Основные ограничения анкетирования и интервьюирования
Интервью в отличие от анкетного опроса обладает своими особенностями: · целенаправленностью процесса общения интервьюера с респондентом согласно программе социологического исследования; · обеспечением интервьюером психологического контакта с респондентом и в случае необходимости коррекции процесса опроса; · близостью интервью по форме к обыденному разговору (интервью способствует непринужденности и, вместе с тем, снимает психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы). В зависимости от степени свободы интервьюера и респондента выделяют три вида интервью: 1. стандартизированное (формализованное, несвободное) интервью; 2. нестандартизированное (неформализованное, свободное) интервью; 3. полустандартизированное (полусвободное) интервью.
1.Стандартизированное интервью (от англ. interview – встреча, беседа) – это вид интервью, которое проводится по строго регламентированному и детально разработанному вопроснику и инструкции, предназначенной для интервьюера. Его применение позволяет собрать информацию о моделях поведения, скрытой мотивации, обусловливающих разное отношение к качеству информации личностей. Существует два вида стандартизированного интервью: · стандартизированное интервью с закрытыми вопросами; · стандартизированное интервью с открытыми вопросами. Интервью с открытыми вопросами является самым распространенным видом интервью. С его помощью можно исследовать качество информации различных социальных групп и особенности влияния их жизнедеятельности на социальные процессы. 2.Нестандартизированное интервью - это вид интервью, которое характеризуется минимальной стандартизацией поведения интервьюера и опрашиваемого. В плане интервью перечисляются лишь основные направления беседы с респондентом. Формулировка и последовательность вопросов складывается в процессе интервью. Такой вид интервью наиболее часто используется при опросах экспертов, где субъективные экспертные показатели измеряются высококвалифицированными специалистами в предметной области путём экспертных оценок. Применение такого интервью позволяет определять значения качественных описаний показателей качества на основе решения, принимаемого группой специалистов – экспертов при решении проблем с неполной или противоречивой информацией, где много исходных данных и их связей, не поддающихся алгоритмизации. 3.Полустандартизированное интервью - это вид интервью, которое проводится интервьюером по общему плану интервью и по заранее заданному набору вопросов, которые он должен задать респонденту. Однако, интервьюер может в зависимости от хода беседы изменить форму вопросов и их последовательность, а респондент свободен в форме ответов. Применение полустандартизированного интервью позволяет исследователям узнать о важнейших проблемах личности в современном социуме в аспекте её влияния на властные и финансовые структуры государства.
В зависимости от способа доставки анкет к респонденту выделяют четыре основных вида анкетного опроса: 1. раздаточный анкетный опрос; 2. почтовый анкетный опрос; 3. прессовый анкетный опрос; 4. телефонный анкетный опрос. 1.Раздаточный анкетный опрос – это вид анкетного опроса, который проводится по месту нахождения отвечающего посредством непосредственного общения с ним. Такой вид анкетного опроса в профессиональной среде ещё называют ≪фэйс-ту-фэйс≫ опрос (“fase-to-fase”). При таком виде анкетного опроса анкетёр отдаёт анкету из рук в руки. По численности респондентов различают два вида раздаточного анкетного опроса: индивидуальный раздаточный анкетный опрос и групповой раздаточный анкетный опрос. a) Индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид раздаточного анкетного опроса, который проводится по месту нахождения единственного отвечающего посредством непосредственного общения с ним с помощью анкеты. Он может применяться для исследования влияния отдельных граждан на продукцию фирмы, всевозможные события общества. В зависимости от места проведения выделяют три вида индивидуального раздаточного анкетного опроса: квартирный опрос, производственный анкетный опрос и уличный анкетный опрос. • Квартирный индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид индивидуального раздаточного анкетного опроса, который проводится по месту жительства опрашиваемого (респондента). • Производственный индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид индивидуального раздаточного анкетного опроса, который проводится по месту работы опрашиваемого. Такой вид опроса позволяет собирать информацию относительно изучения влияния производственных факторов. • Уличный индивидуальный раздаточный анкетный опрос – это вид индивидуального раздаточного анкетного опроса, когда поиск отвечающего и опрос проходит на улице. Такой вид анкетного опроса позволяет собирать информацию о восприятии населением животрепещущих проблем российского общества: ЖКХ, собственность на землю, охрана окружающей среды и рациональное, в интересах людей, использование природных богатств и т.д. b) Групповой раздаточный анкетный опрос (групповое анкетирование) – это единовременное индивидуальное анкетирование респондентов, собранных в одном помещении. Его преимущества заключаются в следующем: большая экономичность ресурсов: временные, человеческие, финансовые ресурсы, оперативность. Ограничения связаны со сложностью организации опроса, т.к. требует тщательной организации (времени, помещения, подготовки респондентов и др.), психологическими особенностями группового раздаточного анкетного опроса (эффект группового давления и проч.). В групповом раздаточном анкетном опросе величина группы не должна превышать 20 человек, так как группа должна быть обозрима и доступна для индивидуальных консультаций.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3783)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |