II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
С.И. Ермоленко Античная литература Учебно-методическое пособие для студентов I курса очного и заочного отделений факультета русского языка и литературы 6-е изд., испр. и доп. Екатеринбург 2008 УДК8(37/38) (09)(075.8) ББКШЗ(0) А 72 Ермоленко С.И. Античная литература: Учеб.-метод. пособие для студ. 1 курса очн. и заочн. отд-й ф-та рус. яз. и лит. 6-е изд., испр. и доп. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 69 с. Дано подробное содержание тем курса «Античная литература»; разработаны практические занятия; представлены списки основной и дополнительной литературы, вопросы для самостоятельной работы, указатель терминов и краткий мифологический словарь. Предназначено для студентов 1 курса очного и заочного отделений факультета русского языка и литературы педвузов. Рецензент –докт. филол. наук, проф. Ю.М. Проскурина
Уральский государственный педагогический университет 2008
Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................. 4 II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ................................................................... 5 ΙΙI. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА................................................................................... 6 Значение античности в истории мировой культуры. Литература в системе античной культуры (введение в курс) 6 Мифология – «арсенал» и «почва» античного искусства.................................. 7 Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»................................ 9 (VIII в. до н.э.).................................................................................................................... 9 Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни» (к. VIII - н. VII вв. до н.э.) 13 Греческая лирика раннего классического периода.......................................... 14 (VII-VI вв. до н.э.)............................................................................................................... 14 Греческая литература эпохи расцвета. Греческая трагедия. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида 18 Древняя аттическая комедия. Аристофан............................................................ 26 Литература эпохи эллинизма.................................................................................. 30 Новоаттическая комедия и творчество Менандра............................................ 30 Римская литература эпохи полисов. Народная комедия Плавта. Бытовая комедия Теренция 31 Римская литература эпохи кризиса полисной системы. Поэты-неотерики и творчество Катулла 34 Литература эпохи принципата Августа............................................................... 37 Творчество Вергилия, Горация, Овидия............................................................... 37 Серебряный век римской литературы (I – начало II в. н.э.)........................... 45 Апулей «Метаморфозы» («Золотой осел»).......................................................... 47 IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ................................................................................. 48 Тема 1. Герои гомеровского эпоса как «полные представители национального духа»: принципы и приемы создания образов.......................................................................................................................................... 48 Тема 2. «Эдип-царь» Софокла – классический образец греческой трагедии 50 Тема 3. «Всадники» Аристофана как общественно-политическая комедия 51 V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.................................... 52 VI. ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.................................................. 60 Мифы.............................................................................................................................. 60 Художественные произведения............................................................................... 61 VII. УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ...................... 62 VIII. КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ................................................ 63 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель курса: подготовить будущего учителя-словесника к решению учебно-педагогических задач по обучению античной литературе в общеобразовательном учреждении. Задачи курса: 1. дать представление об античности, ее значении в 2. помочь студенту понять основные закономерности 3. научить осмыслять важнейшие историко-литературные факты путем знакомства с их интерпретациями в эстетических памятниках античности и научных Методы и формы решения поставленных задач. Изучение античной литературы опирается на академическую методологию с ее важнейшими принципами историзма и системности, предполагающими "вписанность" художественного явления в современный ему историко-литературный контекст, рассмотрение произведения в тесной связи всех элементов его содержательно-формальной структуры. В зависимости от конкретной темы курса мы обращаемся к различным методам научного исследования - историко-генетическому, сравнительно-историческому, в том числе типологическому, историко-функциональному, а также к системно-структурному анализу текста. В центре внимания курса - генезис и развитие литературных родов (эпос, лирика, драма), свойственных им жанрово-стилевых форм в динамике, эволюции. Решение поставленных задач осуществляется через лекции, являющиеся теоретической и методологической основой учебно-воспитательного процесса, и практические занятия, посвященные важнейшим темам курса, на которых студенты овладевают навыками конспектирования и литературоведческого анализа текста. Формы контроля за самостоятельной работой студентов – аудиторные проверочные задания: первое посвящено выявлению степени усвоения античной мифологии (сентябрь); второе –терминологии (тема "Греческая драма" - ноябрь). Дисциплина "История античной литературы" изучается на I курсе (I семестр). Согласно учебному плану, на ее изучение отводится 32 часа, в том числе лекций - 28, практических занятий - 4. Форма проверки знаний, полученных в процессе изучения курса, - зачет.
II. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ Тронский И.М. История античной литературы. 5-е изд., испр. М.,1988 (можно пользоваться и др. изданиями) Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. 2 –е изд., перераб. и доп. М., 1972. Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. 4-е изд., дораб. М.,1986. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. 5-е изд., испр. и доп. М.; Л., 2008 (см. также др. издания). Радциг С.И. История древнегреческой литературы. 5-е изд. М., 1982. Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева: В 2 т. М., 1965.
ΙΙI. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА
Тема 1.
Значение античности в истории мировой культуры. Литература в системе античной культуры (введение в курс) Античная культура - единая культура двух обществ - греческого и римского - эпохи рабовладельческой формации. Географический район распространения античной культуры. Хронологические рамки античности (конец VIII в. до н.э.- V в. н.э.). Античное общество как особая ступень развития в истории человеческого общества. Основные этапы его развития и связанная с ними периодизация античной литературы: I период - доклассический, архаический (заканчивается к концу VIII в. до н.э.); II период –классический (VII-IV вв. до н.э.); III период - послеклассический - эллинистический, или эллинистически-римский (III в. до н.э. - V в. н.э.). Место литературы в системе античной культуры (в переходную эпоху - от общинно-родового строя к рабовладельческому, в эпоху полисного строя, в эпоху эллинизма и римского владычества). Социальный, классовый и политический облик античной литературы. Источники изучения античной литературы. Античность - одна из ступеней развития мирового искусства: "…плод античного мира, прежде всего Греции, - искусство, которое впервые после тысячелетий брожения духа обрело красоту внешнего облика и светлую жизнерадостную ясность содержания, отразившее временную гармонию человека с природой и его политическим миром..." (Гегель). Значение античности в истории мировой культуры. Литература Радциг С.И. Античная литература: Ее художественное и историческое значение в связи с общей культурой древних греков и римлян. М., 1969. Дополнительная литература
Словарь античности: Пер. с нем. М., 1994. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес древнего мира. М.; Л., 1966. Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1971. Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М., 1972. Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. М., 1971. Античность как тип культуры. М., 1988. Тема 2.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |