Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ



2015-11-10 831 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОНЯТИЙ

Автономия группы— способность социальной группы оставаться относитель­но независимой от влияний, оказываемых па нее извне со стороны отдельных людей, других социальных групп или общества в целом.

Авторитаризм1.Социально-политическая система, основанная на под­чинении личности государству или его лидерам. 2. Социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе долж­ны существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное под­чинение людей авторитетам и властям.

Авторитарность— черта личности, характеризующая властного человека, который не терпит возражений, стремится подчинить себе людей, единолич­но управлять их действиями и поступками.

Авторитет— 1. Признание, уважение человека со стороны других людей, его способность оказывать влияние на их мнения и поведение, а также быть для этих людей образцом для подражания и источником идей, ценностей, норм мо­рали, форм поведения. 2. Человек, занимающий лидирующее, главенствующее положение в какой-либо группировке, например в сообществе преступников.

Агрессивность1.Поведение человека в отношении других людей, кото­рое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. 2. Чер­та характера человека, проявляющаяся в его враждебности по отношению к лю­дям, животным, определенным предметам или явлениям.

Агрессия— термин, означающий совокупность действий, физическое или вербальное поведение, цель которого состоит в нанесении ущерба, вреда кому-либо или чему-либо. В общем случае агрессия может быть мотивирована следу­ющими побуждениями: страхом перед фрустрацией, желанием напугать кого-либо, стремлением добиться принятия своих идей («протолкнуть», «пробить» их) или же удовлетворения своих потребностей и интересов.

Адаптация социальная1. Вобщем случае — приспособление психоло­гии (например, эмоционального настроя, состояния и т. п.) и поведения чело­века к социальным условиям или к ситуации, в которой он находится. 2. В со­циологии — приспособление человека к особенностям страны, ее культуры, политики, идеологии, сложившейся ситуации.

Альтруизм1.Форма социального поведения и черта характера, прояв­ляющаяся в стремлении человека делать добро, оказывать людям помощь, обеспечивать поддержку, причем бескорыстно, иногда даже в ущерб себе. Аль-


труизм в этом его понимании — одна из главных социальных потребностей человека. 2. Постановка благополучия и интересов других людей выше своих интересов и собственного благополучия. Как мотив социального поведения альтруизм является альтернативой агрессивности. Человек, воспитанный аль­труистически и ведущий себя так, почти никогда не бывает агрессивным.

Антиконформность (антиконформизм)— тенденция оказывать сопротив­ление внешнему давлению, побуждающему человека вести себя конформно. Проявляется, например, в негативной реакции человека на любое оказывае­мое на него психологическое давление, независимо от его природы. Антикон­формность следует отличать от сознательного или независимого поведения, исходящего из твердых убеждений человека.

Ассертивность— 1. Вобщем понимании — уверенность человека в себе, его настойчивость и напористость в достижении поставленных це'лей. 2. В специ­альном значении — способность человека активно отстаивать свои права, при­нимая во внимание и права других людей.

Ассимиляция культурная— освоение людьми, принадлежащими к разным культурам, новой для них культуры, характерной для сообщества (страны, организации, общины, социальной группы и т. п.), членами которой они ста­ли на длительный срок. При этом их внутренняя культура и внешнее поведе­ние меняются настолько, что люди фактически становятся представителями новой для них, «ассимилированной» культуры. Так, например, в наши дни за рубежом многих выходцев из России независимо от их истинной националь­ности называют «русскими».

Атмосфера психологическая— общая характеристика благоприятности или неблагоприятное™ окружения (обстановки), в которой находится чело­век, включая его взаимоотношения с людьми, их психологию и поведение.

Атракция— 1. Характеристика некоторого объекта — человека, предмета, события и т. п., выражающаяся в его способности порождать положительные эмоции, привлекать и притягивать к себе людей. 2. Стремление, влечение че­ловека к некоторому приятному для него объекту, например к другому чело­веку, группе людей, предмету или событию. 3. Симпатия, вызываемая неко­торым объектом и побуждающая людей стремиться к нему.

