Методы юр. психологии
- метод беседы или метод интервью – в процессе общения в психологически приятной обстановке получить информацию об интересующем - метод наблюдения (визуальный контакт партнёров по общению) - метод самонаблюдения или метод интранспекции – исследователь одновременно является и испытуемым, метод самопознания - экспериментальный метод (следственный эксперимент) - биографический метод (сбор информации, сведений о событиях имеющих отношение к жизни человека) - метод обобщения независимых характеристик (объективное изучение человека с разных сторон) - анализ результатов деят-ти (используется при изучении личности разыскиваемых преступников) - метод проб и изменений (регистрация данных отражающих основные психологические процессы) - метод тестирования (специальный психологический метод – проба-опыт, для анализа личностных черт) - метод составления психологического портрета преступника (ППП) Составление ППП: - криминалистический этап - … - изучения особенностей, признаков, поведения предполагаемого преступника, выбор жертвы, ситуации нападения на неё - виктимологический – углублённое изучение очередной жертвы преступного посягательства - связанный со сбором сведений – относится к внешности предполагаемого преступника, особенности речи и т.д. - аналитический этап – версии о возможной личности преступника, составляется психологический портрет конкретного преступного лица Личность в сфере правоохранительной деят-ти. Психология личности в правоохранительной деят-ти. Индивид – человек с точки зрения его психофизиологических индивидуальных особенностей. Личность – фундаментальное понятие – субъект или участник правоотношений, гражданин, человек правоспособный, дееспособный, лицо. Феномен личности следует рассматривать с точки зрения разных теоретических подходов: - биологический подход к понимаю личности – личность изучается прежде всего с точки зрения её генетических предпосылок формирования и эволюционного развития - экспериментальный – изучение личности идёт от исследования перцептивных (перцепция - процесс восприятия), познавательных процессов, процессов высшей нервной деят-ти чел-ка, их роли в его поведении в различных ситуациях. - социальный – изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности чел-ка - гуманистический – в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность - личность как биолого-социально-психологическая сущность – формируется в результате усвоения человеком общ. форм сознания и поведения общественно-исторического опыта В психологии - личность – соц. качество человека, степень его включённости в системы социальных отношений. Зрелая личность – человек, способный осознавать свои поступки, их значение и соотносить свои действия с ожиданиями общества. Структура и содержание личности. Типология личности. Личностные типы – качественно различающиеся категории, к которым можно отнести различных людей в зависимости от их ведущих наиболее устойчивых свойств. Типология личности, основанная на темпераменте. Темперамент – совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики чел-ка, проявляющихся в его поведении и деят-ти. Холерики Сангвиники Флегматики Меланхолики
астеники (худые) пикники (толстый) атлетик (сильный) дипластик (неправильное телосложение) Карл Густов Юнг в 1923 г. предложил делить всех людей на экстравертов (нацелены на внешние обстоятельства, на внешний мир) и интровертов (нацелены на внутренний мир) Учение Павлова определяет зависимость темперамента от высшей нервной деят-ти, т.е. изучая процессы возбуждения и торможения нервной системы, Павлов выделил 3 процесса: - сила-слабость - уравновешенность-неуравновешенность - подвижность-инертность 4 типа темперамента: - сильный уравновешенный подвижный (сангвиник) - сильный не уравновешенный подвижный (холерик) - сильный уравновешенный инертный (флегматик) - слабый … инертный (меланхолик) Сангвиник характеризуется высокой активностью, эмоциональностью, экспрессивностью поведения, проблемы с сосредоточением внимания. Холерик – высокоактивен, резок, яркие эмоциональные переживания, вспыльчивость, неуравновешенность. Флегматик – сниженная активность во внешней деят-ти, высокая работоспособность и выносливость, поведение не выразительное но ровное, может развиться леность, хладнокровие, при этом преданность и постоянство. Меланхолик – менее вынослив, хорошая концентрация внимания, высокий уровень тревожности, способность к сопереживанию, наблюдению, злопамятности. 14.ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деят-сть органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии. 15.виды ощущений.Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений:обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).Систематическая классификация ощущенийВыделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции.Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. 16.виды восприятия.Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметовЧтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Индивидуально психологические особенности личности юриста. Личность юриста – субъект, который осуществляет профессиональную юр. деят-ть, затрачивая на неё физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные благородные и не всегда благородные цели. В структуре личности юриста выделяются следующие группы свойств: 1) мировоззренческие – отношение к общепринятым соц. ценностям, прежде всего правовое сознание, этические и моральные нормативы: милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства. 2) интеллектуально-мыслительные – к ним относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых так и не стандартных задач, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, а также способность воспринимать информацию в процессе коммуникации 3) психологические – развитость волевого начала, соотношение комформности и нонкомформности, психологическая восприимчивость (эмпатия), правдивость, коммуникативность, самооценка, определённая степень мужества. Физические свойства – состояние здоровья как физиологического, так и психологического здоровья. В структуре личности можно выделить такие компоненты как: - политическая зрелость – принципиальность, правильное понимание общ., гос. долга и т.д. - высокая общая культура – всесторонняя развитость, в том числе интеллектуальная развитость - высокий нравственный уровень - подчинение деят-ти юриста ряду этических норм: уважительное отношение к людям и т.д. - надлежащая общая юр. культура - развитое юр. мышление - глубокое знание законодат-ва и практики его применения - общие юр. практические навыки и умения – навыки исследования фактов… - общекоммуникативные и организационные качества – навыки работы с людьми и знание психологии людей - навыки научно-исследовательской работы - качество общ. деятеля в частности навыки публичных выступлений Нормативное (общеобязательное) Ненормативное (не общеобязательное)
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |