Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Сенсорные методы определения качества товаров



2015-11-10 1268 Обсуждений (0)
Тема 7. Сенсорные методы определения качества товаров 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: ознакомить студентов с различными методами сенсорной оценки, которые могут быть использованы, как рядовыми потребителями, так и специалистами; разъяснить факторы, от которых зависят результаты этих оценок.

План

7.1. Потребительские методы сенсорного анализа

7.2. Аналитические методы сенсорного анализа

7.3. Экспертный метод определения качества товаров

Методы сенсорного анализа делят на три группы; дискриминантные, дискриптивные и предпочтительные.

Дискриминантные(различительные – сравнения, различения, дифференциации) применяют в тех случаях, когда необходимо выяснить, существует ли разница между оцениваемыми образцами. К этой группе методов относят методы парного и треугольного сравнения, дуо-трио ранговый и некоторые другие. Эти методы позволяют определить влияние сырья, рецептурного набора, изменения параметров технологических режимов, условий транспортирования и хранения на органолептические показатели товаров. Различительные методы широко используют также при проверке сенсорных способностей дегустаторов.

Дескриптивные(описательные) позволяют описать качество продукта (профильный метод) и определить величины расхождений между образцами, применяя простые и сложные шкалы.

Применение описательных методов требует привлечения хорошо подготовленных специалистов. В методологии сенсорного анализа описательные методы наиболее важные. Только тогда, когда разработано детальное описание продукта, в исследуемых образцах можно обнаружить действительные различия (дрейф).

Во многих странах проблема определения различий пищевых продуктов является предметом особого внимания. Дрейф продукта может проявиться, например, в такой ситуации. Небольшая модификация рецептуры или технологических режимов не вызывает ощутимых изменений в качестве продукта по сравнению с первоначальным образцом. Следующие изменения технологических параметров также не дали обнаруживаемых различий в показателях качества нового продукта (третьего) по сравнению с предшествующим (вторым). Однако, этот третий продукт может существенно отличаться по качеству от первоначального и обычно в сторону ухудшения. Чтобы избежать дрейфа продукта, необходимо всесторонне изучить его сенсорные свойства и интенсивность проявления этих свойств. Такое использование сенсорного анализа требует применения описательных методов, которые разрабатываются специально подготовленными группами специалистов. Эти специалисты разрабатывают описательную терминологию для различных по интенсивности сенсорных характеристик образцов. Описательные методы широко используются в профильном анализе и балловой системе оценки.

Методы приемлемости и предпочтения используют в тех случаях, когда необходимо знать мнение потребителей о качестве продуктов, поэтому к дегустациям привлекают большое количество потребителей.

Д. Тильгнер предлагает классифицировать сенсорные методы исследования соответственно с направлениями заданий, которые они решают в практической и научно-исследовательской работе: выявление качественных отличий; оценка частичного и общего качества; потребительная оценка качества; контроль качества (табл. 7.1).

В зависимости от подготовки и квалификации дегустаторов сенсорные методы оценки качества товаров можно разделить на потребительские, в основе которых лежит шкала желательности и аналитические, в основе которых лежит шкала интенсивности импульса.

 

Таблица 7.1

 

Классификация сенсорных методов в соответствии с заданием

Функции комиссии Выявление качественных различий Оценка частичного и общего качества Потребительская оценка Контроль качества
Задание Выявление качественных различий Оценка качества Выявление желательности Выявление соответствия стандартам
Использование полученных результатов Исключительно исследовательское Для исследователь-ских сравнительных целей, конкурсов Изучение привы-чок потребителей ОТК, государ-ственный контроль
Функции комиссии Выявление качественных различий Оценка частичного и общего качества Потребительская оценка Контроль качества
Метод определения Физиологический Физиологический и психологический Психологический Физиологиче-ский
Количество членов комиссии 3–10 3–10 40 и более 1–4
Подготовка оценщиков Постоянное спе-циальное обучение Квалифицированнаяспециализация оценщиков Необученные Постоянные эксперты
Проверка чувствительности Перед каждой оценкой Каждый раз при создании комиссии Не проверяется Периодическая проверка
Используемые методы Парный, треуго-льный Сравнительный, балловый, разведе-ния Голосование, анкетный, парный, треугольный Балловый, последовате-льный

 

 



2015-11-10 1268 Обсуждений (0)
Тема 7. Сенсорные методы определения качества товаров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Сенсорные методы определения качества товаров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)