Тема 2. ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ 2,1. Биологические причины
В картине отклоняющегося развития выделяются биологические и социально-психологические причины, вызывающие первичное нарушение, рассматриваются специфика их влияния и взаимодействие на разных возрастных этапах онтогенеза. А.Н.Леонтьев писал о том, что проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение. Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия выделили 4 условия нормального развития ребенка: 1) нормальная работа головного мозга и его коры. При наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патологических воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека; 2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; 3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром; 4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе. По времени воздействия патогенные факторы делятся на пренатальные (внутриутробные); интранатальные (в период родовой деятельности и первые семь дней жизни); постнатальные (после родов, имевшие место в период до трех лет). Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. В зависимости от характера биологического патогенного фактора Е.М.Мастюкова выделяет семь основных форм нарушений. 1. При гипоксической форме вследствие асфиксии или клинической смерти ребенка во время рождения наступает кислородная недостаточность мозга с гибелью нервных клеток и малообратимыми изменениями ЦНС. Это может проявиться в детском церебральном параличе, нарушениях речи, интеллекта. Дети, родившиеся в асфиксии, страдают задержками психомоторного и речевого развития, становления личности. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев причина лежит не в самой асфиксии. Известны примеры, когда, несмотря на перенесенную асфиксию, последующее развитие ребенка может идти без осложнений, а некоторые дети (по-видимому, в зависимости от наследственных задатков) достигают высокого интеллектуального развития. Анализ публикаций по этой проблеме показывает, что не продолжительность асфиксии, а действие патогенных факторов в предшествующем периоде в конечном счете определяет прогноз развития. 2. Травматическая форма наблюдается при механических травмах мозга и внутричерепных кровоизлияниях. При этом происходит локальная гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью или гидроцефалия с повышением внутричерепного давления и атрофией участков мозга. Особое место занимает родовая травма, когда наряду с механическими повреждениями наблюдается нарушение мозгового кровообращения и кислородное голодание плода. Такое повреждение вызывает отклонения в психомоторном развитии ребенка: двигательные и речевые расстройства, нарушения памяти и внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Эти отклонения могут сопровождаться головными болями и судорожными припадками. 3. Воспалительную форму нарушения вызывают нейроинфекиии - менингиты и энцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие в виде осложнений при кори, ветряной оспе, гриппе, воспалении легких и т.д. В постнатальном периоде заболевание менингитом может привести к развитию гидроцефалии, глухоте, двигательным нарушениям, задержке психического развития. Перенесенный в раннем детском возрасте энцефалит бывает причиной глубоких задержек психического и моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения. Воспалительные поражения мозга могут возникать в разные периоды его развития. Наиболее тяжелые последствия наблюдаются обычно при внутриутробном поражении вследствие различных инфекционных заболеваний матери (краснуха, грипп, инфекционный гепатит и другие инфекции). 4. Токсические формы нарушений развития чаще всего обусловлены внутриутробными интоксикациями. Причиной может быть прием матерью во время беременности лекарственных препаратов - антибиотиков, сульфаниламидов и др. Действие ядовитых продуктов на ЦНС вызывает задержки развития, умственную отсталость с нарушениями сенсорной сферы и др. Другая распространенная причина — алкоголизм родителей, употребление алкоголя матерью во время беременности. В результате наблюдается сложное сочетание различных отклонений: структурные изменения в ЦНС, костной системе, внутренних органах сопровождаются неврологическими, психическими и нейроэндокринными нарушениями. Эта своеобразная системность нарушений обусловливает характерные клинические проявления - алкогольный синдром плода. Установлено, что у детей, родившихся от матерей, употребляющих алкоголь, наблюдается задержка внутриутробного развития, микроцефалия, черепно-лицевой дисмор-физм. Для новорожденных типичен синдром гипервозбудимости, моторная дискоординация, иногда отмечаются судороги, проходящие после дачи ребенку 0,5 г алкоголя. У ребенка диагностируется синдром алкогольной абстиненции. В дальнейшем для таких детей характерны отставание в нервно-психическом развитии, низкий коэффициент интеллекта, агрессивность, расстройства слуха, речевого аппарата, неврозы, эписиндромы, нарушения поведения. К токсическим причинам относится и прием наркотических средств, в том числе никотина. Установлено, что если женщина выкуривает более 20 сигарет в день, то вес ее ребенка при рождении на 200 г меньше нормы, рост меньше в среднем на 1 см, меньше и окружность головы. Токсическое поражение мозга бывает у детей с наследственными заболеваниями обмена веществ, например с фенилкетонурией (ФКУ). Около 12% умственно отсталых детей имеют в истории болезни именно этот диагноз. Для ФКУ характерно поражение ЦНС и прогрессирующее снижение интеллекта, хотя ранняя диагностика и раннее лечение диетотерапией способствует предупреждению тяжелых нарушений психомоторного развития у этих детей. 5. Эндокринные заболевания также могут стать причиной интоксикации и поражения ЦНС, изменений в костной и соматической сферах, задержек психомоторного развития. Одна из причин этого — недостаточность функций щитовидной железы. Эндокринная система вырабатывает гормоны, поступающие в кровь, лимфу, и регулирует протекание обмена веществ в организме. При нерезком понижении функции щитовидной железы возникает гипотериоз, приводящий к замедлению психического развития. Резко выраженное понижение приводит к снижению интеллекта от легкой дебильности до идиотии. 6. Хромосомные синдромы как причины нарушений в развитии ребенка подразделяются на две основные формы: - аберрации - изменения числа или структуры хромосом, порождающие генный дисбаланс. Хромосомные болезни отличаются, как правило, сложным или осложненным дефектом (в 50% случаев это умственная отсталость в сочетании с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, синдром Дауна); -генные заболевания, когда число и структура хромосом остаются неизменными, а ген, представляющий собой локус (микроучасток) хромосомы и контролирующий развитие определенного наследственного признака, под влиянием радиации, токов высокой частоты и других неблагоприятных факторов внешней среды мутирует и начинает программировать развитие измененного признака. 7. Наследственные заболевания и синдромы с неуточненным типом наследования. Предполагаются очень тонкие изменения небольших участков хромосом, влекущие за собой множественные врожденные аномалии лица, конечностей, соматические и неврологические повреждения, интеллектуальную недостаточность, чаще глубокую, с тяжелыми нарушениями речи. Признаки, передающиеся по наследству, могут проявляться в первом поколении (прямая наследственность), последующих (перепрыгивающая), у родственников второй-третьей степени родства или не обнаруживаться вообще (латентное или скрытое состояние). Согласно статистическим данным, частота повреждений головного мозга у новорожденных составляет около 7 %. Из них около 3 % - умственно отсталые дети, способные обучаться по специальным программам; 0,5 % -глубоко умственно отсталые; около 2 % - дети с органическим поражением мозга без снижения интеллекта, но с нарушениями поведения, речи, моторики; около 2 % - дети с ДЦП и интеллектуальными расстройствами.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1586)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |