Как общественно-политическая комедия
Задание: Ознакомиться с указанными в учебно-методическом пособии «Античная литература» (5-е издание, с. 26) исследованиями, посвященными античной комедии (сделать необходимые выписки). Проанализировать комедию Аристофана в заданном аспекте. Подготовить ответы на предложенные вопросы.
Вопросы. 1. Происхождение античной комедии, ее историческая основа и этапы эволюции (древнеаттическая, среднеаттическая и новоаттическая). Структура древнеаттической комедии, ее направленность и пафос. Связь с фольклором, обрядовыми действами. 2. Место комедии «Всадники» в творчестве Аристофана. «Всадники» как древнеаттическая комедия: охарактеризовать каждую из частей произведения, ее место и роль в развитии действия, обратив особое внимание на агоны и парабасу. 3. Выделить в тексте комедии приемы сатирического изображения и охарактеризовать их: – прием иносказания (перенос политики в сферу быта); – прием конкретизации (материализации) метафоры; –гипербола и гротеск (в создании образа Пафлагонца-Кожевника); – прием снижающей параллели (Пафлагонец-Колбасник). 4. Фантастическое начало во «Всадниках», его характер, функции и злободневность общественно–политической проблематики комедии. Особенности выражения в ней авторской позиции. Аристофан как «ярко выраженный тенденциозный поэт» (Энгельс).
V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Значение античной литературы в истории мировой литературы. Периодизация античной литературы. Место литературы в системе античной культуры. Социальный, классовый и политический облик античной литературы. 2. Понятие о мифе как форме осмысления мира. Связь мифологии с жизнью первобытного общества. Особенности мифологического мышления древних: вера в безусловную реальность того, о чем повествует миф; приписывание человеческих свойств предметам окружающей среды; амбивалентная (двойственная) природа мифа. Мифология как "арсенал" и "почва" античного искусства. Значение мифологии в развитии античной и мировой культуры. 3. Гомеровский вопрос: личность Гомера и происхождение его поэм. Теория единоличного авторства, теория малых песен, теория "зерна", теория коллективного творчества. Синтез этих подходов в современной науке, признание художественного единства гомеровского эпоса. Социально-историческая и мифологическая основы гомеровского эпоса. 4. Понятие о героическом эпосе (эпопее) как жанре: время возникновения, предмет и содержание, основная тема, эпический образ мира, особенности его создания. "Абсолютная эпическая дистанция". Позиция автора. В.Г. Белинский об эпопее. Жанровые особенности поэм Гомера. 5. Принципы эпического стиля (по А.Ф.Лосеву: объективность 6. Герои гомеровского эпоса как "полные представители 7. Особенности дидактического эпоса периода распада общинно-родового строя, роста социальных противоречий. Поэма Гесиода "Труды и дни" как образец дидактического эпоса (в сравнении с гомеровским героическим эпосом), гимн труду и обличение социальной несправедливости. Жанрово-стилевое своеобразие. 8. Греческая лирика: возникновение, связь с общественной жизнью эпохи становления полисной системы, утверждение в лирике человеческой личности, ее права на жизнь и наслаждение. Античная классификация лирики: декламационная и мелическая (песенная). Особенности стиховой формы античной лирики. 9. Декламационная лирика: основные жанры - элегия и ямб, 10. Мелическая лирика, ее основные виды - хоровая (Пиндар, 11. Происхождение греческой трагедии. Организация театральных состязаний. Аристотель в "Поэтике" о главных структурных элементах трагедии: характер, фабула, конфликт, действие. Строение трагедии (пролог, парод, эписодий, стасим, эксод, коммос). Сущность эмоционального воздействия трагедии на зрителей (проблема катарсиса). Народный и патриотический характер греческого трагического искусства. 12. Эсхил - "отец трагедии", тенденциозность поэта периода 13. Идейно-художественное содержание трагедии Эсхила 14. Специфика и ограниченность творческого метода Эсхила, 15. Софокл – поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии и начала ее разложения. Творчество Софокла как новый этап в развитии трагедии. Постановка Софоклом в драматургии насущных вопросов времени, связанных с судьбой личности, индивида. 16. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла "Эдип-царь". Двойственное отношение драматурга к решению этой проблемы. Своеобразие конфликта и особенности развития драматического действия в трагедии, живость диалогов, в которых раскрываются характеры героев. 17. Проблема личности и государства, соотношения законов 18. Драматургическое мастерство Софокла: создание 19. Еврипид - "самый трагический из поэтов" (Аристотель), драматург кризиса афинской рабовладельческой демократии. Особенности мировоззрения, общественная позиция. Обзор творчества. 20. Идейно-художественное своеобразие и значение трагедии Еврипида "Медея". Необычная трактовка мифологического сюжета. Мастерство драматурга в раскрытии борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Смелое новаторство Еврипида в создании образа Медеи. 21. "Ифигения в Авлиде" как итог творческой деятельности Еврипида. Гомеровские традиции в трактовке Троянской войны. Идея самопожертвования во имя родины. Своеобразие конфликта. Мастерство в создании образа Ифигении. 22. Особенности драматургического мастерства Еврипида. Глубокий психологизм, создание ярко индивидуализированных, многогранных характеров, напряженность развития действия. 23. Возникновение греческой комедии, ее связь с народными 24. Аристофан - "отец комедии", тенденциозный поэт, выразитель идеологии земледельцев Аттики. Социально-политическая острота, художественное своеобразие и периодизация его комедийного творчества. 25. Политическая проблематика и своеобразие сатиры в 26. Критика современной Аристофану философии (софистики) 27. Эстетические взгляды Аристофана и их отражение в комедии "Лягушки". Состязание трагических поэтов Эсхила и Еврипида (агон) как важнейшая часть комедии: решение вопросов о назначении искусства, о конечной цели и методах воспитания общественного сознания. Особенности выражения авторской позиции. 28. Особенности поэтики Аристофана: прием снижения, гиперболизм и карикатурность образов, построение их по принципу контраста, комическая "материализация" метафоры. Значение творчества Аристофана для истории мировой сатиры. 29. Аристотель – энциклопедист античности. "Поэтика" Аристотеля - первый теоретический трактат об искусстве: решение вопросов о происхождении и классификации искусств, отношении искусства к действительности, сущности эстетического восприятия, понятии прекрасного, принципах художественной оценки, специфике отдельных видов искусства. Теория катарсиса" ("очищения"). Учение о трагедии как важнейшая часть "Поэтики". 30. Новоаттическая комедия эпохи эллинизма как качественно новый этап в развитии комедийного жанра. Отличие от древнеаттической комедии периода расцвета афинской демократии: основные темы - любовь и частная семейная жизнь; герои - разнообразные варьирования традиционных комических масок (влюбленного юноши, гетеры, хвастливого воина, старика-отца, богатой жены с приданым и др.); 31. Творчество Менандра как ярчайшего представителя 32. Римская комедия эпохи полисов: переработка римскими писателями греческого литературного наследия - "новой" комедии. Плавт. Связь его комедий с народными истоками театра: глубокий демократизм, живость и динамизм действия, народность языка. Разнообразие типов комедии в творчестве Плавта. Плебейская идеология Плавта: осмеяние римской военной аристократии в комедии "Хвастливый воин", проблема денег и их влияния на человека в "Комедии о горшке". Приемы создания комического. 33. Связь творчества Теренция с запросами образованной верхушки римского общества. Иная (в сравнении с Плавтом) интерпретация жанра паллиаты (интерес к "стоячей" комедии). Бытовые комедии "Братья" и "Свекровь". Гуманизм и этическая направленность произведений, изящество стиля и языка. 34. Творчество поэтов-неотериков эпохи кризиса полисной 35. Катулл - самый талантливый поэт школы неотериков. 36. Литература "века Августа" - периода становления империи. Общая характеристика: литературная пропаганда правительства Августа, кружок Мецената. Ориентация на греческую классику. Расцвет римской литературы: выдвижение на первый план поэзии, тяготение к большим жанровым формам, монументальность стиля. Вергилий и Гораций - выдающиеся поэты эпохи принципата Августа. 37. Вергилий. Жизненная позиция и эволюция мировоззрения. 38. "Энеида" Вергилия - поэма, прославляющая историческую 39. Творческая эволюция Горация: путь от неприятия к приятию мира, примирению с действительностью (от "Эподов" - к "Одам", от "Сатир" - к "Посланиям"). Ранние произведения: традиции ямбографии Архилоха в "Эподах", связь с моралистической диатрибой в "Сатирах". "Оды": ориентация на монодическую лирику, тематическое и жанровое своеобразие, сложная техника композиции, изысканность стиля и разнообразие метрики, чувство меры ("золотой середины"). Поэт и поэзия как тема од Горация ("Памятник"). "Послание к Писонам" ("Наука поэзии") - эстетическая программа Горация, его поэтическое завещание. 40. Овидий: идейно-эстетическая позиция и периодизация творчества. Скрытая оппозиционность реформам Августа в области семьи и морали в "Любовных элегиях" и "Науке любви". "Метаморфозы" - отображение в мифологических сюжетах и мотивах современной поэту жизни, выразительность и психологизм образов. Значение поэмы как источника знаний об античной мифологии в новое время. Творчество Овидия в изгнании ("Скорбные элегии" и "Послания с Понта"). 41. "Серебряный век" римской литературы. Принципиальные 42. Поздняя римская литература, особенности ее развития.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1473)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |