Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как общественно-политическая комедия



2015-11-10 1473 Обсуждений (0)
Как общественно-политическая комедия 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание: Ознакомиться с указанными в учебно-методическом пособии «Античная литература» (5-е издание, с. 26) исследованиями, посвященными античной комедии (сделать необходимые выписки). Проанализировать комедию Аристофана в заданном аспекте. Подготовить ответы на предложенные вопросы.

 

Вопросы.

1. Происхождение античной комедии, ее историческая основа и этапы эволюции (древнеаттическая, среднеаттическая и новоаттическая). Структура древнеаттической комедии, ее направленность и пафос. Связь с фольклором, обрядовыми действами.

2. Место комедии «Всадники» в творчестве Аристофана. «Всадники» как древнеаттическая комедия: охарактеризовать каждую из частей произведения, ее место и роль в развитии действия, обратив особое внимание на агоны и парабасу.

3. Выделить в тексте комедии приемы сатирического изображения и охарактеризовать их:

– прием иносказания (перенос политики в сферу быта);

– прием конкретизации (материализации) метафоры;

–гипербола и гротеск (в создании образа Пафлагонца-Кожевника);

– прием снижающей параллели (Пафлагонец-Колбасник).

4. Фантастическое начало во «Всадниках», его характер, функции и злободневность общественно–политической проблематики комедии. Особенности выражения в ней авторской позиции. Аристофан как «ярко выраженный тенденциозный поэт» (Энгельс).

 

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Значение античной литературы в истории мировой литературы. Периодизация античной литературы. Место литературы в системе античной культуры. Социальный, классовый и политический облик античной литературы.

2. Понятие о мифе как форме осмысления мира. Связь мифологии с жизнью первобытного общества. Особенности мифологического мышления древних: вера в безусловную реальность того, о чем повествует миф; приписывание человеческих свойств предметам окружающей среды; амбивалентная (двойственная) природа мифа. Мифология как "арсенал" и "почва" античного искусства. Значение мифологии в развитии античной и мировой культуры.

3. Гомеровский вопрос: личность Гомера и происхождение его поэм. Теория единоличного авторства, теория малых песен, теория "зерна", теория коллективного творчества. Синтез этих подходов в современной науке, признание художественного единства гомеровского эпоса. Социально-историческая и мифологическая основы гомеровского эпоса.

4. Понятие о героическом эпосе (эпопее) как жанре: время возникновения, предмет и содержание, основная тема, эпический образ мира, особенности его создания. "Абсолютная эпическая дистанция". Позиция автора. В.Г. Белинский об эпопее. Жанровые особенности поэм Гомера.

5. Принципы эпического стиля (по А.Ф.Лосеву: объективность
повествования, обстоятельная деловитость, отсутствие психологизма, традиционность и стандартность, монументальность, уравновешенное эпическое спокойствие),
определяющие выбор поэтических средств (ретардация, повторы, постоянные эпитеты, развернутые сравнения, торжественный гекзаметр и др.), и их преломление в гомеровском эпосе.

6. Герои гомеровского эпоса как "полные представители
национального духа" (В.Г. Белинский). Представление об идеале человека в гомеровскую эпоху (эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладельческому). Связь героев с общенародной жизнью, с общенародным делом. Художественные принципы и приемы изображения.

7. Особенности дидактического эпоса периода распада общинно-родового строя, роста социальных противоречий. Поэма Гесиода "Труды и дни" как образец дидактического эпоса (в сравнении с гомеровским героическим эпосом), гимн труду и обличение социальной несправедливости. Жанрово-стилевое своеобразие.

8. Греческая лирика: возникновение, связь с общественной жизнью эпохи становления полисной системы, утверждение в лирике человеческой личности, ее права на жизнь и наслаждение. Античная классификация лирики: декламационная и мелическая (песенная). Особенности стиховой формы античной лирики.

9. Декламационная лирика: основные жанры - элегия и ямб,
идейно-художественная направленность, представители.
Творчество Архилоха как выдающегося представителя
ямбической поэзии.

10. Мелическая лирика, ее основные виды - хоровая (Пиндар,
Вакхилид) и монодическая, или сольная (Алкей, Сапфо,
Анакреонт). Судьба пиндарической и анакреонтической лирики в позднейшей литературе.

11. Происхождение греческой трагедии. Организация театральных состязаний. Аристотель в "Поэтике" о главных структурных элементах трагедии: характер, фабула, конфликт, действие. Строение трагедии (пролог, парод, эписодий, стасим, эксод, коммос). Сущность эмоционального воздействия трагедии на зрителей (проблема катарсиса). Народный и патриотический характер греческого трагического искусства.

12. Эсхил - "отец трагедии", тенденциозность поэта периода
становления афинской демократии. Религиозно-мифологическое миросозерцание Эсхила. Общая характеристика и периодизация творчества.