Атрибутивная теория (атрибуции теория)— социально-психологическая теория, относящаяся к области социальной перцепции. Акт атрибуции, кото­рый состоит в приписывании другим людям определенных психологических свойств: черт характера, эмоций, мотивов, целей и т. п., — связывается в этой теории с понятием гештальта, согласно которому информация, приобретен­ная в прошлом опыте наблюдающего, играет важную роль в том, как он будет воспринимать происходящее в настоящем.

Атрибуция— акт приписывания какого-либо непосредственно не воспри­нимаемого свойства некоторому предмету, человеку или явлению.

Атрибуция каузальная— в общем случае — теория и практика приписы­вания одним явлениям способности выступать в качестве причины других явлений. Это также поиск, выявление и описание соответствующих причин или причинно-следственное объяснение явлений.


Аут-группа— группа людей, к которым человек лично себя не причисляет, которых считает для себя чужими, в отличие от тех, кто, напротив, близок ему по духу и входит в состав его ин-группы. Иногда аут-группу также называют «группа-они» в отличие от «группы-мы».

Аффилиация1.Положительные эмоции (симпатии) в человеческих от­ношениях. 2. Одна из важных социальных потребностей человека, проявляю­щаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, находиться сре­ди них, устанавливать, сохранять и эмоционально улучшать положительные взаимоотношения с ними.

Барьер психологический— внутреннее препятствие психологического ха­рактера, мешающее человеку в достижении поставленных целей. В общении людей между собой под психологическим барьером понимается то, что меша­ет этим людям нормально и свободно общаться друг с другом. Психологичес­ким барьером может быть, например, боязнь, неуверенность человека в себе, ожидание неудачи и т. п.

Безопасность психологическая— состояние человека, например клиента во время проведения психологической консультации, или характеристика со­ответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя комфортно, не боится говорить то, что думает, и делать то, что ему хочется делать.

Беспомощность— поведение, при котором человек не полностью исполь­зует имеющиеся в его распоряжении возможности для решения возникших жизненных проблем и практически бездействует в тех случаях, когда надо было бы активнее вести себя для достижения поставленной цели.

Беспомощность приобретенная— термин М. Селигмана, характеризую­щий разновидность беспомощного поведения, которое представляет собой психологическое состояние, приобретенное человеком в результате неблаго­приятного прошлого жизненного опыта.

Большая социальная группа— большое по количеству (от нескольких до многих тысяч людей) социальное объединение, образованное на основании какого-либо социально-демографического признака: пола, возраста, нацио­нальности, профессиональной принадлежности, социального или экономи­ческого положения и т. п.

Брейнсторминг(brainstorming — англ.; «мозговая атака») — метод органи­зации совместной групповой, творческой работы людей, рассчитанный на по­вышение их умственной активности и решение сложных задач.

Бумеранга эффект— социально-психологическое явление, которое про­является в том, что лицо или организация, выступающие в качестве источника информационного воздействия, пытаясь оказать это воздействие на определен­ную группу людей, побудить их принять свою точку зрения, в действительнос­ти получают результат, прямо противоположный ожидаемому: люди, на ко­торых они пытаются оказать воздействие, не только не принимает эту точку зрения, но еще более укрепляются в прямо противоположном мнении. Эф­фект бумеранга чаще всего возникает тогда, когда люди, на которых оказыва­ют воздействие, резко отрицательно, с явно выраженной неприязнью отно­сятся к источнику информации, предназначенному для изменения их мнения.


Взаимоотношения личные— отношения между людьми, которые склады­ваются между ними как личностями. Примерами личных взаимоотношений могут служить взаимные симпатии, антипатии, уважение, неуважение и т. п.

