Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО АНАЛИЗА



2015-11-10 1416 Обсуждений (0)
ТЕМА 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО АНАЛИЗА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель: ознакомить студентов с анализаторной системой человека, показать ее роль в сенсорной оценке качества товаров, раскрыть значение органов чувств человека в восприятии ощущений и осуществлении сенсорного анализа.

План.

1. Анализаторная система человека и механизм восприятия ощущений.

2. Классификация ощущений и их характеристика.

3. Органы чувств человека и факторы, влияющие на их впечатлительность.

 

1. Анализаторная система человека и механизм восприятия ощущений

Сенсорный анализ представляет собой чисто физиологический процесс, в котором участвуют все органы чувств человека.

Органы чувств – это морфофункциональные образования, обеспечивающие восприятие различных раздражений, действующих на живой организм. Органы чувств служат живому организму для взаимосвязи и приспособления к постоянно меняющимся условиям окружающего мира. Но органы чувств только воспринимают раздражения, а ответ на них дают определенные участки коры больших полушарий.

Раздражения от органов чувств к коре больших полушарий должно пройти какими-то путями. Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов обогатил физиологическую науку учением об анализаторах.

Анализаторы – это образования центральной и периферической нервной системы, осуществляющие восприятие и анализ информации о явлениях, как в окружающей организм среде, так и внутри самого организма.

Первоначально физиология органов чувств развивалась как ветвь соответствующих разделов физики (оптики и акустики) и благодаря усилиям Р. Декарта, Г. Гельмгольца и др. накопила многие факты, характеризующие физические свойства органов зрения и слуха.

Учение И.П. Павлова об анализаторах заложило основы естественнонаучного понимания природы и механизмов ощущений. Все анализаторы И.П. Павлов разделил на две группы: внешние и внутренние.

Анализаторы, осуществляющие анализ и синтез явлений окружающей среды, называются внешними (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный).

Анализаторы, осуществляющие анализ явлений, происходящих внутри организма, называются внутренними. Они дают информацию о состоянии желудочно-кишечного тракта, нервной системы и других внутренних органов.

Каждый анализатор состоит из чувствительного периферического (рецепторного) отдела, проводниковой части и центрального отдела- нейронов проекционных зон коры головного мозга.

Периферический отдел анализатора представляет собой нервные окончания – рецепторы, преобразующие определенные виды энергии (световую, звуковую, тепловую) в процесс нервного возбуждения.

В каждом органе чувств помимо рецепторов имеются вспомогательные структуры, которые не только предохраняют рецепторы от повреждения, но и играют большую роль в процессах восприятия раздражения.

Проводниковая часть анализатора представлена различными нервами вегетативной и периферической нервной системы (ядрами таламуса, их проекциями на соответствующие области коры мозга, мозжечком).

В коре головного мозга (центральный отдел анализатора)происходит высший анализ и синтез поступившей информации и ответ на нее.

Таким образом, рецепторы, нерв и определенная зона коры больших полушарий образуют единое целое, обеспечивающее восприятие и распознавание раздражения, а также ответ организма на эти раздражения.

В коре головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей информации, каждый анализатор имеет определенную локализацию. Так, зрительный анализатор расположен в затылочной области; слуховой – в височной области; вкусовой и обонятельный – на внутренней поверхности каждого полушария; тактильный – на участке коры, лежащим по обе стороны от центральной борозды. Некоторые анализаторы имеют несколько проекционных областей, расположенных в различных частях головного мозга.

В корковых отделах анализаторов имеются нейроны, реагирующие только на одно сенсорное раздражение. Это специфические проекционные нейроны. Рядом с ними находятся неспецифические нервные клетки, реагирующие на различные сенсорные раздражители.

Анализаторы характеризуются общими свойствами:

· они имеют чрезвычайно высокую чувствительность к определенным раздражителям. Количественной характеристикой чувствительности является пороговая интенсивность. Чем ниже пороговая интенсивность, тем выше чувствительность рецептора;

· они имеют дифференцированную чувствительность, т.е. способны определять разницу в интенсивности раздражителя. Эта функция анализатора определяется дифференцированным порогом – наименьшей величиной, на которую необходимо изменить интенсивность действия раздражителя, чтобы вызвать едва заметное изменение ощущения;

· они могут приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности и силе действия раздражителя. Это свойство получило название адаптация(привыкание, способность приспосабливаться);

· анализаторам присуща способность к тренингу. Это значит, что повышение чувствительности можно достигнуть тренировками системы

· анализаторы способны некоторое время сохранять ощущения от действия раздражителя даже тогда, когда это действие прекращено;

· при условии нормального функционирования нервной системы отдельные анализаторы находятся в постоянном взаимодействии. Это позволяет анализировать предметы и явления окружающего мира с разных сторон и отображать наиболее объективный их образ.

Человек оснащен маханико- хемо- и фоторецепторами, которые способны реагировать на механическую, химическую и электромагнитную энергию в диапазонах, соответствующих восприятию человека.

Рецепторы выполняют важную роль в анализаторной системе. Они превращают энергию раздражителей с различным потенциалом (различной силы) в энергию электрических импульсов различной силы, которая и передается в нервную систему.

Важной особенностью рецепторного потенциала является четкая количественная зависимость его величины от качественной и количественной характеристики раздражителя. Это особенность дает возможность на рецепторном уровне проводить анализ принятой энергии раздражителя и начинать кодировать полученную информацию, выделять отдельные ее признаки. Благодаря высокой избирательной чувствительности рецепторов, среди множества различных раздражителей ними выбираются только те, которые вызывают образование рецепторного электрического потенциала.

Рецепторный потенциал является первым и важнейшим звеном в цепи последовательных явлений, которые потом возникают в системе соответствующего анализатора.

На высших уровнях сенсорной системы анализатора присутствуют элементы, которые интегрируют информацию, поступающую от разных рецепторов, отбирают ее и сравнивают по определенным признакам с эталонами, которые накапливаются и сохраняются в памяти. Отсюда следует, что в процессе развития человека происходит накопление сенсорных знаний, которые потом используются человеком в его будущей деятельности, в познании окружающего мира.

Современная психология выделяет несколько уровней отражения окружающего мира: сенсорный (восприятие ощущения), перцептивный (невыразительное, неосмысленное ощущение образа или действия – первичный образ), уровень представления (вторичный образ) и языковоосмысленный уровень.

Подсенсорным уровнем понимается объективное отражение предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств человека. Во время восприятия у субъекта из ощущения отдельных свойств формируются целостные образы предметов и явлений.

Перцептивный уровеньэто отображенный субъектом образ предмета или явления на основе прошлого опыта при отсутствии влияния самого предмета на органы чувств.

Уровень представления характеризуется тем, что человек способен отобразить образ предмета или явления на основе прошлого опыта, который сохранился в его памяти при отсутствии влияния самого раздражителя на органы чувств.

Память это способность нервной системы отражать прошлый опыт, одно из основных ее свойств, которое выражается в способности длительное время сохранять информацию о событиях в окружающем мире, в способности много раз вводить ее в сферу сознания и поведения. Психология выделяет в памяти процессы запоминания, сохранения и отображения информации, которые в свою очередь включают процессы узнавания и воспоминания.



2015-11-10 1416 Обсуждений (0)
ТЕМА 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО АНАЛИЗА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО АНАЛИЗА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)