Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория конкуренции и конкурентной борьбы



2015-11-10 7533 Обсуждений (0)
Теория конкуренции и конкурентной борьбы 5.00 из 5.00 10 оценок




 

 

Конкуренция (лат. concurrere) в переводе с латыни означает столкновение, сшибку в результате каких-либо действий.

Продавец (или покупатель) на рынке лишь в редких случаях занимает позицию полного монополиста. В большинстве случаев аналогичную продукцию, предлагают множество фирм или частных лиц. У потребителей возникает возможность выбора, что ограничивает потенциальные экономические злоупотребления: недобросовестное предприятие постепенно растеряет своих клиентов, некачественной продукции они предпочтут изделия других продавцов. Более того, хозяйствующие субъекты в рыночной экономике не могут ограничиться одними «пассивными добродетелями»: не обманывать, не вынуждать переплачивать за товар, не навязывать невыгодных условий. Все это необходимо, но недостаточно. Даже из двух хороших товаров потребитель стремится выбрать лучший, поэтому фирмы вынуждены постоянно искать пути совершенствования продукции, стремясь обогнать других в удовлетворении запросов потребителей.

Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в 18 веке Адамом Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки». Смит обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. Каждый капиталист стремиться только к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что преследуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. Причем делает это боле эффективно и добросовестно, чем, если бы специально ставил перед собой только альтруистические цели. Словно невидимая рука правит миром.

Конкуренция является очень гибким механизмом. Гибкость проявляется в мгновенной реакции на любые изменения обстановки. В тот самый момент, как произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые лучше к ним приспособлены.

Таким образом, в соответствии с принципом «невидимой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.

Конкуренция оживляет рынок, благотворно действуя на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей осуществлять активную инновационную политику. Монополия ведет к стагнации, застою, способствует развитию диктаторских тенденций в экономике, подчинению потребителей интересам бизнеса.

В законе Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" конкуренция определяется как "состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю"[63].

Вот ещё ряд наиболее типичных определений конкуренции:

- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;

- экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации;

- состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;

- соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;

- соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

Соперничество проявляется в предложении новых товаров и услуг, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании и других специальных мерах по продвижению товаров и услуг на рынок.

Конкурентная борьба – это совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента.

Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но суть её всегда одна и та же: стремление продать товаров больше, чем конкурент, отобрав у него часть потенциальных клиентов, и, в конечном счете, получить часть той прибыли, на которую рассчитывал конкурент.

Предметом конкуренции является товар или услуга, с помощь которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это, конечно, удовлетворение потребности. Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары-аналоги либо товары-заменители (субституты). Широкое понимание приводит к более широкому набору конкурентов – здесь действуют все те, кто так или иначе может удовлетворить данную потребность то ли товаром, то ли услугой, то ли «перевести» ее в какую-то иную потребность, то ли вообще исключить ее из жизнедеятельности потребителя.

Объектом конкуренции является потребитель и покупатель.

Выделение предмета и объекта показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар и потребитель, а значит, и различные методы и приемы конкурентной борьбы, и различное их влияние.

Наиболее распространенным критерием классификации рынков в теории конкуренции является тип рыночной структуры. В зависимости от типа рыночной структуры выделяют свободную, монополистическую, олигополистическую конкуренцию и монополию.

Тип рыночной структуры отрасти определяется:

- количеством предприятий-продавцов и покупателей товаров;

- характером производимой продукции (стандартизированная или дифференцированная);

- наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль;

- степенью доступности экономической информации.

Свободная конкуренция характеризуется:

1) большим количеством продавцов и покупателей. У каждого продавца небольшая доля рынка. Поэтому ни один продавец своими действиями или бездействием не может оказать заметного влияния на рыночную цену, и она устанавливается в ходе свободного торга продавцов и покупателей. Цена товара на рынке свободной конкуренции, испытывая значительные конъюнктурные колебания, в среднесрочной перспективе стремится к уровню предельных издержек лучших производителей;

2) однородностью товара. Отсутствием товарных марок. Соответствием качества товара общему стандарту;

3) минимальными и одинаковыми для всех участников рынка законодательными ограничениями, отсутствием торговых привилегий;

4) низкими барьерами входа в отрасль и выхода из неё. Можно быстро увеличить производство товара, на который предъявлен платежеспособный спрос, и так же быстро свернуть или профилировать производство;

5) равной доступностью информации о ситуации на рынке для всех участников.

Примерами рынков свободной конкуренции могут служить рынки зерна, розничной торговли продуктами питания, рынок выездного туризма, рынок общественного питания и др.