Взаимоотношения неофициальные (неформальные)— взаимоотношения, которые не носят официального характера, не регулируются правовыми акта­ми. Неофициальными иногда также называют взаимоотношения, складываю­щиеся между людьми помимо их должностных, деловых отношений, в которых они вынуждены (обязаны) находиться друг с другом (в этом плане неофици­альные взаимоотношения не являются обязательными).

Взаимоотношения официальные (формальные)— взаимоотношения, ко­торые установлены и поддерживаются между людьми официально, в соответ­ствии с какими-либо нормативными актами. Такими актами мосут быть законы, уставы, положения, приказы, инструкции и т. п. В официальные взаимоотно­шения люди чаще всего вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу, и это объединяет официальные взаимоотношения с де­ловыми. Однако не все официальные отношения являются деловыми, равно как не все деловые отношения выступают как официальные.

Взаимоотношения первичные— основные, долгосрочные, устойчивые взаи­моотношения людей, основанные на глубоких эмоциональных связях, существу­ющих между людьми, на их чувстве личной привязанности или преданности друг к другу. Эти взаимоотношения не ограничены строгими правилами взаимодей­ствия, и люди, вовлеченные в них, как правило, давно и хорошо знают друг друга.

Включенного наблюдения метод— метод научного исследования процессов, происходящих в малых и больших социальных группах. При использовании дан­ного метода психолог на время проведения исследования становится участни­ком деятельности той группы, которую он изучает, того процесса, за ходом кото­рого он наблюдает. Другие участники ipynnbi или процесса в этом случае или не знают о том, что он ведет за ними наблюдение, или же сами соглашаются на это.

Власти мотив— устойчивый мотив социального поведения, проявляющий­ся в стремлении человека получить или сохранить власть над людьми, держать их под своим контролем, управлять их поведением, оказывать на них влияние.

Власть социальная (могущество социальное)— социально-психологичес­кий термин, означающий степень контроля со стороны человека или опреде­ленной социальной группы происходящих в обществе событий. Когда говорят о социальной власти, имеют в виду не официальную власть, которую имеет со­ответствующий человек или социальная группа, а способность человека или данной социальной группы влиять на происходящие события через нефор­мальные человеческие взаимоотношения. Максимальной социальной властью обладает тот человек или социальная группа, которые в состоянии оказывать существенное влияние на людей и на происходящие события, оставаясь в то же самое время не облаченными официальной властью, независимыми от со­ответствующих людей и событий.

Влияние социальное— общее понятие, обозначающее процесс, посредством которого человек или группа людей воздействует на мнения, социальные уста­новки, поведение и ценности других людей или иных социальных групп.


Восприятие человека человеком— разновидность социального восприятия (социальной перцепции), связанная с формированием образа воспринимаемого человека. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком физических предметов и явлений, имеет свои особенности и законы.

Восприятия межличностного теория(С. Аша) — социально-психологи­ческая теория, в которой утверждается, что в случае, когда человек исполь­зует разрозненные фрагменты для образования целостной, согласованной картины или образа другого человека, каждая отдельная выявленная черта личности воспринимаемого человека оказывает определенное влияние на способ интерпретации воспринимающим других черт личности восприни­маемого им человека. Общее впечатление о нем как о личности в конечном счете становится не таким, какого можно было ожидать на основе анализа ранее известных черт его личности. Предполагается также, что некоторые из черт личности могут оказывать более сильное влияние на общее впечат­ление о человеке, чем другие.

Восприятия теория трансактная (трансакционная)— теория межличнос­тного восприятия, основанная на представлении: то, что воспринимается че­ловеком, и то, как это воспринимается, зависит от опыта, знаний, собранных данным человеком в процессе его взаимодействия с социальным окружением (с другими людьми и происходящими вокруг событиями).

Вымещение— социально-психологический термин, обозначающий направ­ленность агрессии человека против людей, которые этим человеком воспри­нимаются как источник его фрустрации. Вымещение может быть направлено против следующих объектов: (а) тех людей, в отношении которых в данном обществе сложились неблагоприятные, стереотипные мнения; (б) тех людей, кто сам не в состоянии оказать сопротивление агрессору; (в) тех людей, в отно­шении которых агрессивные действия официально санкционированы; (г) тех, кто эти действия санкционировал или защищает агрессора.

