Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические параметры дизонтогенеза



2015-11-10 2231 Обсуждений (0)
Психологические параметры дизонтогенеза 4.67 из 5.00 3 оценки




Нарушенное развитие обладает определенной структурой и свойствами. Наиболее структурировано представления о параметрах дизонтогенеза в со­временной психологии были сформулированы В. В. Лебединским. К числу таких параметров относят функциональную локализацию нарушений, время появления нарушений, возрастную динамику формирования межфункцио­нальных связей, особенности взаимодействий между первичными и вторич­ными нарушениями.

1. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения и позволяет выделить частный и общий дефекты. Частный дефект обуслов­ливается дефицитарностью отдельных психических функций - гнозиса, прак-сиса, речи. Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем - под­корковых (снижается уровень бодрствования, психической активности, воз­никает патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства) и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности и сложных специфических человеческих эмоций. Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию.

Дисфункция регуляторных систем (общий дефект) влияет в той или иной степени на все стороны психического развития, нарушения же частных функций более парциальны и могут компенсироваться сохранностью ре­гуляторных и других частных систем. При изучении любых отклонений в развитии требуется обязательный анализ состояния как общих, так и частных нарушений.

2. Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более типичны явления повреждения психики с распадом структуры психической функции.

Временной фактор определяется не только хронологическим моментом повреждения, но и длительностью периода развития конкретной функции в онтогенезе. Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития, например функции с подкорковой локализаци­ей, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые функции имеют более длительный период развития, связанный с воздействием социальной среды, и при раннем повреждении чаще либо стой­ко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

Временной фактор содержит и еще один немаловажный аспект. Как из­вестно, в ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через сензитивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и не­устойчивостью по отношению к вредности. Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия.

Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и под­ростков на различные патогенные воздействия:

сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) — на фоне незрелости всех сис­тем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, же­лудочно-кишечные расстройства;

психомоторный (4-7 лет) — интенсивное формирование корковых от­делов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заика­ние, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским обра­зовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;

аффективный (7-12 лет) — на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аф­фективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротически­ми реакциями;

эмоционалъно-идешорный (12-16 лет) — ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, ипохондрическими идеями, такими как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными ре­акциями протеста, оппозиции, эмансипации.

Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить ее регресс - возврат на более ранний возрастной уровень (как временный, функциональный, так и стойкий, связанный с по­вреждением функции). При более грубом патогенном воздействии (шоковой психической травме, остром начале шизофренического процесса и др.) рег­рессу подвергаются и функции, уже достаточно прочно закрепленные. Явле­ния регресса следует дифференцировать от явлений распада, при которых происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение

Все закономерности, связанные с возрастным параметром, определяют неравномерность отставания в развитии; при общем повреждении нервной системы прежде всего страдают функции, находящиеся в это время в сензи-тивном периоде, затем функции, связанные с поврежденной. Чем тяжелее поражение, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления рас­пада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка обычно состоит из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в сво­ем формировании психических функций.

3. Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

Первичный дефект может иметь характер недоразвития или поврежде­ния, часто наблюдается их сочетание. Механизмы возникновения вторичных нарушений различны.

Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социально-психологическая депривация. Наличие дефекта развития в связи с дефицитом комфортности и частыми ощущениями неуспеха ставит ребенка в особые условия, при которых ограничивается возможность общения, а следо­вательно, затрудняются условия познания окружающей среды и приобрете­ния жизненного опыта. При отсутствии помощи такому ребенку трудности его постепенно возрастают, что приводит и к выраженной педагогической запущенности, и к расстройствам эмоциональной и других сфер личности.

В процессе развития изменяется иерархия между биологическими и со­циально обусловленными нарушениями. Если на первых этапах развития ре­бенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первич­ный дефект, то при отсутствии коррекции в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные нарушения, связанные с затруднениями обучения, и именно они обусловливают социальную дезадаптацию. Однако при своевременной психолого-педагогической коррекции социальная ком­пенсация этой группы детей улучшается.

4. Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфунк­циональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Как отмечают исследователи, развитие представляет собой изменения не столько в работе отдельных функций, сколько в отношениях между ними. Новые функции и их качества возникают в результате перестройки внутри­системных отношений. В современной психологии принято выделять три ти­па межфункциональных связей: явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи.

Первый тип связей, свойственный для ранних этапов онтогенеза, харак­теризуется временной независимостью отдельных функций, в формировании которых явно доминируют процессы дифференциации. Например, до двух лет линии развития мышления и речи идут раздельно, позднее, перекрещива­ясь, они дают начало новой форме развития.

Второй тип называется ассоциативным. Он касается появления целост­ных комплексов пространственно-временной близости. Ассоциативные связи как ведущие наблюдаются на ранних этапах развития. При таком типе взаи­модействия разрозненные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Ассоциативные ком­плексы могут быть различной степени сложности, но сам тип такой органи­зации указывает на малую дифференцированность психических процессов.

Наконец, третий тип - иерархический, наиболее сложный с точки зрения организации. Психические функции, построенные по иерархическому типу, формируются в процессе усложняющейся деятельности и общения. Это мно­гослойная структура, при которой высшие уровни, реализующие работу более сложных функций, подчиняют себе низшие, связанные с действием элемен­тарных психических процессов. Такой тип связей обладает высокой степенью пластичности и устойчивости. Каждый уровень решает самостоятельную за­дачу. В таких условиях автономности каждого уровня нарушения в одном звене при сохранности других ведут к компенсаторной пластичной пере­стройке психического процесса, а не к нарушению его целостности.

В нормальном системогенезе описанные типы связей отражают уровни Функциональной организации психических процессов, а их перестройки и усложнение протекают по закону гетерохронии. В дизонтогенезе имеет место нарушение межфункциональных связей.

Временная независимость функции превращается в ее изоляцию: сама функция стереотипизируется, зацикливается в развитии. Например, при оли­гофрении с явлениями гидроцефалии могут быть хорошими механическая память и речь, но возможности их использования очень ограничены наруше­нием мышления: внешне богатая речь остается на уровне подражательной.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности ЦНС характеризуются повышенной инертностью, в результате возникает их пато­логическая фиксация. Ярче всего это проявляется в познавательной сфере в виде инертных стереотипов.

Больше всего страдает развитие сложных межфункциональных связей -иерархических координации, что выражается в их недоразвитии, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях. Например, дети с ЗПР, уже освоив про­стые счетные операции в речи, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах.



2015-11-10 2231 Обсуждений (0)
Психологические параметры дизонтогенеза 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Психологические параметры дизонтогенеза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)