13. Идейно-художественное содержание трагедии Эсхила
"Прикованный Прометей". Общественно-исторический и эстетический смысл образа Прометея (проблема свободы личности, протест против насилия, борьба за счастье человека, за его культуру). Жанровое своеобразие трагедии.

14. Специфика и ограниченность творческого метода Эсхила,
определяющего особенности стиля его трагедий: монолитность образов, лишенных противоречий, отсутствие развития характеров, статичность и монументальность, фактическое отсутствие драматургического действия.

15. Софокл – поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии и начала ее разложения. Творчество Софокла как новый этап в развитии трагедии. Постановка Софоклом в драматургии насущных вопросов времени, связанных с судьбой личности, индивида.

16. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла "Эдип-царь". Двойственное отношение драматурга к решению этой проблемы. Своеобразие конфликта и особенности развития драматического действия в трагедии, живость диалогов, в которых раскрываются характеры героев.

17. Проблема личности и государства, соотношения законов
государственных и религиозных в трагедии Софокла "Антигона". Своеобразие и идейное звучание конфликта, его непримиримость, система образов в трагедии. Особенности выражения авторской позиции. Роль хора в трагедии.

18. Драматургическое мастерство Софокла: создание
характеров, более индивидуализированных, чем у Эсхила,
попытки изображения сложной внутренней жизни героев.
Изображение "людей, какими они должны быть" (Аристотель). Мастерство в построении сюжета, гармоничность композиции, напряженность и целеустремленность действия.

19. Еврипид - "самый трагический из поэтов" (Аристотель), драматург кризиса афинской рабовладельческой демократии. Особенности мировоззрения, общественная позиция. Обзор творчества.

20. Идейно-художественное своеобразие и значение трагедии Еврипида "Медея". Необычная трактовка мифологического сюжета. Мастерство драматурга в раскрытии борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Смелое новаторство Еврипида в создании образа Медеи.

21. "Ифигения в Авлиде" как итог творческой деятельности Еврипида. Гомеровские традиции в трактовке Троянской войны. Идея самопожертвования во имя родины. Своеобразие конфликта. Мастерство в создании образа Ифигении.

22. Особенности драматургического мастерства Еврипида. Глубокий психологизм, создание ярко индивидуализированных, многогранных характеров, напряженность развития действия.

23. Возникновение греческой комедии, ее связь с народными
земледельческими и обличительными песнями, с народной буффонадой. Социальная проблематика древнеаттической комедии, ее политический и обличительный пафос, структура комедии.

24. Аристофан - "отец комедии", тенденциозный поэт, выразитель идеологии земледельцев Аттики. Социально-политическая острота, художественное своеобразие и периодизация его комедийного творчества.

25. Политическая проблематика и своеобразие сатиры в
комедии Аристофана "Всадники". Памфлетный характер
комедии, разоблачение в ней не только классового эгоизма и корыстолюбия рабовладельческой верхушки древних Афин, но и социальной природы демагогии в любом классовом обществе. Сатирические приемы изображения.

26. Критика современной Аристофану философии (софистики)
и связанной с ней морали в комедии "Облака". Споры в науке о правомерности изображения Сократа в качестве носителя софистической "мудрости". Использование в комедии пародии как излюбленного приема Аристофана.

27. Эстетические взгляды Аристофана и их отражение в комедии "Лягушки". Состязание трагических поэтов Эсхила и Еврипида (агон) как важнейшая часть комедии: решение вопросов о назначении искусства, о конечной цели и методах воспитания общественного сознания. Особенности выражения авторской позиции.

28. Особенности поэтики Аристофана: прием снижения, гиперболизм и карикатурность образов, построение их по принципу контраста, комическая "материализация" метафоры. Значение творчества Аристофана для истории мировой сатиры.

29. Аристотель – энциклопедист античности. "Поэтика" Аристотеля - первый теоретический трактат об искусстве: решение вопросов о происхождении и классификации искусств, отношении искусства к действительности, сущности эстетического восприятия, понятии прекрасного, принципах художественной оценки, специфике отдельных видов искусства. Теория катарсиса" ("очищения"). Учение о трагедии как важнейшая часть "Поэтики".

30. Новоаттическая комедия эпохи эллинизма как качественно новый этап в развитии комедийного жанра. Отличие от древнеаттической комедии периода расцвета афинской демократии: основные темы - любовь и частная семейная жизнь; герои - разнообразные варьирования традиционных комических масок (влюбленного юноши, гетеры, хвастливого воина, старика-отца, богатой жены с приданым и др.);
обращение к сфере быта, повседневной жизни людей.

31. Творчество Менандра как ярчайшего представителя
новоаттической комедии: стремление к сглаживанию социальных противоречий, постановка вопросов семьи и быта, совершенствование разработки интриги, построения действия, динамика образов, попытка их индивидуализации, гуманистическая позиция драматурга (на примере комедии "Третейский суд"). Значение комедий Менандра для дальнейшего развития жанра.