Генерализованный другой— термин, введенный в научный оборот соци­ологом Д. Мидом для обозначения мнения человека о типичном представителе определенной социальной группы. Представления, входящие в состав «генера­лизованного другого», формируются в результате опыта социальных взаимо­действий данного человека с рядом представителей соответствующей соци­альной группы. В состав генерализованного другого входят представления, например, о социальных установках, ценностях, ожиданиях, касающихся пред­ставителей соответствующей социальной группы.

Группа социальная— совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них социальных или психологичес­ких признаков.

Группа вертикальная— социальная группа, составленная из людей, зани­мающих в обществе разное положение с точки зрения их власти, влияния, материального положения и т. п.

Группа вторичная— группа, состоящая из людей, которые имеют мало об­щего друг с другом, разделяют лишь некоторые общие ценности и отдельные общие формы поведения. Во всем остальном члены соответствующей группы


могут существенно отличаться друг от друга. Такие группы менее значимы для формирования человека как личности, чем первичные группы.

Группа гетерогенная— социальная группа, состоящая из людей, существен­но отличающихся друг от друга но психологии и поведению.

Группа гомогенная— социальная группа, состоящая из похожих друг на друга по психологии и поведению людей.

Группа горизонтальная— группа, составленная из людей, которые пред­ставляют один и тот же социальный класс или имеют одинаковое положение (одинаковый статус) в обществе.

Группа дискуссионная— группа, задача которой заключается в обсужде­нии и принятии решения но какому-либо вопросу.

Группа индифферентная— социальная группа, являющаяся психологи­чески нейтральной, безразличной для человека, к которой он не проявляет особого интереса и которая на него не оказывает существенного влияния.

Группа интерактивная— малая социальная группа, в которой ее участни­ки могут свободно, без каких бы то ни было ограничений общаться, взаимо­действовать друг с другом.

Группа коактивная— малая социальная группа, в которой два или более человека работают над решением общей задачи, но при этом они непосред­ственно не общаются, не взаимодействуют друг с другом или же их межлич­ностное общение во время решения задачи ограничено.

Группа малая— небольшое количество людей (как правило, от 2-3 до 20-30 человек), выделяемых по следующим, общим для них признакам: единое дело (цель, деятельность), личное знание друг друга, непосредственное обще­ние и взаимодействие в деятельности, наличие установленных личных и де­ловых взаимоотношений, общие особенности психологии и поведения, чув­ство «мы» (чувство принадлежности к одной группе).

Группа маргинальная— общность, состоящая из людей, которые по своей психологии и поведению находятся как бы между двух или нескольких раз­личных культур, однако полностью не принадлежат ни к одной из них.

Группа нормативная— общность, используемая для установления стан­дартов (норм), относительно которых, в свою очередь, оцениваются психоло­гия и поведение представителей других групп.

Группа первичная— общность, состоящая из людей, имеющих общую систему ценностей, цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты. Такая группа является наиболее устойчивой и способна оказы­вать более сильное, чем другие социальные группы, воздействие на психо­логию, поведение и развитие человека. Первичной группой является, на­пример, семья.

Группа референтная— группа, являющаяся для человека образцовой, где он находит нормы и правила поведения, членам которой он подражает и ценно­сти которой разделяет. Термин «референтная группа* используется не только тогда, когда речь идет об общности, членом которой человек реально является, но и о группе, к которой человек не принадлежит, но тем не менее считает ее образцовой для себя.


Групповая динамика— 1. Область исследований в социальной психоло­гии, где изучаются процессы возникновения, функционирования и развития разных социальных групп. 2. Социально-психологические процессы, проис­ходящие в малых группах при их формировании и развитии.