Для монополистической конкуренции характерно наличие следующих условий:

1) большое число продавцов и покупателей. Размеры рыночных долей фирм-лидеров составляют в среднем около 10% общего объема продаж на данном рынке;

2) товар дифференцирован. Торговые марки защищены патентами, лицензиями, зарегистрированными товарными знаками;

3) информация распространяется неравномерно. Лидеры рынка имеют эксклюзивные источники информации, вплоть до собственных служб разведки и каналов передачи информации;

4) вход на рынок не затруднен такими барьерами как при монополии и олигополии, но и не настолько легок, как при свободной конкуренции.

Примерами рынков монополистической конкуренции могут служить рынки товаров легкой промышленности, добыча и переработка нефти, маркетинговых исследований, рынок продаж мобильных телефонов, др.

Олигополистическая конкуренция характеризуется следующим набором признаков:

1) на рынке несколько крупных производителей;

2) товар может быть как однородным, так и дифференцированным. Конкуренция брендов и товарных линий;

3) барьеры входа в отрасль высокие;

4) информация распространяется достаточно равномерно, поскольку все участники, в силу своей экономической мощи, имеют равный доступ ко всем источникам и средствам передачи информации.

Примерами рынков монополистической конкуренции могут служить рынки стали,

автомобилей, табачных изделия, мобильной связи и др.

Чистая монополия определяется тем, что:

1) на рынке одна компания;

2) у товара нет субститутов;

3) существуют высокие входные барьеры.

Различают три вида монополии: закрытую, естественную и открытую.

Закрытая монополия – защита от проникновения на рынок обеспечивается юридическим путем (например, патентами).

Естественная монополия – защита обеспечивается использованием какого-либо ресурса, раздел которого между несколькими участниками рынка экономически не целесообразен (например, строительство второго метрополитена в городе).

Открытая монополия – положение монополиста сложилось исторически, и никакой специальной защиты нет.

Монопсония – это монополия покупателя. Производителей много, а покупатель один, чаще – государство (рынок вооружений, например).

Примерами рынков чистой монополии могут служить рынки электроэнергии, газа, метрополитен, железная дорога и др.

Виды конкуренции

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Рассмотрим их, так как это позволит в дальнейшем осуществить тщательную диагностику состояния конкурентной борьбы.

Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству или ассортименту. При межотраслевой (функциональной) конкуренции рассматриваются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственного спроса, то есть речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения.

По методам осуществления конкуренция может быть ценовой и неценовой.

Ценовая конкуренция продажа товара или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурента; неценоваяпредложение товара более высокого качества, с большей надежностью и сроком службы, с более высокой производительностью.

Ценовая конкуренция ведется за счет снижения издержек производства, применения различных скидок, значительного улучшения качества и незначительного повышения цены.

В современном мире ценовая конкуренция утратила прежнее значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «ценовые войны» в открытой форме приводят к снижению прибыльности отрасли в целом, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, но на первый план выходят свойства товара, престижность марки, уровень сервиса и другие факторы окружения продукта. Весь потенциал предприятий направлен в созидательное русло и не носит разрушительного характера, как в случае «ценовых войн». Маркетинговые методы управления предприятием, по сути, являются неценовыми методами конкуренции.

По соответствию действующему законодательству конкуренция может быть добросовестной и недобросовестной.

Добросовестная конкуренция – это конкуренция, осуществляемая открыто на рынке с полным соблюдением действующего законодательства и этических норм.

Недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации[64].

Недобросовестная конкуренция классифицируется на ряд подгрупп.

1. Действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов. Эти действия включают в себя:

- распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;

- введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара и его изготовителей;

- незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами конкурентов;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;

- самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации.

2.Методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К ним относят:

- демпинг, установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;

- экономический шпионаж;

- тайный сговор на торгах и создание тайных картелей[65];

- махинации с деловой отчетностью;

- нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции;

- коррупция и др.

3. Формы ведения конкурентной борьбы, противоречащие антимонопольному законодательству, а так же использование нерыночных форм конкурентной борьбы.

 

Структурный анализ отраслей

 

Для понимания природы конкуренции основной единицей является отрасль, то есть группа конкурентов, производящих товары и непосредственно соперничающих между собой. Суть конкуренции в разных отраслях сильно различается, и вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова. Например, средняя прибыльность в фармацевтической промышленности и в производстве косметики очень высока, а в выпуске стали и одежды – нет.

