вос­питание и развитие.

Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, ко­торые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание осо­бенностей развития каждого школьника создает условия для успешного уче­та этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

 



2015-11-10 10071 Обсуждений (0)
Внешние и внутренние факторы развития личности, понятие о персонификации воспитания 4.75 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Внешние и внутренние факторы развития личности, понятие о персонификации воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10071)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)