Групповая структура— внутреннее строение социальной группы. При изу­чении групповой структуры обычно обращают внимание на распределение ролей, каналы коммуникаций, межличностные отношения, лидерство, разде­ление группы на подгруппы и ряд других явлений.

Группы малой экология— характеристика того, каким образом члены груп­пы, имея возможность свободно перемещаться и размещаться в пространстве, реально располагаются относительно друг друга. К примеру, установлено, что близость личных взаимоотношений непосредственно влияет на то, на каком расстоянии друг от друга, близком или более отдаленном, они на самом деле располагаются в пространстве.

Давление социальное— групповое (коллективное) психологическое давле­ние, оказываемое многими людьми на одного человека, особенно тогда, когда эти люди представляют одну и ту же, большую или малую социальную группу.

Дегуманизация— отношение одних людей к другим, при котором они не счи­тают других людей личностями или полноценными людьми. Дегуманизация яв­ляется частью идеологии национализма и фашизма, порождает и оправдывает агрессивные действия в отношении тех, кого считают неполноценными людьми.

Дезадаптация социальная— нарушение нормальных отношений челове­ка с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей об­щения и взаимодействия с ними. Социальная дезадаптация включает в себя, в частности, ухудшение личных и деловых взаимоотношений человека, невоз­можность выполнения им своей работы на высоком уровне (с учетом предъяв­ляемых требований), нарушение социально-ролевого или полоролевого вза­имодействия с людьми.

Действие социальное— действие человека, рассчитанное на то, чтобы ока­зать влияние на других людей, социальные группы или процессы, происходя­щие в обществе.

Деперсонализация1.Обезличивание, то есть неправомерное, представ­ляющее собой произвол, лишение человека права считаться личностью. 2. Утра­та самим человеком таких психологических особенностей, которые характеризу­ют его как личность. 3. Временное психологическое состояние, встречающееся в случаях, когда человек оказывается участником какой-либо эмоционально возбужденной массы людей, например толпы, и, подчиняясь ее влияниям, дей­ствует заодно со всеми другими членами толпы.

Депривация психосоциальная— недостаток контактов человека с людь­ми, особенно в детском возрасте. Термин «психосоциальная депривация» обычно используется для характеристики неблагоприятной домашней об­становки, в которой ребенок не получает достаточного внимания со сторо­ны родителей, испытывает дефицит общения с ними и другими людьми. Психосоциальная депривация является одной из причин отставания детей в умственном развитии.


Деструктивность — характеристика поведения и черта личности, которая проявляется в стремлении человека к разрушению того, что создано в обществе другими людьми. Понятие деструктивности ввел в научный оборот Э. Фромм, и он же первым исследовал это явление.

Деятельность сверхнормативная (активность сверхнормативная)— дея­тельность человека или группы людей, выходящая за пределы средней стати­стической нормы, характерной для деятельности большинства других людей и групп в соответствующем обществе. Сверхнормативная деятельность по­рождается высоким уровнем развития человека как личности и его ответ­ственности перед людьми, а в жизни социальной группы — внутренней орга­низованностью и высоким уровнем развития ее как коллектива.

Деятельность совместная— вид групповой деятельности^ которой уча­ствуют все члены группы, распределяя между собой обязанности и коорди­нируя свои действия друг с другом.

Джона Генри эффект— тенденция повышения производительности и каче­ства группового труда людей за счет того, что их ставят в особое, привилегиро­ванное положение и на них обращается повышенное внимание. Эффект Джона Генри фактически был положен в основу новой системы научной организации труда, получившей название «доктрина человеческих отношений».

Дискриминация— неодинаковое (предвзятое, субъективное) отношение человека к людям или социальным группам, зависимое от таких факторов, как национальность, социальная принадлежность, пол, культура и т. п.

Диспозиция— предрасположенность, готовность человека к определен­ным действиям.

