Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ



2015-11-10 1258 Обсуждений (0)
II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




С.И. Ермоленко

Античная литература

Учебно-методическое пособие

для студентов I курса

очного и заочного отделений

факультета русского языка и литературы

6-е изд., испр. и доп.

Екатеринбург 2008


УДК8(37/38) (09)(075.8)

ББКШЗ(0)

А 72

Ермоленко С.И. Античная литература: Учеб.-метод. по­собие для студ. 1 курса очн. и заочн. отд-й ф-та рус. яз. и лит. 6-е изд., испр. и доп. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 69 с.

Дано подробное содержание тем курса «Античная ли­тература»; разработаны практические занятия; представлены списки основной и дополнительной литературы, вопросы для самостоятельной работы, указатель терминов и крат­кий мифологический словарь. Предназначено для студен­тов 1 курса очного и заочного отделений факультета рус­ского языка и литературы педвузов.

Рецензент –докт. филол. наук, проф. Ю.М. Проскурина

 

Уральский государственный

педагогический университет 2008

 


Содержание

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................. 4

II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ................................................................... 5

ΙΙI. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА................................................................................... 6

Значение античности в истории мировой культуры. Литература в системе античной культуры (введение в курс) 6

Мифология – «арсенал» и «почва» античного искусства.................................. 7

Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»................................ 9

(VIII в. до н.э.).................................................................................................................... 9

Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни» (к. VIII - н. VII вв. до н.э.) 13

Греческая лирика раннего классического периода.......................................... 14

(VII-VI вв. до н.э.)............................................................................................................... 14

Греческая литература эпохи расцвета. Греческая трагедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида 18

Древняя аттическая комедия. Аристофан............................................................ 26

Литература эпохи эллинизма.................................................................................. 30

Новоаттическая комедия и творчество Менандра............................................ 30

Римская литература эпохи полисов. Народная комедия Плавта. Бытовая комедия Теренция 31

Римская литература эпохи кризиса полисной системы. Поэты-неотерики и творчество Катулла 34

Литература эпохи принципата Августа............................................................... 37

Творчество Вергилия, Горация, Овидия............................................................... 37

Серебряный век римской литературы (I – начало II в. н.э.)........................... 45

Апулей «Метаморфозы» («Золотой осел»).......................................................... 47

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ................................................................................. 48

Тема 1. Герои гомеровского эпоса как «полные представители национального духа»: принципы и приемы создания образов.......................................................................................................................................... 48

Тема 2. «Эдип-царь» Софокла – классический образец греческой трагедии 50

Тема 3. «Всадники» Аристофана как общественно-политическая комедия 51

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.................................... 52

VI. ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.................................................. 60

Мифы.............................................................................................................................. 60

Художественные произведения............................................................................... 61

VII. УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ...................... 62

VIII. КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ................................................ 63

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса: подготовить будущего учителя-словесника к решению учебно-педагогических задач по обучению античной литературе в общеобразовательном учреждении.

Задачи курса:

1. дать представление об античности, ее значении в
истории мировой культуры, месте литературы в системе
античной культуры, ее специфике и эстетической
ценно­сти;

2. помочь студенту понять основные закономерности
литературного процесса эпохи античности, особенности
возникновения литературных родов, генезиса и динамики
наиболее характерных жанровых форм, увидеть ведущие
тенденции стилевого развития;

3. научить осмыслять важнейшие историко-литературные факты путем знакомства с их интерпретациями в эстетических памятниках античности и научных
исследованиях.

Методы и формы решения поставленных задач.

Изучение античной литературы опирается на акаде­мическую методологию с ее важнейшими принципами историзма и системности, предполагающими "вписан­ность" художественного явления в современный ему исто­рико-литературный контекст, рассмотрение произведения в тесной связи всех элементов его содержательно-формальной структуры. В зависимости от конкретной те­мы курса мы обращаемся к различным методам научного исследования - историко-генетическому, сравнительно-историческому, в том числе типологическому, историко-функциональному, а также к системно-структурному ана­лизу текста.

В центре внимания курса - генезис и развитие лите­ратурных родов (эпос, лирика, драма), свойственных им жанрово-стилевых форм в динамике, эволюции.

Решение поставленных задач осуществляется через лекции, являющиеся теоретической и методологической основой учебно-воспитательного процесса, и практиче­ские занятия, посвященные важнейшим темам курса, на которых студенты овладевают навыками конспектиро­вания и литературоведческого анализа текста. Формы контроля за самостоятельной работой студентов – аудиторные проверочные задания: первое посвящено выявлению степени усвоения античной мифологии (сентябрь); второе –терминологии (тема "Греческая драма" - ноябрь).

Дисциплина "История античной литературы" изучается на I курсе (I семестр). Согласно учебному плану, на ее изучение отводится 32 часа, в том числе лекций - 28, прак­тических занятий - 4.

Форма проверки знаний, полученных в процессе изучения курса, - зачет.

 

II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Тронский И.М. История античной литературы. 5-е изд., испр. М.,1988 (можно пользоваться и др. изданиями)

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. 2 –е изд., перераб. и доп. М., 1972.

Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. 4-е изд., дораб. М.,1986.

Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. 5-е изд., испр. и доп. М.; Л., 2008 (см. также др. издания).

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. 5-е изд. М., 1982.

Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева: В 2 т. М., 1965.

 

ΙΙI. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА

 

Тема 1.

 

Значение античности в истории мировой культуры. Литература в системе античной культуры (введение в курс)

Античная культура - единая культура двух обществ - греческого и римского - эпохи рабовладельческой формации. Географический район распространения античной культуры. Хронологические рамки античности (конец VIII в. до н.э.- V в. н.э.).

Античное общество как особая ступень развития в истории человеческого общества. Основные этапы его развития и связанная с ними периодизация античной литературы: I период - доклассический, архаический (заканчивается к концу VIII в. до н.э.); II период –классический (VII-IV вв. до н.э.); III период - послеклассический - эллинистический, или эллинистически-римский (III в. до н.э. - V в. н.э.).

Место литературы в системе античной культуры (в переходную эпоху - от общинно-родового строя к рабовладельческому, в эпоху полисного строя, в эпоху эллинизма и римского владычества). Социальный, классовый и политический облик античной литературы.

Источники изучения античной литературы.

Античность - одна из ступеней развития мирового искусства: "…плод античного мира, прежде всего Греции, - искусство, которое впервые после тысячелетий брожения духа обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившее временную гармонию человека с природой и его политическим миром..." (Гегель).

Значение античности в истории мировой культуры.

Литература

Радциг С.И. Античная литература: Ее художественное и историческое значение в связи с общей культурой древних греков и римлян. М., 1969.

Дополнительная литература

 

Словарь античности: Пер. с нем. М., 1994.

Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира. М.; Л., 1966.

Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1971.

Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М., 1972.

Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. М., 1971. Античность как тип культуры. М., 1988.

Тема 2.



2015-11-10 1258 Обсуждений (0)
II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)