Для того, чтобы оценить привлекательность отрасли, перспективы данного бизнеса и затем правильно построить конкурентную стратегию необходим структурный анализ отраслей.

Майкл Портер выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыльности в отрасли[66]. Это: угроза появления новых конкурентов, угроза появления товаров-субститутов (заменителей), возможности покупателей, возможности поставщиков, конкуренция между фирмами, уже укрепившимися на рынке (рис.50).

Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли потому, что они влияют на цены, на расходы, которые приходится нести фирмам, на капиталовложения, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли.

Угроза появления новых конкурентов. Появление в отрасли новых фирм ведет к росту производственных мощностей и, как следствие, к падению цен, снижению прибылей. Возведение барьеров для проникновения на рынок новых конкурентов является одной из форм борьбы за обретение конкурентных преимуществ. Характер барьеров может быть

 

 

    Угроза появления новых конкурентов    
           
Возможности поставщиков   ОТРАСЛЬ   Внутриотраслевая конкуренция       Возможности покупателей
           
    Угроза появления товаров-субститутов (заменителей)    

 

 

Рис.50. Модель движущих сил конкуренции М.Портера

 

разным. Как правило, возможность создания барьеров обусловлена высоким уровнем капиталоемкости. В розничной торговле барьеры можно воздвигать, совершенствуя размещение магазинов или создавая другие преимущества.

Барьеры подобного рода называются входными. Примерами входных барьеров могут быть: экономия на масштабах производства, дифференцированная продукция, требование больших затрат на кредиты, технологию, представительство и т.п., недоступность каналов распределения, необеспеченность поставок сырья, отсутствие земельных участков, недостаток опыта и ноу-хау, угроза объединения конкурентов против новичка, снижение цен, патенты.

Существуют и выходные барьеры. Во многих отраслях они стали серьезной помехой долгосрочной прибыльности. Классическим примером служит мировая судостроительная промышленность. Многие страны построили гигантские верфи и вложили в них миллиарды долларов. Когда произошло перенасыщение рынка, инвесторы буквально зубами вцепились в свои капиталовложения, стремясь не допустить быстрой ликвидации имеющихся мощностей и не позволить другим получить прибыль. Примерами выходных барьеров могут служить: необходимость списания крупных инвестиций, нежелание утратить свой престижный имидж, вмешательство правительства, большие затраты на ликвидацию предприятия, в частности на восстановление и рекультивацию земли, профсоюзная оппозиция, протесты поставщиков, клиентуры и посредников.

Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться на рынке. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена сама окупаемость инвестированных капиталов.

В то же время выходные барьеры принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низка. Выходные барьеры могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный характер.

Крайне важно суметь идентифицировать соответствующие входные и выходные барьеры.

Угроза появления товаров-субститутов. Все компании в данной отрасли в широком смысле конкурируют с другими отраслями, которые поставляют продукцию, удовлетворяющую тот же вид потребности. Появление товаров-субститутов ограничивает возможности извлечения прибыли в данной отрасли. Чтобы обнаружить товары заменители, необходимо оглянуться вокруг в поисках других продуктов, которые могут выполнять аналогичные функции. Иногда эти поиски бывают довольно сложными и заводят исследователя в области весьма удаленные от рассматриваемой отрасли. Например, в 60 годы двадцатого века химическая промышленность начала выпуск высокопрочных дешевых пластмасс, которые стали вытеснять металл из машиностроения, строительства и т.д.

Возможности потребителей. Потребители вступают в конкуренцию с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары или услуги более высокого качества и сталкивая конкурентов друг с другом. Сила каждой из наиболее важных групп потребителей в отрасли зависит от факторов, которые характеризуют рыночную ситуацию.

Покупатели обладают большой силой, если они соответствуют следующим критериям: сконцентрированы или покупают большие объемы относительно объемов продаж поставщиков; продукция, которую они покупают, недифференцирована; имеют возможность смены поставщика.

Возможности поставщиков. Поставщики могут оказать давление, угрожая поднять цену или снизить качество товара или услуг. Условия, которые делают группу поставщиков сильными: в ней доминируют несколько компаний, концентрация в ней выше, чем в отрасли, которой она продает свою продукцию; ей не приходится конкурировать с заменителями продукции; ее продукция имеет решающее значение для покупателей; конкретный покупатель не является одним из наиболее важным; ее продукция дифференцирована.