Дистанция психологическая— 1. Выражение, обозначающее так называе­мое «психологическое расстояние» между людьми. В данном случае — это субъективная мера психологической отчужденности людей друг от друга, выражающаяся в их нежелании идти на сближение друг с другом, устанавли­вать близкие взаимоотношения, быть открытыми, откровенными и доверять друг другу. 2. Своеобразное психологическое «расстояние» между людьми, на котором они предпочитают держаться и общаться друг с другом. Наибольшая психологическая дистанция обычно существует между людьми, которые за­нимают разное положение в обществе, относятся к разным социальным груп­пам, придерживаются различных религиозных убеждений, культур, морали, систем ценностей. 3. Мера психологического недоверия одного человека к дру­гому, степень его желания ограничить общение с другим человеком. 4. Уро­вень взаимного непонимания людьми друг друга.

Диффузия ответственности— субъективное разделение ответственности, ко­торую за тот или иной поступок должен нести один человек, между несколькими людьми. Явление диффузии ответственности возникает тогда, когда соответству­ющий поступок или действие, в том числе противоправное, совершены многи­ми людьми, и трудно точно установить, кто персонально должен нести за него ответственность. Это явление обычно наблюдается в группе или толпе людей.

Единомыслие групповое— вид коллективного мышления, характерного для людей, объединенных в сплоченную, высокоразвитую группу. При групповом


единомыслии все или почти все члены группы думают одинаково, критика в группе практически отсутствует, и на членов группы, которые высказывают мнение, отличное от мнения большинства, оказывается сильное групповое давление (к ним могут быть применены так называемые групповые санкции). Групповое единомыслие обычно проявляется в те моменты жизни группы, когда ее члены особенно озабочены поиском и сохранением внутреннего един­ства группы.

Единство ценностно-ориентационное— социально-психологическая ха­рактеристика групповой сплоченности, предложенная в стратомстрической концепции коллектива А. В. Петровского вместо сплоченности, определяе­мой по взаимным социометрическим выборам (индексу социометрической сплоченности).

Зависимость полевая (независимость полевая)— зависимость (незави­симость) психики и поведения человека от окружающей среды, от сложив­шейся обстановки, ситуации, от тех сил и воздействий, которые влияют на него со стороны. Соответственно, зависимость полевая означает сильное воз­действие обстановки на человека, а независимость — слабое воздействие, то есть способность человека вести себя самостоятельно, руководствуясь соб­ственными соображениями.

Зависимость психологическая1.Отношения между людьми, при кото­рых одни из них нуждаются в поддержке или находятся под влиянием дру­гих. 2. Черта личности человека, который часто оказывается под влиянием окружающих людей.

Заражение— бессознательная передача эмоций и других психологических состояний от человека к человеку.

Значимый другой— термин Г. Салливана, обозначающий в его работах че­ловека, который является важным (ценным) для данного человека, способен оказывать на него существенное психологическое влияние.

Идентификация групповая— отождествление человеком себя с членами какой-либо определенной социальной группы.

Идентичность социальная — часть Я-концегщии человека, включающая в себя его представления о себе как о члене определенной социальной группы.

Избегания ритуалы— термин Е. Гоффмана, используемый для обозначе­ния разнообразных социальных «механизмов», которые люди применяют для того, чтобы сохранять социальную дистанцию между собой и другими людь­ми, а также для того, чтобы обеспечить формальный уровень социального вза­имодействия и одновременно с этим сохранить свою индивидуальность (не­зависимость). Ритуалы избегания вместе с ритуалами презентации образуют то, что сам Гоффман называет «почтительным» поведением.

ние человека о том, как у людей взаимосвязаны особенности их внешности, поведение и психология. Имплицитная теория личности включает в себя сле­дующие представления человека: какие свойства личности человека чаще все­го сочетаются друг с другом в психологии личности, какие поступки они чаще всего вызывают, как все это соотносится с внешностью человека. Действие им-


плицитной теории личности проявляется в особенностях восприятия и оценки людьми друг друга, а также в прогнозировании их поступков.

