Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы юр. психологии



2015-11-10 492 Обсуждений (0)
Методы юр. психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




- метод беседы или метод интервью – в процессе общения в психологически приятной обстановке получить информацию об интересующем

- метод наблюдения (визуальный контакт партнёров по общению)

- метод самонаблюдения или метод интранспекции – исследователь одновременно является и испытуемым, метод самопознания

- экспериментальный метод (следственный эксперимент)

- биографический метод (сбор информации, сведений о событиях имеющих отношение к жизни человека)

- метод обобщения независимых характеристик (объективное изучение человека с разных сторон)

- анализ результатов деят-ти (используется при изучении личности разыскиваемых преступников)

- метод проб и изменений (регистрация данных отражающих основные психологические процессы)

- метод тестирования (специальный психологический метод – проба-опыт, для анализа личностных черт)

- метод составления психологического портрета преступника (ППП)

Составление ППП:

- криминалистический этап - …

- изучения особенностей, признаков, поведения предполагаемого преступника, выбор жертвы, ситуации нападения на неё

- виктимологический – углублённое изучение очередной жертвы преступного посягательства

- связанный со сбором сведений – относится к внешности предполагаемого преступника, особенности речи и т.д.

- аналитический этап – версии о возможной личности преступника, составляется психологический портрет конкретного преступного лица

Личность в сфере правоохранительной деят-ти.

Психология личности в правоохранительной деят-ти.

Индивид – человек с точки зрения его психофизиологических индивидуальных особенностей.

Личность – фундаментальное понятие – субъект или участник правоотношений, гражданин, человек правоспособный, дееспособный, лицо.

Феномен личности следует рассматривать с точки зрения разных теоретических подходов:

- биологический подход к понимаю личности – личность изучается прежде всего с точки зрения её генетических предпосылок формирования и эволюционного развития

- экспериментальный – изучение личности идёт от исследования перцептивных (перцепция - процесс восприятия), познавательных процессов, процессов высшей нервной деят-ти чел-ка, их роли в его поведении в различных ситуациях.

- социальный – изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности чел-ка

- гуманистический – в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность

- личность как биолого-социально-психологическая сущность – формируется в результате усвоения человеком общ. форм сознания и поведения общественно-исторического опыта

В психологии - личность – соц. качество человека, степень его включённости в системы социальных отношений.

Зрелая личность – человек, способный осознавать свои поступки, их значение и соотносить свои действия с ожиданиями общества.

Структура и содержание личности.

Типология личности.

Личностные типы – качественно различающиеся категории, к которым можно отнести различных людей в зависимости от их ведущих наиболее устойчивых свойств.

Типология личности, основанная на темпераменте.

Темперамент – совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики чел-ка, проявляющихся в его поведении и деят-ти.

Холерики

Сангвиники

Флегматики

Меланхолики

 

астеники (худые)

пикники (толстый)

атлетик (сильный)

дипластик (неправильное телосложение)

Карл Густов Юнг в 1923 г. предложил делить всех людей на экстравертов (нацелены на внешние обстоятельства, на внешний мир) и интровертов (нацелены на внутренний мир)

Учение Павлова определяет зависимость темперамента от высшей нервной деят-ти, т.е. изучая процессы возбуждения и торможения нервной системы, Павлов выделил 3 процесса:

- сила-слабость

- уравновешенность-неуравновешенность

- подвижность-инертность

4 типа темперамента:

- сильный уравновешенный подвижный (сангвиник)

- сильный не уравновешенный подвижный (холерик)

- сильный уравновешенный инертный (флегматик)

- слабый … инертный (меланхолик)

Сангвиник характеризуется высокой активностью, эмоциональностью, экспрессивностью поведения, проблемы с сосредоточением внимания.

Холерик – высокоактивен, резок, яркие эмоциональные переживания, вспыльчивость, неуравновешенность.

Флегматик – сниженная активность во внешней деят-ти, высокая работоспособность и выносливость, поведение не выразительное но ровное, может развиться леность, хладнокровие, при этом преданность и постоянство.

Меланхолик – менее вынослив, хорошая концентрация внимания, высокий уровень тревожности, способность к сопереживанию, наблюдению, злопамятности.

14.ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА. Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувственным формам познания. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс. В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздражителей (напр, более высокая или низкая температура). Накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деят-сть органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собственным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особенностей воспринимающего человека, В жизни восприятие окружающих предметов - динамический процесс. Человек производит множество перцептивных действий чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т. п. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным. Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юр психология может использовать положения инженерной психологии.

15.виды ощущений.Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений:обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).Систематическая классификация ощущенийВыделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводит до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции.Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой.

16.виды восприятия.Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметовЧтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения.Итак, восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Индивидуально психологические особенности личности юриста.

Личность юриста – субъект, который осуществляет профессиональную юр. деят-ть, затрачивая на неё физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные благородные и не всегда благородные цели.

В структуре личности юриста выделяются следующие группы свойств:

1) мировоззренческие – отношение к общепринятым соц. ценностям, прежде всего правовое сознание, этические и моральные нормативы: милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства.

2) интеллектуально-мыслительные – к ним относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых так и не стандартных задач, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, а также способность воспринимать информацию в процессе коммуникации

3) психологические – развитость волевого начала, соотношение комформности и нонкомформности, психологическая восприимчивость (эмпатия), правдивость, коммуникативность, самооценка, определённая степень мужества.

Физические свойства – состояние здоровья как физиологического, так и психологического здоровья.

В структуре личности можно выделить такие компоненты как:

- политическая зрелость – принципиальность, правильное понимание общ., гос. долга и т.д.

- высокая общая культура – всесторонняя развитость, в том числе интеллектуальная развитость

- высокий нравственный уровень

- подчинение деят-ти юриста ряду этических норм: уважительное отношение к людям и т.д.

- надлежащая общая юр. культура

- развитое юр. мышление

- глубокое знание законодат-ва и практики его применения

- общие юр. практические навыки и умения – навыки исследования фактов…

- общекоммуникативные и организационные качества – навыки работы с людьми и знание психологии людей

- навыки научно-исследовательской работы

- качество общ. деятеля в частности навыки публичных выступлений

Нормативное (общеобязательное)

Ненормативное (не общеобязательное)

 



2015-11-10 492 Обсуждений (0)
Методы юр. психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы юр. психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)