32. Римская комедия эпохи полисов: переработка римскими писателями греческого литературного наследия - "новой" комедии. Плавт. Связь его комедий с народными истоками театра: глубокий демократизм, живость и динамизм действия, народность языка. Разнообразие типов комедии в творчестве Плавта. Плебейская идеология Плавта: осмеяние римской военной аристократии в комедии "Хвастливый воин", проблема денег и их влияния на человека в "Комедии о горшке". Приемы создания комического.

33. Связь творчества Теренция с запросами образованной верхушки римского общества. Иная (в сравнении с Плавтом) интерпретация жанра паллиаты (интерес к "стоячей" комедии). Бытовые комедии "Братья" и "Свекровь". Гуманизм и этическая направленность произведений, изящество стиля и языка.

34. Творчество поэтов-неотериков эпохи кризиса полисной
системы. Литературная программа неотериков: воспевание любви и дружбы, призванных заменить мир общественных отношений, потерявший для человека всякую ценность. Претензия на "ученость", ориентация на изощренного читателя. Отказ от больших форм, эпоса и драмы, разработка малых жанров (эпиллий, эпиграмма, элегия). Высокий профессионализм и поэтическое мастерство. Стремление к тщательной отделке произведений.

35. Катулл - самый талантливый поэт школы неотериков.
Основные жанры лирики Катулла, ее ярко выраженный
субъективный характер. Политические эпиграммы Катулла -
продолжателя язвительных ямбов Архилоха. Любовная лирика поэта - выдающееся явление не только римской, но и мировой литературы: открытие сложного внутреннего мира человека, любви как высокого одухотворенного чувства, осознание его трагизма и противоречивости. Искренность тона, изящество стиля, богатство метрики.

36. Литература "века Августа" - периода становления империи. Общая характеристика: литературная пропаганда правительства Августа, кружок Мецената. Ориентация на греческую классику. Расцвет римской литературы: выдвижение на первый план поэзии, тяготение к большим жанровым формам, монументальность стиля. Вергилий и Гораций - выдающиеся поэты эпохи принципата Августа.

37. Вергилий. Жизненная позиция и эволюция мировоззрения.
Общая характеристика творчества Вергилия. Его ранние
произведения - "Буколики" и "Георгики", их связь с произведениями Феокрита и Гесиода, отражение в них римской действительности.

38. "Энеида" Вергилия - поэма, прославляющая историческую
миссию римской державы и рода Августа. Ориентация на Гомера и отличие поэтики Вергилия от гомеровской: возвышенность и облагороженность всех мотивов поэмы; сжатость и сосредоточенность новеллистической композиции вместо гомеровской широты повествования; стремление к психологическому изображению героев у Вергилия вместо пластического изображения у Гомера. Образ Энея как идеал римской доблести. Значение поэмы в античности и в новое время.

39. Творческая эволюция Горация: путь от неприятия к приятию мира, примирению с действительностью (от "Эподов" - к "Одам", от "Сатир" - к "Посланиям"). Ранние произведения: традиции ямбографии Архилоха в "Эподах", связь с моралистической диатрибой в "Сатирах". "Оды": ориентация на монодическую лирику, тематическое и жанровое своеобразие, сложная техника композиции, изысканность стиля и разнообразие метрики, чувство меры ("золотой середины"). Поэт и поэзия как тема од Горация ("Памятник"). "Послание к Писонам" ("Наука поэзии") - эстетическая программа Горация, его поэтическое завещание.

40. Овидий: идейно-эстетическая позиция и периодизация творчества. Скрытая оппозиционность реформам Августа в области семьи и морали в "Любовных элегиях" и "Науке любви". "Метаморфозы" - отображение в мифологических сюжетах и мотивах современной поэту жизни, выразительность и психологизм образов. Значение поэмы как источника знаний об античной мифологии в новое время. Творчество Овидия в изгнании ("Скорбные элегии" и "Послания с Понта").

41. "Серебряный век" римской литературы. Принципиальные
изменения в общественном самосознании (философия стоицизма). Формирование "нового стиля" и его распространение в литературе (трагедии Сенеки, исторический эпос Лукана). Господство сатирического направления (басни Федра, сатиры Персия и Ювенала, эпиграммы Марциала). "Сатирикон" Петрония - сатирический роман бытового содержания: широта охвата римской действительности, своеобризие стиля ("народная" латынь).

42. Поздняя римская литература, особенности ее развития.
Роман Апулея "Метаморфозы" (или "Золотой осел").
Авантюрный сюжет и морально-дидактический пафос произведения. Сатирическое изображение быта и нравов современного автору общества. Отголоски народного творчества в романе. Идейно-композиционная роль вставной сказки об Амуре и Психее. Многозначность и многоплановость романа. Значение "Метаморфоз" для литературы нового времени.




2015-11-10 1473 Обсуждений (0)
Как общественно-политическая комедия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как общественно-политическая комедия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)