Ингибиция социальная— социально-психологическое явление, в котором выражается отрицательное, подавляющее или тормозящее воздействие окру­жающих людей на психологические процессы, состояния и поведение данно­го человека. Социальная ингибиция проявляется, например, в том, что чело­век в присутствии людей, которые наблюдают за ним или взаимодействуют с ним, не полностью реализует свои возможности, не проявляет те способно­сти, которые у него имеются.

Ингратиация(ingratiation — англ.) — 1. Попытка, предпринимаемая по ка­ким-либо, не вполне ясным мотивам, сделать другого человека психологичес­ки похожим на себя. 2. Использование таких психологических приемов (стра­тегий), в том числе лести или обмана, с помощью которых одни люди пытаются добиться расположения других людей.

Ин-группа(ingroup — англ.) — 1. Группа людей, к которой человек себя причисляет. Она иногда называется «своей группой» или «группой-мы». Про­тивопоставляется аут-группе. 2. Избранная группа людей, членов которой ха­рактеризует сильно выраженное чувство идентификации с группой собствен­ной избранности (элитарности) и стремление вести себя так, чтобы исключить вхождение в состав данной группы других людей.

Инкультурация— процесс, посредством которого человек внутренне и внеш­не адаптируется к условиям новой для него культуры. Термин «инкультура­ция» был предложен социологом М. Мид.

Интеграция групповая— процесс объединения людей в социальную груп­пу, сопровождающийся повышением внутреннего единства и сплочением со­ответствующей группы.

Интеллект групповой— обобщенное, метафорическое название вида ин­теллекта, который практически измеряется с помощью любого психологичес­кого теста интеллекта, предназначенного для оценивания среднего уровня интеллектуального развития отдельных людей, но предлагаемого не одному человеку, а группе людей.

Интеллект коммуникативный— совокупность умственных способностей человека, проявляющихся в решении задач, которые возникают в процессе общения человека с людьми.

Интеллект социальный1.Умственная способность, позволяющая челове­ку правильно воспринимать и оценивать людей, социальные события, прогнози­ровать ход этих событий, а также поступки людей. Термин «социальный интел­лект» в этом его определении предложен Дж. Гилфордом. 2. Результат развития общего интеллекта человека под влиянием социальных факторов. В этом его зна­чении термин «социальный интеллект» был использован Г. Айзенком.

Интеракция— взаимодействие или влияние, оказываемое людьми друг на друга. В процессе интеракции действия одного человека являются одновре­менно и стимулами, и реакциями на действия другого человека.

Интервью— метод социально-психологического исследования, основан­ный на проведении личной беседы с человеком. В ходе такой беседы человеку


задается ряд вопросов, которые или заранее продуманы психологом, или воз­никают у него в процессе проведения интервью.

Интернализация— буквально — присвоение, усвоение, превращение чего-либо внешнего по отношению к человеку в его внутреннее, психологическое свойство. Термин «интернализация» чаще всего используется в социологии, но иногда его применяют и в психологии. Основные значения интернализа-ции в этих науках следующие. 1. Принятие человеком убеждений, ценностей, социальных установок, норм, способов поведения некоторой социальной груп­пы как своих собственных. Интернализация в этом ее понимании отличается от социализации тем, что при социализации психология и поведение челове­ка уподобляются психологии и поведению социальной группы, но без внут­реннего изменения психологии самого человека, а при интернализации это изменение имеет место. 2. Освоение человеком определенной системы пра­вил, представленных в абстрактном виде. В социальной психологии термин интернализация был введен в научный оборот социологом М. Мид для обо­значения факта усвоения человеком культуры других людей, их психологии, обычаев и традиций.

Интерперсональная теория— общее название ряда социально-психологи­ческих теорий и теорий личности, в которых особое значение в формирова­нии личности, управлении социальным поведением людей придается обще­нию и взаимодействию соответствующих людей.

