Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»



2015-11-10 4407 Обсуждений (0)
Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 4.67 из 5.00 3 оценки




(VIII в. до н.э.)

Гомеровский вопрос: личность Гомера и происхождение его поэм.

Социально-историческая основа героического эпоса: связь гомеровских поэм с эпохой, их породившей (эпохой перехода от общинно - родовой формации к рабовладельческой). "Эпос есть первый зрелый плод в сфере поэзии только что пробудившегося сознания народа. Эпопея может явиться только во времена младенчества народа, когда его жизнь еще не распалась на две противоположные стороны – поэзию и прозу, когда его история есть еще только предание, когда его понятия о мире суть еще религиозные представления, когда его сила, мощь и свежая деятельность проявляется только в героических подвигах" (В.Г. Белинский).

Мифологическая основа гомеровского эпоса - цикл сказаний о Троянской войне.

Переводы Гомера.

Гомеровский эпос: содержание и композиция. Художественное единство гомеровского эпоса.

Жанровая специфика гомеровского эпоса.

Понятие о героическом эпосе-эпопее (В.Г.Белинский "Разделение поэзии на роды и виды").

Поэмы Гомера как героический эпос:

1. универсальность и грандиозность образа мира (мир как Космос, Универсум, огромные народные массы, люди и боги – действующие лица эпопеи);

2. содержание эпопеи - "состояние и быт народа", "субстанциальная жизнь народа" ("Посему народность есть одно из основных условий эпической поэмы...") во всей ее полноте и величавости;

3. предмет изображения - событие общенародного, общенационального характера, которое "пробуждает, вызывает наружу и напрягает все внутренние силы народа", - Троянская война ("Гомер, не бывши современником Троянской войны... был полон гулом падения священного Илиона");

4. "абсолютная эпическая дистанция", определяющая объективированный принцип изображения и особенности авторской позиции в эпопее, когда личностное, субъективное начало отступает на второй план ("все внутреннее глубоко уходит… во внешнее"), автор как бы "растворяется" в событии ("В эпопее господствует событие..."; "сам поэт еще смотрит на событие глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности").

5. тема героического подвига - основная в эпопее ("Во времена младенчества народа жизнь его преимущественно выражается в удальстве, храбрости и героизме");

6. герои эпопеи - "полные представители национального духа" ("герой преимущественно должен выражать своею личностью всю полноту сил народа, всю поэзию его субстанциального духа"); «завершенность» человека в эпосе (М.М. Бахтин: «…сплошь завершен и закончен. Он завершен на высоком героическом уровне… он весь здесь, от начала и до конца, он абсолютно равен себе самому»).

 

" Стилевое своеобразие гомеровского эпоса.

Принципы эпического стиля (по А.Ф.Лосеву) и их преломление в гомеровском эпосе.

1. Объективность повествования: картина мира предстает в героическом эпосе как объективная, существующая как бы вне и независимо от личного сознания художника. Отступления Гомера от принципа объективности повествования - непрямое, косвенное вмешательство автора в изображаемое (описание щита Ахиллеса, место этого эпизода в XVIII п. "Илиады").

2. Обстоятельная деловитость эпоса: любовное внимание ко всякого рода подробностям (в эпосе нет мелочей - все важно и значительно, всякая деталь несет на себе печать великого события, является принадлежностью героического быта).

У Гомера обстоятельная деловитость обусловливает частое обращение к приему ретардации(нарочитая задержка действия): прощание Гектора с Андромахой ("Илиада", VI п.), рассказ о том, как Одиссей получил шрам на ноге ("Одиссея", XIX п.) и др.

3. Отсутствие психологизма:

- внешнее изображение внутренних переживаний (плач Пенелопы в кладовой над луком Одиссея - "Одиссея", XXI п.);

- внешняя мотивировка поступков и чувств - всякое переживание, настроение, определяющее поведение человека, мыслится как вложенное в него богами (примирение Ахиллеса и Приама изображается как происшедшее по воле и при участии богов - "Илиада", XXIV п.).

Зарождение психологического анализа (сцена в палатке Ахиллеса – «Илиада», XXIV п.).

4. Традиционность и стандартность: только традиционное – предмет изображения в героическом эпосе (чем традиционнее, тем ценнее, эстетически значимее).

Гомер немыслим без стандартов: гекзаметр("шестимерник" - древнейший античный размер, который художественно оформляется у Гомера, использовался главным образом в героическом эпосе), повторы, постоянные эпитеты.

Но и растущая индивидуализация изображения, связанная со стремлением Гомера передать свое отношение к происходящему: эпитеты, развернутые сравнения, выражающие отношение автора к войне; способы изображения героев поэм (в свете традиционного представления о героизме эпохи "младенчества народа" и в то же время наделены индивидуальными чертами и особенностями).

5. Монументальность изображения: "...надобно было, чтоб герои события представлялись в отдаленной перспективе, в тумане прошедшего, которые увеличили бы их естественный рост до колоссальных размеров, поставили бы их на котурны, облили бы их с головы до ног сиянием славы..." (В.Г.Белинский).

Гипербола как важнейший прием изображения в гомеровском эпосе (нарочитое преувеличение силы, размера, значения изображаемого). В то же время и снижение монументальности (ссоры героев и богов, история с Терситом).

6. Уравновешенное эпическое спокойствие как результат приобщения личности к общим закономерностям и высшим началам бытия («Илиада», XXIV п.: последствия гнева Ахиллеса исчерпаны, мертвые погребены, душа после бурь и катастроф очищается от всего мелкого, эгоистического).

Значение гомеровского эпоса в истории мировой культуры: "...Илиада" и "Одиссея", будучи национально греческими созданиями, в то же время принадлежат всему человечеству, равно доступны всем векам и всем народам... Греки эпохою своего младенчества выразили младенчество всего человечества, как полные и достойные его представители..." (В.Г.Белинский).

Литература

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т.5 М, 1954. С. 16-18, 32-39. Или: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. Т.2. М., 1948. С. 14-16, 30-38.

Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960.

Дополнительная литература

Сахарный Н. Гомеровский эпос. М., 1976 (ч.1. гл. V, IX, XI, ч. П, гл. IV).

Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962.

История всемирной литературы. Т. 1. С. 316-327.

Голинкевич Н.П. Читаем Гомера: Одиссея. М.,1996.

Гордезиани Р.В. "Илиада" и "Одиссея" - памятники письменности // Античность как тип культуры. М.,1988. С.146-166.

Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.

Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. М, 1991.

Шталь И.В. Гомеровский эпос: Опыт текстологического анализа "Илиады". М., 1975.

Шталь И.В. "Одиссея" героическая поэма странствий М.,1978.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983.

Тема 4.

Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни»
(к. VIII - н. VII вв. до н.э.)

Социально-историческая основа дидактического эпоса: время распада общинно-родового строя, зарождение классового общества - рост социальных противоречий. Стремление приспособить старые идеалы (периода первобытнообщинного строя - героической эпохи) к потребностям нового времени. Превращение героических идеалов в поучения, наставления, мораль. Дидактизм, вызванный потребностями новой эпохи.

Гесиод - первый исторически реальный поэт Греции, представитель дидактического эпоса.

Поэма "Труды и дни" – первый памятник дидактического эпоса. Кодекс нравственных правил и хозяйственных наставлений. Попытка художественного осмысления мира и жизни с позиции свободного крестьянина-земледельца. Суровый характер миросозерцания, отличный от характера гомеровского мировосприятия (Сказание о пяти веках). Первая часть поэмы: автор увлечен этической задачей, его голос поднимается до высокой ноты обличения "царей-дароядцев" (Притча о соловье и ястребе). Вторая часть: звучит голос влюбленного в свою землю и природу крестьянина (описание летнего зноя - "В пору, когда артишоки цветут..."; описание зимы в Беотии).

Образ крестьянина в поэме: сметливый, дальновидный, расчетливый хозяин, весь жизненный уклад которого подчинен земледельческому труду, и поэт, философ-созерцатель ("Глядя в прозрачный источник с бегущею вечно водою...").

Стилевое своеобразие дидактического эпоса (в сравнении со стилем гомеровского героического эпоса):

- сухость и краткость (вместо эпического раздолья поэм Гомера, их многословия и обстоятельной деловитости);

- афористичность как следствие стремления автора к назидательности, моралистике;

- поэтическая зоркость и наблюдательность, мастерство в использовании гекзаметра (эпический стих, предназначенный для воспевания героев и сражений, приспособлен Гесиодом для передачи нового содержания, противоположного по своим идейным установкам содержанию гомеровского эпоса);

- простонародные элементы в языке (крестьянская ориентация автора).

Традиции дидактического эпоса Гесиода в "ученой" греческой поэзии александрийского периода и "Георгиках" Вергилия.

 

Литература

 

История всемирной литературы. T.I. C. 329-332.

Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956.

 

Тема 5.

 



2015-11-10 4407 Обсуждений (0)
Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)