Внутриотраслевая конкуренция. Конкуренция среди функционирующих на рынке компаний следует старым схемам достижения более выгодного положения. Эти схемы включают тактические приемы типа предложения товаров по сниженным ценам, рекламных кампаний, выброса на рынок больших масс товаров, предоставления потребителям дополнительных услуг и гарантий. Соперничество возникает в тех случаях, когда один или большее число конкурентов испытывают трудности или видят возможности улучшения своего положения. Интенсивность конкуренции может варьировать от вежливых джельтменских форм до самых жестких приемов «перерезания глотки».

Портер отмечает ряд факторов, определяющих интенсивность конкуренции: большое число конкурентов или примерное равенство их сил, медленный рост отрасли, высокий уровень постоянных издержек, отсутствие дифференциации, количественный скачок в мощностях, высокие выходные барьеры.

Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности конкретной компании в конкурентной борьбе и ее потенциал. Эти возможности реализуются в форме, называемой «видами поведения фирмы на рынке». В наиболее общем случае выделяют конкурентный и стратегический виды поведения.

Конкурентное поведение. Рынок полностью определяет параметры поведения фирмы, а фирма целиком подчиняется рынку. Степень влияния фирмы на рынок минимальна. Такое поведение характерно для свободной конкуренции.

Стратегическое поведение. Стратегическое поведение означает, что фирма способна оказывать влияние на рынок, то есть она может влиять на устанавливаемую на рынке равновесную цену. Степень влияния зависит от стратегической силы фирмы: доли рынка, имиджа фирмы, наличия информации о рынке. Стратегическое поведение характерно для монополистической и олигополистической конкуренции.

Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть основными экономическими и техническими характеристиками. Каждая отрасль уникальна и имеет только ей присущую структуру. Например, в фармацевтическую промышленность внедриться новому конкуренту сложно, так как нужны огромные затраты на НИОКР и масштабная экономика при сбыте продукции. На разработку заменителя эффективного лекарства уходит много времени. Влияние поставщиков не существенно. Наконец, соперничество между конкурентами было и остается умеренным и сосредоточено не на сбивании цен, которое снижает прибыль во всей отрасли, а на других факторах, например, на НИОКР. Наличие патентов также отпугивает тех, кто собрался конкурировать, копируя чужой продукт. Структура фармацевтической промышленности обеспечивает один из самых высоких доходов от вложенного капитала в крупных отраслях.

Структура отрасли относительно стабильна, но все же может со временем изменяться. Например, консолидация каналов сбыта, имеющая место в нашей стране, усиливает воздействие покупателя. Через свою стратегию фирмы могут также изменять все пять сил в ту или иную сторону.

Поэтому важным является изучение факторов, влияющих на рыночную структуру, определяющую уровень интенсивности конкурентной борьбы.

Факторы, влияющие на рыночную структуру, можно разделить на две категории – факторы нестратегического характера и факторы стратегического характера[67].

Нестратегические факторы определяются объективными основами отрасли и не зависят от поведения фирмы. Стратегические факторы связаны со стратегией поведения фирмы на рынке.

В литературе выделяют четыре группы нестратегических факторов рыночной структуры:

1) минимально эффективный выпуск – это объем производства (сбыта) соответствующий минимуму средних издержек в отрасли. Величина минимального эффективного выпуска определяется, как правило, технологическими особенностями производства, хотя в издержки производства могут входить также расходы на рекламу, НИОКР, расходы на излишнюю дифференциацию;

2) иностранная конкуренция. В условиях открытой экономики иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли;

3) эластичность, направления и темпы изменения спроса. Изменения величины спроса могут оказывать на конкуренцию разноплановое влияние. Рост спроса может вызвать увеличение степени конкурентности рынка, так как стимулирует вход в отрасль новых конкурентов. Но, с другой стороны, рост спроса вызывает снижение эластичности спроса, что увеличивает монопольную власть фирм. Снижение спроса также может вызвать как повышение конкуренции на рынке (усиление ценовой конкуренции, при сокращении объемов продаж каждой фирмы), так и увеличение монопольной власти фирмы (рост объемов продаж фирм в отрасли вследствие масштабного выхода);

4) концентрация покупателей. Концентрация покупателей снижает монопольную власть продавцов.

Нестратегические факторы носят объективный характер и их определение в реальной ситуации не вызывает особого труда. Стратегические факторы определяются поведением предприятия на рынке и поэтому их выявление и диагностика представляют собой самостоятельную задачу.

К стратегическим факторам рыночной структуры относят:

1) согласованность ценовой политики фирм. Высокая согласованность направления и темпов изменения цен служит свидетельством взаимозависимости отрасли, что является одни из условий осуществления монопольной власти;

2) ценовая дискриминация. Использование ценовой дискриминации служит косвенным доказательством наличия монопольной власти фирмы. Типичное проявление ценовой дискриминации – скидки с цены;

3) дифференциация продукции. Дифференциация усиливает рыночную власть фирмы путем создания и поддержания стереотипов поведения потребителей, их приверженности определенной товарной марке через внедрение на рынок имиджа фирмы;

4) горизонтальная и вертикальная интеграция. Горизонтальная интеграция (интеграция в рамках одной фирмы производства разного рода продукции, связанной технологически) способствует укреплению позиций фирмы на всех рынках. Вертикальная интеграция (соединение в рамках одной фирмы последовательных стадий производства товара) также предоставляет фирме большую рыночную власть, так как фирма может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене.

Таким образом, компания может сама определить свои сильные и слабые стороны в своей отрасли, анализируя силы, которые влияют на конкуренцию данной отрасли, и причины, лежащие в их основе.

 

 

14.2. Диагностика состояния конкуренции на рынке

 

 

Оценка уровня и интенсивности конкуренции, выявление намерений конкурентов, характеристика их потенциала, прогнозирование реакции конкурента на те или иные маркетинговые действия носят название диагностики конкуренции на рынке. В диагностике конкуренции существует три направления:

1) аналитическая диагностика, к ней относятся бесконтактные методы оценки (статистические характеристики деятельности конкурентных предприятий на рынке, маркетинговые матрицы, отражающие позиции фирмы и её товаров, индексы рыночной власти фирмы);

2) экспертная диагностика – методы экспертных оценок, построение гипотез и вариантов прогноза о поведении конкурентов на рынке, их тактике и стратегии;

3) имитационная диагностика – использование имитационных моделей, которые разработаны на основе маркетингового наблюдения и позволяют «проигрывать» на компьютере различные варианты конкурентной борьбы[68].

Исходная задача конкурентного анализа заключается в констатации наличия или отсутствия конкурентов на данном рынке и в характеристике модели конкуренции (свободная, монополистическая, олигополистическая, монополия).

Выявление конкурентов осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации, действующей на предприятии.

Основными источниками информации о конкурентах могут быть соответствующие монографии, журналы, справочники.

Важными источниками информации о конкурентах являются выпускаемые ими самими отчеты, проспекты, каталоги, рекламные объявления, материалы выставок и ярмарок. Однако работать с такой информацией следует осторожно, поскольку часть данных может носить сугубо рекламный характер и не соответствовать действительности.

Помимо опубликованных данных, исследование деятельности конкурентов может опираться на информацию, полученную от потребителей, а также от посредников, реализующих товары различных фирм и хорошо знающих сравнительную реакцию покупателей. Основным методом выявления таких сведений является анкетирование потребителей и посредников.

Выявленные фирмы-конкуренты классифицируются, как правило, на основе одного из двух принципов: по товарному принципу или по типу используемой ими стратегии.

Первый подход имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их товар. При этом выделяются следующие основные группы конкурентов:

1) фирмы, производящие и реализующие абсолютно аналогичный товар;

2) фирмы, предлагающие аналогичный товар, но других сортов, марок;

3) фирмы, выпускающие товары-заменители.

Классифицируя конкурентов по типу применяемой ими стратегии, их обычно делят:

1) на тех, кто работает в рамках стратегии низких издержек производства, а значит, осуществляет экспансию на рынках и имеет потенциальную возможность проводить гибкую ценовую политику.

2) на тех, кто использует стратегию дифференциации и, следовательно, может вытеснить на рынке «старые» товары «новыми», улучшенными, более полно удовлетворяющими покупателей.

3) на тех, кто использует стратегию диверсификации и поэтому способен на демпинг.

Для определения типа рыночной структуры используются индексы концентрации, коэффициент относительной концентрации и Херфиндаля–Хиршмана.

Индекс концентрации определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка:

 

 

где– индекс концентрации;

– доля производства (продаж) данной фирмы в объеме выпуска (сбыта) отрасли;

k – число самых крупных фирм исследуемого рынка. Как правило, значение индекса исследуется для трех или четырех крупнейших фирм рынка. В первом случае индекс называется трехдольным, во втором – четырехдольным.

 

Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС) установила следующие толкования границ трехдольного индекса (табл.46):

Таблица 46



2015-11-10 7533 Обсуждений (0)
Теория конкуренции и конкурентной борьбы 5.00 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: Теория конкуренции и конкурентной борьбы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7533)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)