Интерперсональные качества личности— 1. Совокупность качеств лич­ности, проявляющихся в межличностном общении людей, например в про­цессе общения психолога-консультанта с клиентами. 2. Личностные качества человека, выделяемые и описываемые в интеракционистических (интеракци-онистских) теориях личности.

Каналы коммуникаций— социально-психологическое понятие, характе­ризующее процессы обмена информацией, происходящие в малых группах; система личных контактов (взаимодействий) между членами группы, благо­даря которым осуществляется их межличностное общение и происходит об­мен информацией друг с другом.

Климат психологический (социально-психологический)— общая интег­ральная система человеческих отношений, сложившихся в данной социаль­ной группе. Психологический климат включает в себя отношения людей к делу и друг к другу, соблюдение или несоблюдение ими норм морали, удовлетворенность или неудовлетворенность тем, что происходит в группе и за ее пределами, и т. п.

Когнитивного диссонанса теория— социально-психологическая теория, предложенная американским психологом Л. Фестингером. Согласно этой те­ории несоответствие, противоречие или конфликт в знаниях человека о ка­ком-либо объекте, значимом для него, вызывают у человека неприятные эмо­ции, от которых он стремится избавиться путем приведения соответствующих знаний к согласованию или когнитивному консонансу. Добиться состояния когнитивного консонанса человек может одним из следующих способов. 1. Из­менить одни из имеющихся у него знаний таким образом, чтобы они соответ-


ствовали другим. 2. Отбросить, подвергнуть сомнению те знания, которые по­ступили последними по порядку и оказались не соответствующими прежним знаниям. 3. Добавить в систему имеющихся знаний такие новые знания, кото­рые снимают противоречие, возникшее между прежними знаниями.

Коллектив — социальная группа высокого уровня развития. Отличается хорошими личными и деловыми взаимоотношениями, высокой организо­ванностью и эффективностью деятельности, ответственностью, коллекти­визмом, сплоченностью, организованностью, открытостью и информиро­ванностью. В работе коллектива отчетливо проявляется сверхаддитивный эффект.

Коллектива концепция стратометрическая(разработана А. В. Петров­ским) — социально-психологическая теория, представляющая и описывающая систему отношений в развитом коллективе. Согласно ей в развитом коллек­тиве существует три слоя (страты) взаимоотношений: отношения членов кол­лектива к содержанию совместной деятельности (первый слой), межличност­ные отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности (второй слой — главный для коллектива), и эмоционально-непосредственные взаимоотношения (третий слой отношений, который в стратометрической кон­цепции коллектива рассматривается как второстепенный, не характеризую­щий социальную группу как коллектив).

Коллектива концепция параметрометрическая— социально-психологи­ческая концепция коллектива, разработанная Л. И. Уманским. В соответ­ствии с параметрометрической концепцией коллектива группа в своем раз­витии проходит через четыре стадии: диффузная группа (группа, в которой слабая сплоченность и нет внутреннего, организационного единства); груп­па-кооперация (группа, в которой члены только взаимодействуют, коопери­руют друг с другом, но каждый занят своим личным делом; в группе-коопе­рации также отсутствует подлинное внутреннее, организационное единство, характерное для высокоразвитого коллектива); группа-корпорация (это группа, которая уже является внутренне единой, сплоченной, но занята только своими внутренними делами, не делает и не стремится делать ничего полезного для общества в целом); группа-коллектив (внутренне единая, спло­ченная группа, деятельность которой становится полезной не только для ее членов, но и для общества в целом).

Коллективизм — 1. Стремление людей, объединенных в социальную груп­пу, работать вместе, делать все сообща, не противопоставляя личные интересы интересам друг друга. Коллективизм характеризует поведение людей в группе, достигшей уровня развития коллектива, и по своим социально-психологичес­ким проявлениям противоположен индивидуализму. 2. Модель социальной культуры и социальных отношений, основан



2015-11-10 831 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)